Александр Свистун, руководитель Запорожского Центра развития местного самоуправления
По площади покрытия территории ОТГ — мы первые в Украине
Децентрализация 11.12.2018 15:08 706

Запорожская область входит в число лидеров по количеству созданных объединенных громад. В этом году, 23 декабря, в 8 громадах региона должны были состояться выборы, которые из-за введения военного положения пришлось отменить. С руководителем Запорожского ЦРМС Александром Свистуном говорили о том, как это отразится на жителях и смогут ли громады получить субвенции из госбюджета. Также обсудили успехи и проблемы запорожских ОТГ.

Интервью организовано при содействии Запорожского Центра развития местного самоуправления, созданного при поддержке Программы «U-LEAD с Европой» и Минрегиона Украины.

- ЦИК отменил выборы 23 декабря. Это как-то ощутят жители громад?

- К сожалению, да. Дело в том, что эти восемь громад уже были включены в Государственный бюджет на 2019 год как объединенные, и с 1 января они должны были перейти на прямые межбюджетные отношения с Госбюджетом. Но по факту новосозданные громады не смогут этого сделать, потому как не избрали голову, депутатский корпус - утверждать бюджет некому. Также они не смогут получить инфраструктурную субвенцию, которая предусмотрена законом «О добровольном объединении громад». Второе – громады не смогут воспользоваться всеми преференциями реформы децентрализации, а это опять же дополнительные финансовые ресурсы, более широкие полномочия с точки зрения управления территорией. Каждый совет, который должен был войти в громады, сейчас примет свой бюджет и в таком режиме они будут жить весь следующий год. То есть, для них ничего не меняется.

- А если выборы будут назначены в начале года?

- Все равно ОТГ будут выполнять отдельно свои бюджеты до конца 2019 года. Де-юре, громада создана, но при этом она не получает полномочий. Ситуация очень нехорошая. Самое обидное, что громады прошли процедуру объединения вовремя в соответствии с законом. 

- Предусмотрены ли на законодательном уровне такие форс-мажорные ситуации?

- Это абсолютно нестандартная ситуация. Мы ждем официального разъяснения Министерства финансов касательного того, каким образом будут утверждаться бюджеты. Кстати, 18 декабря заместитель директора Программы "U-LEAD с Европой" от GIZ Андрей Хорват планирует посетить одну из восьми громад — Бильмацкую. Он хочет поговорить с представителями местного самоуправления, услышать их оценку произошедшего.

- На протяжении года Запорожская область была в лидерах по количеству созданных ОТГ. Удалось ли сохранить позицию к концу года?

- Сегодня у нас создана 51 громада. Плюс  появился город областного значения – Бердянск, который присоединил к себе пригородные территории - Азовский и Нововасильевский сельские советы. Всего в Украине 22 таких города, Бердянск в их числе.

Согласно мониторингу реализации реформы децентрализации, мы входим в так называемую «зеленую зону». По предварительной информации, мы в тройке лучших. Если говорить с точки зрения критериев, таких как площадь покрытия региона ОТГ - мы занимаем первое место в Украине. На сегодня этот показатель составляет около 65%. В городах и селах, не объединенных ОТГ, проживает всего 10% от общего количества. То есть 90% с учетом жителей городов областного значения проживает в ОТГ и больших городах.

- Какие слабые стороны есть у наших громад?

- В Запорожской области много мелких громад, - численность населения которых менее 5000. Но как показывает практика, не всегда малочисленная громада является недееспособной.

- Например?

- Смирновская ОТГ Бильмацкого района. Численность населения чуть больше 3000, но при этом громада имеет профицитный бюджет. К ним применяется реверсная дотация - часть их дохода изымается в пользу госбюджета. Это говорит о том, что эта территория самодостаточна. Они продуцируют больше налога с доходов физических лиц на душу населения нежели средний показатель по Украине.

- Если много мелких ОТГ, значит есть необходимость укрупняться?

- Это неизбежный процесс. Укрупнение ОТГ - это следующий этап. Процедура такая же, как и при создании ОТГ. Я пока не буду афишировать и называть громады, в которых уже обсуждаются подобные инициативы.

При объединении многие в какой-то степени проигнорировали методику, утвержденную Кабмином, и не учли те рекомендации, которые давали мы как консультативный центр. Они на практике пришли к тому, что их ожидания не оправдались, им придется укрупняться.

Не все громады могут эффективно реализовывать те полномочия, которые им делегированы. Прежде всего, с точки зрения финансового и кадрового обеспечения.  Кадры — это одна из самых главных проблем, вторая – количество населения и объем услуг, предоставляемых на территориях. Важно иметь количество потребителей муниципальных услуг для того, чтобы те же Центры предоставления административных услуг выходили на уровень самосодержания, а для этого нужно оказывать ряд оплачиваемых услуг. То же самое и с медициной, и образованием, поскольку размер субвенции на данные сферы зависит от количества учеников и жителей соответственно.

- У нас есть пример укрупнения громад?

- Да, Воздвиженская громада Гуляйпольского района. Сегодня уже можно говорить об этом, процесс укрупнения стартовал. Изначально там объединились два сельсовета, сейчас запущена процедура присоединения еще одного.

Укрупнение — естественный процесс. Практика показывает, что это оправданно с точки зрения развития территорий, расширения их ресурсной базы и экономического потенциала.

- Вы сказали, что у нас есть один город областного значения, который присоединил к себе сельсоветы. А готовы ли к этому Энергодар, Токмак, Запорожье, Мелитополь?

- Энергодар уже окружен громадами. Токмак - депрессивная территория, и этот статус отталкивает, да и сам город не инициирует. Нет инициативы и от Запорожья. Существующие границы города более чем достаточны и потребности в присоединении советов нет, хотя были обсуждения возможности присоединения Балабинского поселкового совета.  А вот Мелитополь проявляет активность. Они пошли немного другим путем, нежели Бердянск: решили поработать в формате межмуниципального сотрудничества и заключили договор с двумя сельскими территориями. Суть договора заключается в том, что городской ЦПАУ открывает в двух сельских советах два отдаленных рабочих места. То есть, на базе этих сельских советов будет работать представитель городского ЦПАУ и предоставлять более широкий спектр услуг. Следующим этапом сотрудничества, вероятнее всего, и будет их объединение. Это законы урбанистики. Все большие муниципалитеты когда-то были небольшими населенными пунктами, которые разрастались за счет поглощения смежных территорий.

- Насколько активно громады заключают договоры межмуниципального сотрудничества?

- К сожалению, мы не имеем такого большого количества договоров, как, к примеру, у наших коллег из Полтавской области. Если у них около сотни договоров, то у нас — пока 8, из которых 6 подписаны, 2 – в процессе. Мы анализировали ситуацию и пришли к выводу, что слишком сложная процедура — требуется несколько решений сессии местных советов. По факту, она повторяет процедуру объединения громад. Сегодня многие громады сотрудничают, но не в рамках договора ММС, а заключают обычные договоры о софинансировании. Но тут есть один большой минус — в рамках этих договоров, они не могут получать помощь доноров и не могут привлекать средства ГФРР (Государственного фонда регионального развития — ред.). Отмечу, что договор о межмуниципальном сотрудничестве подписан между Веселовской и Новоуспеновской громадами. Предмет договора – создание удаленного рабочего места. Веселовцы и новоуспеновцы подали совместный проект в ГФРР, сейчас он на стадии рассмотрения. Смета многомиллионная. Надеюсь, что их проект будет отобран и профинансирован.

- Вы сказали о помощи доноров, чем они помогают громадам?

- К примеру, второй компонент Программы U-LEAD обустраивает ЦПАУ. Сегодня наши громады активно принимают участие в этом процессе. 15 ОТГ Запорожской области стали бенефициарами Программы U-LEAD. Речь идет о покупке оргтехники, мебели, программного обеспечения, обучении персонала. От громады необходимо помещение, которое соответствует требованиям, его ремонт должен быть проведен за деньги громады.

- Насколько сегодня выстроен диалог между громадами и бизнесом?

- Широковская ОТГ позиционируют себя как громада, которая активно сотрудничает с бизнесом. Они создали агентство развития,  среди основных задач которого —установление тесного сотрудничества с представителями бизнеса. Как результат, у них каждый месяц проводятся встречи: «власть-бизнес-жители».Таким образом, бизнес видит, куда идут их налоги. Широковской громаде удается убедить предпринимателей выходить из тени и платить налоги.

Мы постоянно консультируем громады. Есть много вопросов, в том числе и те, которые не урегулированы в законодательном поле.

Программа «U-LEAD с Европой» финансируется совместно Европейским Союзом и государствами-членами Данией, Эстонией, Германией, Польшей и Швецией и поддерживает реформу децентрализации и ее секторальные направления.

Ольга Звонарева, Запорожье

Фото Дмитрия Смольенко

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-