Фальстарт предвыборной гонки: кто засветился больше всех

Фальстарт предвыборной гонки: кто засветился больше всех

Аналитика
Укринформ
Торговать лицом задолго до начала избирательной кампании — “хорошая” привычка украинских политиков. Ужасно боятся, видишь ли, задержаться на старте

Следовательно, несмотря на введение военного положения в отдельных областях Украины, очередные выборы Президента Украины состоятся в срок согласно Конституции - 31 марта 2019 года (конечно, если не случится чего-то чрезвычайного). Избирательная кампания, соответственно, стартует в первый день нового года — 1 января. С этого же дня начинается регистрация потенциальных кандидатов в ЦИК и официальная предвыборная агитация, которая должна завершиться в полночь последней пятницы перед голосованием — то есть 29 марта. Все этапы определены де-юре. Однако де-факто Украина сегодня живет не только локальным военным положением, а уж повсеместным предвыборным мандражом. Укринформ присмотрелся, где и чем успели “отметиться” потенциальные кандидаты на главную должность страны еще до того, как во многих удаленных от центра регионах ввели военное положение.

Закарпатье: в тренде — Порошенко, Тимошенко и Вилкул

По количеству агитационных бордов в регионе ощущается старт политической кампании. Материалы и призывы не отличаются ничем от других регионов, хотя некоторые нюансы на Закарпатье таки есть. Если смотреть на общую картину всех политических игроков гонки, то бросаются в глаза борды КМКС (Партия венгров Украины. - Авт.) с призывом “Сохраним мир на Закарпатье”. Однако, по мнению политолога Михаила Шелембы, эти агитплакаты не имеют никакого отношения к президентской кампании.

Что касается лозунгов других политических сил — никаких акцентов на регион в их призывах нет. “Дело в том, что Закарпатье в плане выборов не является столь электорально привлекательным для украинских политиков — здесь всего 1 млн 200 тыс населения, и делать специальные акценты для закарпатского избирателя слишком дорого”, - объясняет Шелемба.

Не осталась незамеченной волна бордов от президента — с ореолом “прочь от Москвы” . Традиционно очень много бордов Юлии Тимошенко с акцентами на социальном и экономическом блоках. Примечательно, что на Закарпатье совсем нет билбордов Бойко — очевидно, местная оппозиция сделала ставку на Александра Вилкула.

Неожиданно для себя закарпатцы увидели Арсения Яценюка с брендом “Народного Фронта”. Много бордов от Евгения Мураева, традиционно висят агит-доски партии “Наш край”. “Очевидно, все это — уже проекция на парламентские выборы. В целом больше всего бордов на Закарпатье у Петра Порошенко, Вилкула и Тимошенко — значит, именно эти игроки будут бороться за электорат региона” - говорит Шелемба.

Бордов Андрея Садового и Анатолия Гриценко, которые занимают одну электоральную нишу, на Закарпатье меньше всего. Хотя были разговоры, что Гриценко поддерживает Виктор Балога, который пользуется авторитетом на Закарпатье, но судя по заявлениям самого Балоги, это пока не так. Итак, с кем Балога на этих выборах — еще непонятно.

Остаются загадкой два типа политических бордов. Речь о “Слуге народа” — непонятно, это политическая реклама (ожидания относительно участия в кампании Владимира Зеленского), или реклама одноименного фильма, который в марте стартует на телеэкранах. Еще есть борды группы “Старые политики” - лозунги, которые политически ориентированы на критику системы — но непонятно, откуда “растут ноги” у этих политических лозунгов и кто представляет этих игроков на Закарпатье.

Черновцы: засилья политических билбордов не наблюдается

Одними из первых в Черновцах еще летом, как и по всей Украине, появились билборды с рекламой «Нового курса Тимошенко». Другие лица потенциальных кандидатов в Президенты Украины начали появляться в Черновцах уже позже. Также много в Черновцах и билбордов и сити-лайтов с изображениями лидера партии «Наши» Евгения Мураева. В меньшем количестве — рекламы «За жизнь», «Самопомочи» и ее лидера Андрея Садового, «Гражданской позиции» с Анатолием Гриценко, лозунгов с подписью Петра Порошенко. Но в целом засилья политических билбордов и сити-лайтов в городе пока не наблюдается. Живые “посещение” города организовали Юлия Тимошенко (не без скандала) и Арсений Яценюк.

Днипро: альма-матер и почти без политики

Политики, которые планируют баллотироваться на пост президента, оставили Днепропетровщину немного в стороне. В октябре Днипро посетила только Юлия Тимошенко — да и то, по ее словам, она приехала, чтобы принять участие в торжествах по случаю празднования 100-летия alma mater лидера “Батькивщины” - Днепровского национального университета им. Олеся Гончара. Попутно Тимошенко встретилась с активом “Батькивщины” и другими сторонниками.

Лидер Радикальной партии Олег Ляшко ездил в Павлоград. Общих встреч он там не проводил, но ярко “зарисовался” на фоне проблем начала отопительного сезона в городе. Если говорить о наружной рекламе, то заметно больше ее на Днепропетровщине у Петра Порошенко и Юлии Тимошенко. Немало сити-лайтов, особенно в Каменском, Сергея Таруты («Страна заработает», «Поверю каждому»). Значительно меньше рекламы Анатолия Гриценко и Александра Вилкула, рекламу с которым можно увидеть в Кривом Роге, Павлограде и Каменском. Печатную продукцию кандидаты еще не раздают.

Но в ОПОРЕ уже предостерегли от угрозы злоупотребления административным ресурсом, публичного позиционирования отдельных руководителей областных государственных администраций, которые фактически начинают действовать как агитаторы. Среди таковых назван, в частности, и председатель Днепропетровской ОГА Валентин Резниченко.

Львов: реклама “своего” кандидата ближе к телу

Во Львове со своими предвыборными программами побывали лидер “Батькивщины” Юлия Тимошенко, Анатолий Гриценко и нардеп Дмитрий Добродомов. Тимошенко встречалась с электоратом в райцентре Стрый, а во Львове она решила встретиться с местными арт-деятелями — театралами, писателями и издателями. На размещенных на Львовщине многочисленных билбордах — Тимошенко со своим лозунгом о новом курсе. А вообще в областном центре преобладает реклама “своего” кандидата в Президенты — городского председателя Андрея Садового с одним словом “Наступний”. Причем без курьезов не обошлось. Коммунальщики установили борды даже по обе стороны входа на одно из городских кладбищ, что, конечно, не осталось без внимания местных острословов.

Одесса: в портовый город не со словом единым

Предвестником приближения предвыборной кампании в Одесской области стал приезд и встречи с местными портовиками и предпринимателями Юлии Тимошенко. Очевидно, лидер "Батькивщины" решила не полагаться только на многочисленные билборды с "Новым курсом...", расположенные вдоль автотрасс, но и лично поупражняться в агитационной риторике в одном из самых крупных городов Украины. И, судя по всему, не только в риторике. Один из сторонников этой политсилы решил агитировать не словом единым, а открыл в Суворовском районе Одессы своеобразную агитплощадку в виде магазина продовольственных товаров по сниженным ценам.

Хотя подобных фактов, которые могут свидетельствовать о реальном старте предвыборной кампании, немного. Средствами внешней рекламы вдоль автомагистралей, преимущественно билбордами и щитами, пропагандируют идеи своих лидеров также партии "Оппозиционный блок", "Самопомич", "За жизнь", БПП "Солидарность", "Наши" и другие. По мнению председателя облорганизации Комитета избирателей Украины Анатолия Бойко, "пока нет оснований утверждать о явных нарушениях предвыборной агитации. Политсилы, которые готовятся к президентскому марафону, в основном ограничиваются размещением билбордов и организационными мероприятиями с целью формирования предвыборных штабов".

Житомир: чем ближе к столице, тем больше работы локтями

Подготовка к предстоящим президентским выборам началась в Житомире в октябре. За полтора месяца в областном центре успели побывать Юлия Тимошенко, Анатолий Гриценко, Руслан Кошулинский вместе с Олегом Тягнибоком, Роман Бессмертный, Андрей Садовый, Валентин Наливайченко, Юрий Деревянко и Александр Шевченко. А Арсений Яценюк отличился оригинальностью, приехав с Министром инфраструктуры Владимиром Омеляном инспектировать ремонт моста на Житомирщине.

Улицы Житомира также заполонила политическая реклама будущих кандидатов в президенты. В частности, больше всего на билбордах и сити-лайтах встречаются Юлия Тимошенко, Сергей Тарута, Евгений Мураев, Анатолий Гриценко, Андрей Садовый, чуть меньше – лозунги Петра Порошенко и фото Романа Бессмертного, Арсения Яценюка и Народного фронта, совсем мало – Александра Вилкула и Ильи Кивы. Борды с рекламой Мураева успели даже облить краской, но их быстро заменили на новые.

Кандидаты начали агиткампанию в информационных палатках. Бесспорным лидером сейчас является Юлия Тимошенко. Остальные партии активизируют свою деятельность по распространению печатной продукции непосредственно перед приездом в Житомир своих лидеров.

Что касается районов области, в последнее время особенно активизировался на севере Житомирщины народный депутат Сергей Пашинский. Очевидно, с прицелом на парламентские выборы. К слову, он работает на округе, за которым закреплен нардеп от БПП Владимир Арешонков. При этом на многих официальных мероприятиях в тех районах они присутствуют вместе.

Харьков: как в сонном царстве
Предвыборная агитация в Харькове выглядит слабо, что, по мнению харьковского политолога Валерия Дудко, свидетельствует о слабых возможностях партий и их лидеров. Например, Михаил Добкин, лидер партии “Христианские социалисты”, и Евгений Мураев из партии “Наши” ограничились встречами с собственным активом в узком кругу.
Встреча Святослава Вакарчука с харьковчанами, несмотря на отказ администрации Национального юридического университета им. Ярослава Мудрого предоставить певцу помещение, таки состоялась — в выставочном центре "Radmir-Expohall". На ней Вакарчук позиционировал себя как общественный деятель и заявлял, что не собирается идти в президенты, но готов поднимать правовую культуру в Украине.
Что касается агитационных билбордов, пока что в Харькове такие плакаты активно представляет партия “Основа”, которая выдвинула кандидатом в президенты своего лидера Сергея Таруту, и партия "Наши", которая сулит Украине, судя по текстам, новый курс развития. Игроки первой линии вроде Юлии Тимошенко в скором времени не планируют приезд на Харьковщину, “обрабатывая” сейчас западные и южные регионы страны.

Сумы: досрочная агитация и черный пиар — уже на улицах города

Несмотря на то, что до официального старта президентской гонки остается больше месяца, на Сумщине отмечается активная деятельность потенциальных кандидатов на должность главы государства. Наружная визуальная реклама, встречи с избирателями, эфиры на местных телеканалах – вот неполный перечень того, каким образом будущие кандидаты и их команды напоминают о себе избирателям в регионе. Как рассказала корреспонденту Укринформа координатор наблюдения за выборами ОПОРЫ в Сумской области Ирина Стегний, в Сумах и Конотопе наблюдатели зафиксировали билборды и ситилайты с изображением Юлии Тимошенко, Евгения Мураева, Сергея Таруты, Арсения Яценюка, Анатолия Гриценко, Ильи Кивы, а также символикой и лозунгами, которые ассоциируются с определенными вероятными кандидатами.

Также на Сумщине выявили рекламные материалы с признаками досрочной агитации. Кроме того, говорит Ирина Стегний, наблюдатели от общественности зафиксировали первые случаи материалов в медиа, которые могут иметь признаки «черного пиара». Так, публикация с одинаковым заголовком «Через Балогу від Гриценка пішов Добродомов – корупційний скандал розгорається» опубликована в трех газетах: «Панорама», «Новости Тростянетчины» и «Новый взгляд Ромещини». Увидеть лица некоторых потенциальных кандидатов можно в других областных и районных газетах «Ваш шанс», «Панорама», «Роксолана» (г. Ахтырка), «Сельские горизонты» (г. Конотоп), «Новости Тростянетчины», «Родной край» (г. Бурынь).

Листовки, которые тоже могут иметь признаки «черного пиара», недавно появились в центре Сум на улице Петропавловская. Материалы были напечатаны на цветном принтере и в текстах и визуальных изображениях критикуют деятельность лидера ВО «Батькивщина» Юлии Тимошенко и ее программу «Новый экономический курс».

Запорожье: занято, свободных мест нет!

В Запорожье все рекламные площади были выкуплены политиками еще в начале лета. Сегодня в городе нет ни одного свободного борда или ситилайта. Сотрудники рекламного отдела одной из местных газет говорят: участники избирательной кампании заранее обсудили, с кем готовы "делить" газетные полосы, а также четко определили список тех, кто ни в коем случае не должен публиковаться с ними на одном развороте.

Чаще всех в Запорожье бывает лидер "Радикальной партии" Олег Ляшко. Он неоднократно посещал главные предприятия города и даже расширил географию посещений в районы области. Лидер ВО "Батькивщина" Юлия Тимошенко приезжала в Запорожье в рамках своего всеукраинского тура. Глава фракции политической партии «Самопомич» в Верховной Раде Олег Березюк встречался с запорожской молодежью и медиками. Пресс-службы Сергея Таруты, Анатолия Гриценко и Александра Вилкула централизованно размещают готовые материалы - чаще всего это аналитика или рейтинги. К слову, в Запорожье именно борды Вилкула время от времени обливают красной краской.

Николаев: газовые счетчики - не подкуп, ямы на дороге — не телешоу

В Николаеве большинство политических сил (причем не только оппозиционных к власти) сейчас активно спекулируют на темах повышения цен на газ и другие коммунальные услуги. В частности, используется своеобразная форма «взяток» избирателю в виде газовых счетчиков, установленных за бюджетные средства. В этом смысле резонанс вызвали действия нардепа Артема Ильюка от партии «Возрождение», который использовал свои связи и возможности во властной верхушке, чтобы выделить из госбюджета субвенцию для приобретения квартирных газовых счетчиков для жителей округа, где он был избран народным депутатом. Это вызвало возмущение не только у жителей Николаева, но и даже среди депутатов, которые ранее были идейными союзниками «Возрождения». Больше всего бигбордов, которые сейчас украшают город, посвящены председателю ОГА Алексею Савченко, члену партии БПП, а также оппоблоковцам Евгению Мураеву и Александру Вилкулу и Сергею Таруте из партии «Основа».

Что касается визита политиков в регион, то за последние несколько недель никто из заметных фигур не приезжал. Чуть ранее своим присутствием николаевцев «развлекали» Юлия Тимошенко и Олег Ляшко, который в прямом эфире считал ямы на одной из худших автодорог Украины Н-11 Николаев - Кривой Рог - Днипро (однако дорога до сих пор не отремонтирована).

Северодонецк: все тихо-тихо сидят в своих агитпалатках

В Северодонецке кандидатов практически лишили возможности рекламировать себя на больших рекламных площадях. До недавнего времени в Северодонецке часто можно было наткнуться на бигборды того или иного потенциального кандидата в президенты. Гражданам точно запомнилась женщина в очках с «новым курсом».

Однако в последнее время предвыборных наклеек и изображений на улицах города практически нет. Не видно и агитационных палаток. Правда, руководитель отдела коммуникаций Северодонецкого горсовета Сергей Линник говорит, что ляшковцы и тимошенковцы соревнуются в количестве запросов относительно мест установки таких палаток («По двадцать за раз»), но на практике они встречаются в единичных экземплярах. Местные чиновники пока держатся подальше от предвыборной суеты.

Татьяна Когутич (Ужгород), Нинель Киселевская (Львов), Виталий Олейник (Черновцы), Михаил Аксанюк (Одесса), Светлана Лигостаева (Харьков), Михаил Бублик (Северодонецк), Алла Мирошниченко (Николаев), Сергей Ханин (Суммы), Ольга Звонарева (Запорожье), Людмила Блик (Днипро), Ирина Чирица (Житомир).

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-