Татьяна Татарчук, директор Черновицкого Центра развития местного самоуправления
Настало время административного объединения
Децентрализация 26.12.2018 19:00 50

Черновицкая область находится на седьмом месте среди регионов Украины относительно процесса децентрализации в 2018 году. За год образовалось 5 новых ОТГ. Наибольшим достижением специалисты считают сохранение темпов реформы децентрализации и принятие перспективного плана, который покрывает 90% населенных пунктов области. Хотя соглашаются, что в этом году удалось сделать далеко не все запланированное. Поэтому проблем и вызовов в следующем году остается немало.

Об успехах и просчетах реформы децентрализации на Буковине корреспондент пообщался с Татьяной Татарчук, директором Черновицкого Центра развития местного самоуправления, созданного при поддержке Программы «U-LEAD с Европой» и Минрегиона.

– Расскажите, с чем начали этот год и как область развивается в процессе реформирования власти?

– Текущий год наша область начала с 26 объединенными территориальными громадами, которые уже работали на прямых межбюджетных отношениях, а завершаем его 33 громадами, которые с первого января 2019 года будут работать напрямую с государственным бюджетом, – говорит Татьяна Татарчук. – Две громады сформировались еще в конце прошлого года, но выборы прошли в апреле этого года и еще 5 образовалось в течение 2018-го. Наша область в нынешнем году была на восьмой, шестой и сейчас мы находимся на седьмой позиции в общеукраинском рейтинге относительно процессов децентрализации власти по ряду показателей.

Подавляющее большинство уже существующих ОТГ Буковины насчитывают более 5 тысяч населения. Также в Черновицкой области находится одна из крупнейших громад страны – в Сторожинецкой ОТГ проживает более 40 тысяч жителей.

Всего в области уже объединены 118 населенных пунктов – это 43,5% от общего количества громад, всего 271 территориальная громада. 43% территории области охвачено ОТГ, или 3,5 тыс. кв. км. Проживает в ОТГ 36% или 330,5 тысячи жителей области.

О перспективном плане ОТГ

- Одним из успехов реформы децентрализации на Буковине считают одобренный Кабмином перспективный план ОТГ в новой редакции. Он покрывает более 90% территории области. Им предусмотрено 42 ОТГ на территории нашего региона...

– На самом деле, это хороший результат - 90% покрытия области. Есть, конечно, области, которые уже имеют по 100%, но есть и такие, которые далеко позади нас в этом процессе. Перспективный план нам вернули на доработку в части трех так называемых «белых пятен». Это территории, в которых пока не определены окончательно отношения относительно объединения, или не соответствовали методике, или были другие предостережения. Это территории Сокирянского района. Там облгосадминистрация планировала 11 сельских советов присоединить к Сокирянской ОТГ. Конечно, это не соответствовало методике, особенно в части доступности. Также вернули часть территории Глыбоцкого района. Там фигурировали несколько громад, которых не было раньше в перспективном плане и которые никогда не брались во внимание ранее. То есть, появились новые центры. Таким образом пытались переформатировать уже существующие громады. Но поскольку эти предложенные громады с новыми центрами не рассматривались ранее на предмет состоятельности, то правительство отправило на доработку этот вопрос. Третьей «белым пятном» стала территория Киселевской ОТГ, которая в предыдущем перспективном плане была в составе Ставчанской громады. Поскольку в этих громадах не наблюдается объединительных процессов, никакие решения на администрацию не поданы, то, возможно, правительство правильно сделало, что отправило этот план на доработку.

– Что им дальше надо будет сделать?

– Прежде всего, надо будет в каждой громаде детально обсудить их видение будущей жизни в ОТГ. Конечно же есть составляющая методики и финансовой состоятельности, это мы делаем с нашими экспертами. По финансовым возможностям, например, выглядит так, что на территории Глыбоцкого района могут быть еще по крайней мере две громады, но никак не четыре или пять. Правительство сейчас достаточно негативно относится к небольшим громадам, которые находятся в последней сотне по финансовым возможностям. К сожалению, в Черновицкой области сейчас таких ОТГ немало. Поэтому не будет стимулироваться создание небольших громад из двух-трех сел.

– Какие сроки? Когда надо будет снова подать доработанный перспективный план объединения громад?

– До марта следующего года этот план должен уже быть на утверждении в Правительстве. То есть времени не так много, ведь перед этим перспективный план готовит и согласовывает областная администрация и утверждает областной совет. И уже потом отправляют на согласование в Кабмин. Поэтому сборы на местах нужно проводить как можно скорее.

Сыроварня, строительство и яблоневая агломерация

– Какие бы могли выделить громады из первопроходцев реформы и новообразованных? У кого больше перспектив и энтузиазма?

– Приятно отметить, что, несмотря на четвертый год реформы, темпы не уменьшаются. 5 громад за год – это хороший результат для Черновицкой области. Люди не потеряли веру в реформу, несмотря на то сопротивление и сложные процессы, которые иногда сопровождали процесс децентрализации. Говоря о 10 ОТГ, которые объединились первыми в нашей области в 2015 году, у них было больше времени и ресурсов, чтобы должным образом отремонтировать и модернизировать собственную инфраструктуру. Чтобы, так сказать, «стать на ноги», разработать свои стратегии развития и уже сейчас активно работать над формированием и реализацией проектов развития.

Среди этих первых ОТГ могу отметить, например, Волоковскую громаду, которая первой решилась на новое строительство в пределах средств, предоставленных инфраструктурной субвенцией. И в 2018-м эта громада может похвастать прекрасным новым детским садиком в селе Валя Кузьмина, прекрасной новой амбулаторией. В этой громаде, в отличие от области и целой страны, наблюдается положительный прирост населения, не хватает мест в садиках и школах. Здесь реализовали свои амбициозные планы, мы посетили эти новые построенные объекты и это действительно дает надежду, что в громаде все будет хорошо.

Также можно вспомнить и о Великокучуровской громаде, которая с первого года образования взяла курс на улучшение услуг, на улучшение доступности. Громада, которая активно вкладывает ресурсы в ремонт дорог и это действительно ощутимо – большинство центральных дорог в громаде качественно восстановлены. По территории этой громады приятно проехаться. Восстановлен ряд учреждений медицинской сферы, отремонтирован дом культуры, построен Центр предоставления административных услуг. В новом ЦПАУ, кстати, в этом году запустили услугу выдачи загранпаспортов, а в следующем - планируют ввести электронную очередь. Это дало дополнительный и немалый доход в местный бюджет. Ведь громада находится недалеко от областного и районного центров и много клиентов из городов, где большие очереди, пришли в село.

Среди успешных громад следует выделить также и Глыбоцкую ОТГ. В этом году она активно работала в контексте развития кооперативного движения. Известной на всю страну стала Глыбоцкая сыроварня «Добрі ґазди». По замыслу, продукцию сыроварни должны были покупать жители громады, для садиков, для школ. Но затем спрос на сыры стал расти. Поэтому позже открыли магазин на территории сыроварни, еще одну точку продажи в Черновцах, принимают участие в различных выставках-продажах молочной продукции, ею начинают интересоваться и зарубежные потребители. Также неподалеку от сыроварни открыли и апитерапевтичний комплекс «Мивіра», где можно оздоровиться (сон на пчелиных ульях). И вместе это стало туристическим местом. Ведь на сыроварню водят экскурсии, показывают процесс сыроварения, хранения продукции, тут же в магазине каждый желающий может купить этот сыр. А потом посетить и апитерапевтичний комплекс, поесть меда, купить продукты пчеловодства и оздоровиться там. Для привлечения туристов и потребителей здесь развивают инфраструктуру, ремонтируют дороги, устанавливают уличное освещение и тому подобное. Это уже такой себе производственно-туристический кластер, который будет работать только на положительный имидж громады.

Есть примеры хорошего сотрудничества этих первых громад с новыми. Например, Недобоивская ОТГ вместе с Рукшинской, Клишковецкой и новообразованной Хотинской громадой активно работают над реализацией очень амбициозного проекта, который назвали «Яблоневая агломерация». Она направлена на то, чтобы продукцию садоводства, которая производится на территории этих ОТГ, можно было бы перерабатывать, упаковывать и отправлять на экспорт. Кстати, этот проект был представлен на третьем форуме объединенных территориальных громад в Киеве, как довольно мощный и перспективный проект. Продукцию этих громад могли попробовать все украинцы.

Среди тех ОТГ, которые образовались во вторую и третью очередь, хотела бы отметить Вижницкую громаду. Она известна тем, что очень активно привлекает разнообразные ресурсы за счет различных проектов, в частности, на ГФРР (Государственный фонд регионального развития) и эти проекты очень перспективны. Громада в этом году подала проект формирования собственной пеллетной линии. Это даст возможность для создания новых рабочих мест, обеспечения коммунальных учреждений собственным сырьем, решения многих вопросов по энергосбережению.

Есть много и других, в том числе и новообразованных громад, которые сразу же взялись реализовывать себя в амбициозных планах.

Детенизация и портфолио громад

– В каких отраслях реформы видите наибольшие успехи?

– Этот год мы начали под девизом увеличения поступлений в местные бюджеты. И диверсификация источников поступления, и оптимизация расходов. Громады Черновицкой области - не в лидерах финансовой состоятельности. Есть большие области, бездотационные, есть большие громады, на территории которых находятся крупные предприятия. У нас таких нет. Поэтому в 2018-м мы взяли курс на оптимизацию расходов и увеличение поступлений. Это была работа по детенизации собственного бизнеса, введение должностей инспекторов труда. Были встречи с представителями ГФС, которые обещают сотрудничать относительно более открытых баз данных налогоплательщиков. Такое сотрудничество позволит выявить, кто платит налоги, кто уклоняется, где есть наемная рабочая сила, где скрывают эти данные и тому подобное. То есть, процесс детенизации – это неизбежный процесс для громады, которая планирует быть успешной.

Второе, это улучшение инвестиционной привлекательности. Сначала провели инвентаризацию тех ресурсов, которые имеются в громадах. В первую очередь земельных. А таких ресурсов в громадах немало – и законсервированные источники минеральной воды, и гипсовые месторождения. Также продолжаем формировать инвестиционные профили или портфолио ОТГ. Для того, чтобы можно было позиционировать себя для внешнего инвестора, для наружного предпринимателя, территория должна быть со сформированными предложениями. Это определенные участки, возможно, производственные помещения, которые не используются. Все это говорит, что громады едва ли не впервые стали серьезными игроками на поле подготовки и реализации крупных инфраструктурных проектов. Раньше это были органы исполнительной власти регионального уровня – областные, районные администрации, общественные организации, которые работали в партнерстве с органами местного самоуправления. Сейчас мы говорим о том, что уже в самих громадах выросли свои кадры, которые способны готовить качественные проекты. А уже в следующем году мы планируем обучать азам проектного менеджмента не только управленцев, но и педагогов и медиков. Ведь образовательная и медицинская реформа сейчас предполагают большую независимость учреждений, большую возможность привлечь внешние средства для развития этих учреждений. Поэтому это очень актуально.

Две параллельные системы долго сосуществовать не могут

– Какие были основные преграды на пути объединения и не изменились ли эти преграды по сравнению с первыми годами реформы?

– В первые годы было определенное неверие в то, что громады будут успешными. Сегодня, когда уже прошло несколько лет, эти первые громады утвердились как абсолютно самодостаточные игроки на разных полях. Сопротивление осталось на уровне районов – райгосадминистраций, райсоветов и т.д. Есть определенный страх, что будут разрушены их структуры. Понятно, что процессы по передаче имущества, учреждений, обслуживающих всю территорию района на уровень ОТГ, идут сложно. Необходима унифицированная методология этих процессов. На сегодня она разрабатывается на государственном уровне. Сейчас нам остается договариваться. Там, где есть понимание неотвратимых процессов реформирования, эти процессы идут спокойно.

Также преградами часто выступают сами лидеры на местах, которые не видят своего будущего в ОТГ, не видят себя в лидерах громад и боятся идти на выборы. Они тоже используют свои полномочия для определенного саботирования процессов объединения.

– Какие вызовы на следующий год? Сможем завершить процесс добровольного объединения до конца 2019 года, останутся ли территории, которые придется объединять административными методами?

– Считаю, что сейчас добровольный этап исчерпывает себя и надо переходить к административному этапу, который бы предусматривал, что добровольное объединение должно произойти в соответствии с перспективным планом. Думаю, что стопроцентно объединиться не удастся. Впрочем, 2019-й – это год возможностей и мы будем работать в этом плане максимально. Но ни одна страна мира не показала полного объединительного процесса добровольно. Поэтому будем работать с громадами с точки зрения методики, с точки зрения соблюдения финансовой состоятельности, целесообразности и т. п тех территорий, которые еще не объединены. Мы понимаем, что долго добровольный этап продолжаться не может. Мы работаем в двух разных системах. Одна система имеет прямые межбюджетные отношения, имеет ресурсы для развития, имеет дополнительные налоги, имеет возможность привлекать средства, самостоятельно управлять образованием, здравоохранением, социальной защитой, благоустройством и так далее. И имеем паралельно другую систему, которая работает по старому образцу, централизованно. Которая получает бюджет за счет жесткого распределения по вертикали – министерство, область, район, село. Обычно до села доходят очень небольшие ресурсы, и обычно сельские бюджеты крайне бедными. Особенно сегодня, когда ОТГ забрали себе значительную часть налогов, районные бюджеты и те села, которые остались необъединенными, имеют действительно «крохи». Им едва хватает на заработную плату. Эти две параллельные системы с разной эффективностью не могут долго сосуществовать. Их необходимо унифицировать и свести к одной, более эффективной. Поэтому, я думаю, что действительно уже настало время административного объединения. Дальше надо работать над формированием мощного субрегионального уровня, над более четким распределением полномочий. Поэтому - двигаемся дальше.

Программа «U-LEAD с Европой» финансируется совместно Европейским Союзом и государствами-членами Данией, Эстонией, Германией, Польшей и Швецией и поддерживает реформу децентрализации и ее секторальные направления.

Виталий Олейник, ЧЕРНОВЦЫ

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-