“Президентский” залог: деньги вместо подписей – кандидатов не меньше

“Президентский” залог: деньги вместо подписей – кандидатов не меньше

Аналитика
424
Укринформ
Расточительность кандидатов в президенты, которые согласны потерять $100 тысяч, вполне объяснима – они “разогреваются” к парламентским выборам

Перефразируя Михаила Самуэлевича Паниковского (великого слепого из “Золотого теленка”): если кефир хорошо помогает "от сердца”, то президентский денежный залог – 2,5 млн гривень или $100 тысяч по нынешнему курсу – “от парламентских выборов”. Точнее, ДЛЯ парламентских выборов, где гарантированно примут участие большинство кандидатов, потерявших свой залог в ходе президентских. Ведь денежный залог возвращается субъекту его внесения (партии или кандидату на пост президента) в двух случаях: либо в случае победы на выборах, или в случае выхода во второй тур. Всем остальным участникам выборов (а их сегодня ожидается чуть ли не три десятка человек!) деньги не возвращаются – они направляются в Государственный бюджет. Возникает вопрос, так зачем же идти на выборы, зная, что потеряешь немалые деньги точно?

Деньги вместо подписей

В этом году ожидается, что в государственные “закрома” от неудачников президентской кампании поступит приличная сумма. По подсчетам Комитета избирателей Украины, о своем участии в президентских выборах-2019 так или иначе объявили уже 28 человек. И если, например, все они пройдут официальную регистрацию и будут включены в бюллетени, то после первого тура залоги 26 участников выборов будут перечислены в госбюджет. А это – 65 млн грн, капля в “море” из тех 2,35 млрд грн государственных расходов, запланированных бюджетом на проведение президентской кампании 2019 года.

Но вопрос о возмещении затрат за счет “борющихся” никогда и не ставился. Денежный залог – это лишь элемент отсеивания несерьезных кандидатов. Хотя деньги не всегда были единственным барьером на старте президентского избирательного процесса. Вспомним, какие преграды существовали ранее. Интересно, что для попадания в бюллетень кандидаты должны сперва хорошенько потрудиться.

1991 год – требование собрать 100 тысяч подписей граждан, имеющих право голоса.

Выдвинулось 6 кандидатов.

1994 год – 100 тысяч подписей избирателей, в том числе, не менее 1,5 тысячи подписей в каждом из 2/3 общего числа избирательных округов.

Выдвинулось 7 кандидатов.

1999 год – 1 млн подписей избирателей, в том числе не менее 30 тысяч в каждом из 2/3 регионов Украины.

Выдвинулось 15 кандидатов.

2004 год – 0,5 млн подписей избирателей, в том числе не менее чем по 20 тысяч подписей в каждом из двух третей регионов Украины + 0,5 млн грн денежного залога ($94 тыс. по курсу на то время).

Выдвинулось 26 кандидатов.

2010 год – денежный залог 2 млн. грн ($250 тыс.)

Выдвинулось 18 кандидатов.

2014 год – денежный залог 2,5 млн. грн ($192 тыс.)

Выдвинулся 21 кандидат.

2019 год – денежный залог 2,5 млн. грн ($90 тыс.)

Прогнозируется участие 28 кандидатов.

Как видим, процедура выдвижения кандидатов в президенты развивалась от сложного (подписей) к простому (денежного залога). В этом году, предчувствуя большое количество желающих баллотироваться, чтобы как-то сдержать тех, кто воспринимает выборы как “театр”, Комитет избирателей Украины даже призвал увеличить денежный залог для кандидатов в президенты в четыре раза – до 10 млн грн.

Понятно, что ЦИК легче принять деньги, чем заниматься проверкой большого числа подписей. Например, в 1999 году кандидаты собрали в общей сложности 24 млн подписей избирателей. Из них избирком принял только 16,7 млн. В 2004 году кандидаты принесли в ЦИК 26,1 млн. подписей, из которых «забраковали» чуть меньше 100 тысяч. В 2010-м вообще решили отказаться от практики сбора подписей. Но и суммы при этом менялись довольно существенно, если сравнивать их в долларовом эквиваленте. В этом году, например, мы вернулись фактически на уровень “оранжевого” 2004 года.

Зачем платить за избирательный “кефир”?

И, как видим, миллионные суммы отнюдь не сдерживают украинских кандидатов в президенты. По словам политолога Евгения Магды, в 2019 году сложилась неординарная ситуация – сразу за президентскими выборами идут также выборы в парламент. Это стимулирует лидеров политических партий, которые нацеливаются преодолеть проходной барьер на выборах в Раду, включаться в президентскую гонку. Мол, иначе им потом будет трудно рассчитывать на успех в парламентской кампании. Кроме того, некоторые кандидаты в президенты после выборов в Раду метят принять также активное участие и в местных выборах – в надежде приобщиться к распределению денежных потоков децентрализованных местных бюджетов. В результате возможно появление новых политиков и лидеров и своего рода "засветка" их политических сил.

Євген Магда
Евгений Магда

Евгений Магда прогнозирует, что в нынешней кандидатской толпе очертятся три группы кандидатов. Пять-шесть реальных претендентов. Еще столько же тех, кто за счет участия в президентской гонке будут раскручивать свою будущую парламентскую кампанию осенью 2019 г. И все остальные – так называемые спойлеры (кандидаты, не имеющие шансов победить, призванные оттянуть на себя часть голосов за другого кандидата).

То есть, засветил лицо на президентских выборах – считай проинвестировал в будущие парламентские. Другими словами: “Заплатите, Шура, за кефир, потом сочтемся”...

Оксана Полищук, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-