Толпа кандидатов в Президенты – в этом есть свой плюс

Толпа кандидатов в Президенты – в этом есть свой плюс

Выборы Президента
Укринформ
«Непроходные» кандидаты на этих выборах ведут свою игру, а выиграем от этого мы все

Центральная избирательная комиссия завершила процесс регистрации кандидатов на пост Президента на выборах 31 марта.

Всего из 92 поданных заявлений зарегистрировано 44. Из этих кандидатов в Президенты 24 - выдвиженцы от политических партий, 7 – представители политических и общественных организаций, которые подали заявления как самовыдвиженцы, и 13 - самовыдвиженцы в точном смысле.

По статистике от соцсети «ОПОРА», 16 из них – народные депутаты, 7 – общественные деятели, по пять – из сферы бизнеса и публичного администрирования, четыре – из образования и науки, по двое – партийных деятелей и журналистов, еще четверо сбиты вместе в лаконичное «другое».

Семеро из кандидатов – старше 60 лет, самый старший Александр Мороз, который родился еще во время Второй мировой войны. Одиннадцать получили свой первый паспорт уже в независимой Украине, а младшему – Виктору Кривенко – в год провозглашения Украинского Государства было 9.

Гендерное неравенство ужасное - 10:1, правда, одна из женщин своим политическим весом восстанавливает баланс.

Ввиду рекордного количества кандидатов число членов окружных и участковых избирательных комиссий может превысить... 1 млн 300 тысяч. "Если мы чисто арифметически посчитаем, что каждый из кандидатов воспользуется своим правом иметь своего представителя в избирательных комиссиях, то мы получим общее количество членов комиссий примерно 1 млн 311 тысяч", - пояснила председатель ЦИК.

ЦИК уже увеличила на 9,95 млн гривень смету выборов, поскольку ранее бюджет формировался из расчета 25 кандидатов. А теперь их трудно даже в бюллетень вместить.

В последние дни ЦИК «творила чудеса»

В последние дни ЦИК «творила чудеса арифметики»: в частности, решительно сократила количество желающих, которых еще в прошлый понедельник оставалось 41. Из них 26 получили отказ, а прошли регистрацию, вопреки арифметике, - не 15, а 16. Один из отклоненных ранее кандидатов, Александр Соловьев, успел переподать свою отвергнутую программу, выкинув из нее обещание вести переговоры о мире с «самопровозглашенными республиками».

Большинство отказов – по формальным причинам: нарушение статей 48 и 51 Закона о выборах Президента.

По формальным причинам ЦИК отказалась регистрировать, в частности, Дмитрия Павличенко, которого с сыном Сергеем в 2012 году осудили за якобы убийство судьи. Помните те шествия динамовских «ультрас»: «Свободу честным – свободу Павличенко!». В 2014-м обоих освободили как политзаключенных.

Но были и вопросы к содержанию: Владимир Кононенко снят за "...наличие в предвыборной программе положений, направленных на разжигание межэтнической, расовой вражды, посягательства на права и свободы человека», Юрий Иваницкий – за "наличие в предвыборной программе положений, направленных на нарушение суверенитета и территориальной целостности государства», ликвидацию независимости Украины, а Владимир Олейник - за "наличие в предвыборной программе положений, направленных на нарушение суверенитета и территориальной целостности Украины".

Четыре «корзины»

Такое число участников гонки одним взглядом и не охватить. На спортивных соревнованиях, когда команд в турнире много, их делят на группы, позаботившись, чтобы более сильные из них не встретились на ранних этапах состязания. Для этого введено понятие «корзин». Формат президентской гонки не предусматривает группового этапа, четвертьфиналов и тому подобного, но и раскладывать кандидатов по «корзинам» никто не запрещал.

К первой «корзине» стоит отнести тех, кто имеет реальные шансы на высокий результат, кто может или быть избранным, или стать ценным союзником для кандидатов, вышедших во второй тур. Преимущественно здесь представители партий с историей, с региональными структурами, имеющие ядерный электорат. Это Порошенко, Тимошенко, Ляшко, Кошулинский, Садовый, Гриценко, Бойко, Вилкул, Бондарь.

Зато их противоположность - четвертый «корзина» - случайные люди. По крайней мере такими кажутся сейчас, если ближайшее время не покажет иного. Их задачи на этих выборах – разные, но точно иные, чем декларируемое желание избраться гарантом Конституции и Верховным главнокомандующим (или хотя бы использовать электоральную площадку для длительного политического проекта). По версии автора - это Петров, Насиров, Тимошенко-2, Литвиненко, Кива, Журавлев, Соловьев, Ригованов, Шевченко И. Видимо, в эту корзину, взвесив сомнения, надо положить и «слугу народа» Зеленского.

Между крайними еще две «корзины» - реальные политики, хотя и меньшего веса, чем лидеры рейтингов. Они уже возглавляют политические или общественные структуры, или инициируют их для масштабных, длительных проектов, или, имея опыт в практических сферах, идут в политику, чтобы решить те проблемы, которые мешают им и их коллегам в сферах бизнеса, экономики, права, медицины. Если кто-то из них и готовит «технические» планы в пользу более влиятельного кандидата, то речь идет, скорее, о партнерстве, чем о наемничестве.

В «корзине» №2 – более опытные политики, но с меньшим потенциалом вносить и воспринимать новое. Поэтому сюда логично попали, преимущественно, кандидаты старшие по возрасту: Мороз, Кармазин, Безсмертный, Богословская, Тарута, Корнацкий, Богомолец, Ващенко, Наливайченко, Смешко, Габер, Балашов.

Соответственно «корзинка-3»: опыта меньше, потенциала больше и больше лет впереди: Кривенко, Кривонос, Мураев, Каплин, Куприй, Данилюк, Добродомов, Деревянко, Гнап, Носенко, Новак, Скоцик, Шевченко А.

В целом картина с «корзинами» оставляет благоприятное впечатление, если исходить из того, что качество политической жизни в стране определяется наличием не одного-двух лидеров, а нескольких десятков сильных политиков с соответствующими структурами.

Стоит ли об этих людях что-то знать подробнее?

Ведь абсолютное большинство из них не являются реальными претендентами на избрание Президентом. Есть две очень веские причины ко всем им относиться внимательно.

Во-первых, как видно из обнародованных рейтингов, показатели лидеров гонки довольно близки. А ввиду большого числа участников выборов значительный процент голосов в первом туре «размажется» по малым кандидатам – и тогда финалистам важна будет их поддержка, каждая доля процента может стать решающей. Поэтому каждый из перечисленных политиков, войдя в кампанию, скажем с полупроцентной поддержкой избирателей, может – и стремиться к этому - увеличить ее за эти 7 недель хотя бы до 1-2 процентов. И тогда конвертировать в политические договоренности.

И во-вторых, многие из 44-х – реальные претенденты на избрание в парламент осенью, как лично, так и во главе партийного списка. А в Украине – по Конституции, парламентско-президентской республике – у парламента есть много полномочий, чтобы избранные в него политсилы корректировали деятельность Президента. И указанные политики, по крайней мере те из них, кто стоит внимания, настроены использовать время избирательной кампании прагматично: повысить свое влияние и нарастить желанные рейтинговые показатели, создать или укрепить региональные организации, заключить союзы с другими партиями, наработать горизонтальные связи, координацию с общественными объединениями, профсоюзами, бизнес-ассоциациями, председателями громад и так далее.

И тогда не придет в голову посмеиваться над рейтингами, непроходными для избрания Президентом. Для избрания в парламент их, в случае выполнения «домашней работы», будет достаточно.

А главное – от этого выиграет не только кто-то персонально, а гражданское общество в целом. Ведь та работа, которую предстоит выполнить 20-30 политсилам, претендующим на власть, и есть та реальная политика, которой в Украине не было из-за олигархической модели власти, но есть шанс, что теперь станет привычной навсегда.

Александр Волынский

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-