В «американском» рейтинге Порошенко отрывается от Тимошенко и... настигает Зеленского

В «американском» рейтинге Порошенко отрывается от Тимошенко и... настигает Зеленского

Выборы Президента
Укринформ
Действующий президент в первом туре набирает 20%, Тимошенко - 13%... Интересуемся у социологов, насколько этим данным можно доверять?

Во втором туре Владимир Зеленский побеждает как Петра Порошенко, так и Юлию Тимошенко, но разрыв между кандидатами сокращается. На этот раз речь идет не об открытых рейтингах, которые как минимум раз в месяц обнародуют ведущие украинские социологические службы КМИС, СОЦИС, Центр Разумкова, "Рейтинг", а об опросе, который американское агентство Greenberg Quinlan Rosner Research и украинское InfoSapiens провели за месяц до выборов Президента: с 23 февраля по 4 марта.

Как проводился опрос?

Полевой этап исследования (интервью с репрезентативной выборкой из 1308 респондентов) провела компания InfoSapiens, а GQR провела обработку данных, применив собственную методологию определения доли респондентов, намеренных голосовать, и анализа их избирательных предпочтений. Частью этой методологии является прогноз возможных избирательных предпочтений людей, которые еще не определились со своим выбором, но собираются голосовать. Статистическая погрешность немаленькая: +/- 3,6% для результатов среди респондентов, которые собираются голосовать. Но это, не исключено, связано с методологией исследования, которая позволяет предвидеть голосование не определившихся. Впрочем, после анализа того, что известно о фирмах, и того, как именно публикуются их исследования, нельзя исключить, что мы имеем дело с так называемым «закрытым исследованием».

О чем там идет речь?

Владимир Зеленский набирает 24% голосов тех, кто придет на выборы, Петр Порошенко - 20%, Юлия Тимошенко - 13%. При этом поддержка Зеленского за месяц снизилась на 4%, Порошенко – выросла на 2%, а Тимошенко – снизилась на 2% (см. Фото 1 ниже).

Относительно чего фиксируются эти изменения? Чем объяснить падение и рост, то есть, откуда такая динамика? Как выяснилось, подобный рейтинг американская компания проводит не впервые. В середине февраля народный депутат от фракции БПП Сергей Лещенко уже публиковал социологию Greenberg Quinlan Rosner (с 1 по 7 февраля) на своей странице соцсети Facebook. Тогда рейтинг Зеленского достигал 28%, Порошенко – 18%, Тимошенко – 15%. Ну, в таком случае цифры гораздо понятнее.

Впрочем, это не все. Исследователи также прогнозируют результаты второго тура президентских выборов, а именно: Владимир Зеленский побеждает как Петра Порошенко (52% против 44%), так и Юлию Тимошенко (55% против 41%), хотя разрыв между кандидатами уменьшается (см. Фото 2 ниже) .

Что ж, к социологии у нас отношение сейчас особое, бывает, что делает и публикует опросы любой (в прямом смысле этого слова), а доверие к почтенной науке падает из-за очевидных манипуляций и попыток повлиять на электорат. Поэтому мы решили выяснить: во-первых, что это за мало кому известные в Украине компании, то есть, насколько они авторитетны – украинская InfoSapiens и американская Greenberg Quinlan Rosner, а во-вторых, расспросить известных социологов об упомянутой в исследовании динамике, насколько ей можно доверять?

Виктор Ющенко был клиентом Greenberg Quinlan Rosner

Американская компания Greenberg Quinlan Rosner (GQR), как указано на ее официальном сайте, это международная компания с главным офисом в Вашингтоне, занимается исследованиями общественного мнения и стратегическим консультированием на избирательных кампаниях (офисы также представлены в Торонто (Канада) и Лондоне (Великобритания ). - Авт.). GQR работала на выборах в почти 100 странах. Что касается нашего региона, то в списке клиентов компании фигурирует только один украинец – бывший президент Виктор Ющенко, чью партию "Наша Украина - Народная самооборона" (НУНС) компания консультировала на внеочередных выборах в Верховную Раду в 2007 году. В том же 2007 году на страницах "Украинской правды" вышел материал под заглавием “Американские политтехнологи на службе у Виктора Ющенко”. Автор – известный журналист, ныне внефракционный (а ранее - БПП) депутат ВР Мустафа Найем. Кстати, результат внеочередных выборов можно считать достаточно успешным для блока НУНС, поскольку им удалось практически удвоить количество своих сторонников, которые сохранились еще при предыдущем политическом руководстве блока.

Среди прочего, упомянутая компания консультировала президента Грузии Михаила Саакашвили и его партию на их победных выборах 2008 и 2010 годах. В списке клиентов GQR фигурирует также Всемирный банк, комитет Красного креста, ОБСЕ, Microsoft, Boeing...

В Info Sapiens работают бывшие сотрудники международной компании GfK

По данным аналитической системы Youcontrol, исследовательское агентство ООО "Инфо Сапиенс» (англ. InfoSapiens, код ЕДРПОУ: 42436094) создано 4 сентября 2018 года. Его равноправными соучредителями и бенефициарами являются киевлянин Олег Вячеславович Кулишов и житель с. Засулье (Лубенский район, Полтавская обл.) Вадим Владимирович Сивоглаз. Штат компании – 33 человека, в том числе 10 исследователей.

На странице компании в соцсети Facebook и официальном сайте сказано: "Бывшие сотрудники Отдела социально-политических исследований, Отдела качественных исследований, Отдела полевых работ, Отдела ввода и обработки данных и Отдела контроля качества данных GfK создали отдельную компанию ООО «ИНФО сапиенс» (Info Sapiens ) (...) Директором Info Sapiens является бывший заместитель операционного директора GfK Ukraine Вадим Сивоглаз, а заместителем директора – бывший начальник Отдела социально-политических исследований GfK Ukraine Инна Волосевич".

Собственно, там же сообщается, что Info Sapiens проводит полевые работы для GfK Ukraine и, кроме того, самостоятельно проводит определенные виды исследований, в частности, социальные и политические. Компания имеет национальную сеть интервьюеров и супервайзеров (около 800 человек), соблюдает все исследовательские стандарты ICC / ESOMAR.

"Работники входят в такие украинские и международные профессиональные ассоциации и объединения как Социологическая ассоциация Украины (САУ), International Sociological Association (ISA), European Society for Opinion and Marketing Research (ESOMAR), Association for the Study of Nationalities (ASN), International Political Science Association (IPSA), American Political Science Association (APSA), International Network for Social Network Analysis (INSNA)", – говорится на сайте Info Sapiens.

Мнение социологов об упомянутом рейтинге

Директор Фонда «Демократические инициативы» имени Илько Кучерива Ирина Бекешкина считает, что методика, возможно, и американская, но исследование – украинское.

Ірина Бекешкіна
Ирина Бекешкина

"Сначала об украинской компании. Это бывшее подразделение GfK. Профессиональные социологи, которые ушли из GfK, так как последняя не проводила политические опросы. И основали отдельную - InfoSapiens...

Что касается американской Greenberg Quinlan Rosner, то, насколько мне известно, компания солидная. Но. Они обрабатывали результаты по какой-то своей методике, о которой мне ничего неизвестно. Они пишут, что частью этой методологии является определение вероятных избирательных предпочтений людей, которые еще не определились со своим выбором, но собираются голосовать. А это – не чисто социологический результат. Скорее, это результат обработки данных по определенной, опять же, не известной методике. Собственно, еще одно. Исходные данные этого исследования абсолютно неизвестны. То, что я вижу - это не прогноз, не результат социологического опроса, а какое-то, чье-то предположение. Для какого-то более-менее адекватного анализа упомянутого исследования, у меня мало информации".

В свою очередь основателя социологической компании Active Group Андрея Еременко удивляет то, что данные упомянутого опроса не сопоставимы с рейтингами, которые публикуют другие, в частности, украинские компании.

Андрій Єременко
Андрей Еременко

"Они абсолютно отличаются от тех, которые в тот же период (конец февраля-начало марта) проводили сразу несколько ведущих украинских социологических компаний. Это и наша Active Group, и Киевский международный институт социологии (КМИС), и социологическая группа "Рейтинг", и Центр социального инжиниринга РАНД. У нас с коллегами результаты близки, а именно: Порошенко и Тимошенко отстоят друг от друга в пределах 2-3%. То есть, где-то отрывается Петр Алексеевич, а где-то – Юлия Владимировна, – говорит Андрей Еременко. – А что у нас в "американском" рейтинге? Порошенко отрывается от Тимошенко на 6-7%... Извините, но в это трудно поверить. Или мы – то есть все ведущие украинские социологические компании – не умеем считать, делать выборку и проводить опросы, поскольку получили совсем иные результаты, или считать не умеют они. И если это так, то это плохо для науки. С другой стороны, если организация действительно профессиональная и уважаемая, то версия о чисто финансовой выгоде также маловероятна".

Подготовил Владимир Дубчак. Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-