Кто и почему спешит стать наблюдателями на выборах?

Кто и почему спешит стать наблюдателями на выборах?

Выборы Президента
Укринформ
Многие общественные организации, которые зарегистрировались наблюдателями, неизвестны даже экспертам, поэтому их присутствие на выборах порождает немало вопросов

Как стало известно, за нынешними президентскими выборами будут следить около 850 наблюдателей ОБСЕ, о чем сообщили в Министерстве внутренних дел Украины, заверив в полноценном содействии миссии. Это — чуть меньше, чем на прошлых президентских выборах, когда ОБСЕ представляли почти 1000 наблюдателей.

На выборах в Украине, кроме ОБСЕ, активно работают также EPDE (Европейская платформа наблюдения за выборами), ENEMO (Европейская сеть организаций по наблюдению за выборами), NDI (Национальный демократический институт), IRI (Международный республиканский институт). Среди внутренних общественных организаций всеукраинский статус наблюдателей имеют две — “Комитет избирателей Украины” и “ОПОРА”.

Но есть и другие. ЦИК по состоянию на 22 января выдала разрешение на наблюдение за выборами уже 59 общественным организациям. Большинство из них остаются неизвестными как широкой общественности, так и профильным экспертам. Это позволяет предполагать, что они создавались не для отстаивания прав граждан, а под интересы той или иной политической силы. И справедливо, что их присутствие на выборах порождает немало вопросов. Укринформ поинтересовался у экспертов из “Комитета избирателей Украины и ” ОПОРЫ” о ходе будущих выборов и возможных осложнениях в работе наблюдателей.

О роли левых “журналистов”

По мнению главы “Комитета избирателей Украины” Алексея Кошеля, чем больше будет наблюдателей — тем больше доверия к избирательному процессу, больше прозрачности и меньше манипуляций.

Олексій Кошель
Алексей Кошель

“Ограничений по общему количеству наблюдателей на участки пока нет. Но в отдельных случаях мы видели, что в качестве таких “массовых” наблюдателей на избирательных участках появлялись обычные “титушки”. В Украине уже даже появился такой термин – «наблюдатели полукриминальной внешности». Чаще всего это молодые люди в спортивной одежде, которые свободно заходят на избирательные участки и отрабатывают технологию по срыву выборов. Речь идет о фактах хулиганства, блокировании работы участков, повреждении избирательной документации, заливке избирательных урн чернилами, похищении их. Впрочем, такие «технологии» больше распространены на мажоритарных выборах в Верховную Раду, когда идет борьба за каждый голос. Поэтому на президентских выборах, надеюсь, таких технологий будет значительно меньше”.

По словам г-на Кошеля, на сегодня фактически любая организация, которая зарегистрирована как общественная и имеет среди уставных задач мониторинг выборов, может принимать участие в наблюдении. “То есть ЦИК регистрирует всех подряд – будь то организации независимые или “припартийные”. Но проблема в том, что эти организации, имея собственный сайт или газету, достаточно легко “раздают” удостоверение журналиста. По моему мнению, законодательство не достаточным образом регулирует работу представителей СМИ на выборах. Поэтому сейчас невозможно предсказать, сколько будет зарегистрировано общественных организаций, и сколько наблюдателей из общественных организаций будут работать по такому механизму, как представители СМИ. Практика показывает, что никому неизвестное издание, которое работает в Сети и имеет минимальные показатели посещаемости, или печатное издание, которое имеет минимальный тираж, может выдавать удостоверения чуть ли не тысячам людей, которые идут работать наблюдателями на избирательных участках. Более того - законодательство позволяет присутствовать на выборах неограниченному количеству журналистов из одного издания. И не раз складывались парадоксальные ситуации, когда число удостоверений, выданных газетой, была значительно больше ее тиража”, - отмечает председатель Комитета избирателей Украины.

О вреде и пользе от партийных наблюдателей

Председатель правления Гражданской сети ОПОРА Ольга Айвазовская говорит, что совсем незначительная часть из заявленных общественных организаций ей и ее коллегам известна как имеющая отношение к анализу избирательного процесса.

Ольга Айвазовська
Ольга Айвазовская

“Уже стало традицией, что среди общественных организаций, которые получают разрешение от ЦИК на наблюдение за выборами, есть связанные с различными политическими силами. Отличие этих выборов только в том, что численность ГО, которые зарегистрировались наблюдателями, может стать рекордной. По нашим оценкам, часть из них преследуют единственную цель — физическое присутствие на участках с целью представления интересов или поддержки тех или иных кандидатов”, – говорит г-жа Айвазовская.

Она добавляет, что существует несколько форм активности партийных наблюдателей, в том числе контролируемое голосование, чтобы обеспечить подкуп избирателей. “Они могут участвовать в контроле за явкой подкупленных избирателей на участок и по факту их голосования. С другой стороны — подавать жалобы или заявления на те или иные нарушения процедуры голосования. Если количество таких вмешательств искусственно наращивают, то это может привести к хаосу на участковых избирательных комиссиях, поскольку после закрытия избирательного участка на этапе подсчета голосов комиссия начинает свою работу с рассмотрения жалоб. И если их количество будет искусственно раздуто, то это приводит к затягиванию подсчета голосов и возникновения сопутствующих конфликтов. Может быть и физическое вмешательство наблюдателей в работу избирательных комиссий — речь идет о применении силы, подтасовке голосов. Мы не можем говорить, что среди всех зарегистрированных есть определенный процент тех, кто будет действовать незаконно. Но предвидим, что такие инструменты могут использоваться”, – говорит эксперт.

Однако Алексей Кошель отмечает, что от наблюдателей, которые оберегают интересы определенной партии, тоже может быть польза: “Даже если партийный наблюдатель получит удостоверение от какой-либо общественной организации или СМИ, он все равно будет выполнять конкретные функции. А именно – контролировать действия оппонентов. Поэтому в итоге получается, что независимо от поставленного партийного задания, они все равно будут способствовать честности и законности избирательного процесса. Обычно партийные наблюдатели фиксируют число избирателей, которые приходят на избирательный участок, чтобы представители штабов могли оперативно владеть достоверной информацией. А также чрезвычайно тщательно собирают факты нарушения избирательного законодательства с целью возможного последующего обжалования результатов выборов в судах. Особенно, когда речь идет о минимальном разрыве в голосах. С другой стороны, фиксируются все, даже незначительные факты нарушения процедуры голосования. К примеру, оспаривают такое нарушение как пребывание двух человек в избирательной кабинке. А позже выясняется, что это были бабушка с маленьким внуком. То есть формально это можно рассматривать как нарушение законодательства, но поднимать из-за этого скандал и оспаривать результаты выборов — абсурдно”.

Юлия Горбань, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-