Андрей Магера, бывший заместитель председателя ЦИК
Я бы советовал приходить на участки со своими авторучками
11.09.2020 09:00

Андрей Магера, который в 2004 году не подписал протокол с официальными результатами президентских выборов, фактически доказав фальсификацию и сыграв одну из ключевых ролей в Помаранчевой революции, и который еще трижды становился членом ЦИК, и сегодня (после увольнения в 2018 году) остается одним из наиболее авторитетных экспертов-практиков избирательного процесса. Мы попросили Андрея Магеру дать оценку местным выборам и поделиться своим видением особенностей голосования во время пандемии.

МОГУ ТОЛЬКО ПОСОЧУВСТВОВАТЬ ЦИК И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ И УЧАСТКОВЫМ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ КОМИССИЯМ, И ПАРТИЯМ, И КАНДИДАТАМ

- Андрей Иосифович, эти выборы проходят в условиях пандемии, нового Избирательного кодекса, попыток диджитализации. Как вы оцениваете этот старт избирательной кампании?

- Я оцениваю так, что этот избирательный процесс местных выборов проходит в условиях определенной вакханалии избирательного законодательства. Потому что сам Избирательный кодекс, во-первых, принят был в декабре с предложениями президента Зеленского, в весьма разбалансированном виде. В июле месяце этого года были очередные изменения в Избирательный кодекс, которые в целом не улучшили нормы регулирования местных выборов в Украине, а наоборот – усложнили, в некоторых местах они сделали положения Избирательного кодекса Украины противоречивыми. И вместе с тем могу только посочувствовать Центральной избирательной комиссии, территориальным и участковым избирательным комиссиям, партиям и кандидатам, которые будут вынуждены столкнуться с теми проблемами, которые породил этот кодекс.

- Почему возникли скандалы с нарезками округов? Одни комиссии создали быстро, другие с опозданием?

- Обратите внимание, что территориальные избирательные комиссии были образованы в августе, то есть задолго до начала избирательного процесса. В то же время не позднее второго дня после начала избирательного процесса территориальные комиссии должны были образовать территориальные или многомандатные избирательные округа, то есть с 6 сентября эти комиссии должны были к тому времени подготовиться и заблаговременно сделать те действия, необходимые для образования территориальных округов. Кто-то это сделал вовремя, кто-то сделал не вовремя, кто-то, видимо, до сих пор не сделал. И такие случаи, я не исключаю, имеют место в Украине. Но вместе с тем для меня наиболее очевидна ситуация по городу Киеву, потому что я в Киеве живу. И вижу, когда Киевская городская избирательная комиссия в 10 районах образовала 13 территориальных округов, при том что Избирательный закон предусматривает особенности для города Киева в части образования территориальных округов: в каждом районе должен быть создан территориальный округ, в отличие, скажем, от Харькова, Львова, Одессы, других городов.

- Это недостатки администрирования или это штучки политтехнологов?

- Я думаю, что здесь в первую очередь речь идет о каком-то политическом факторе. Я далек от мысли, что в составе Киевской городской избирательной комиссии работают люди, которые не понимают, что такое избирательный процесс. Партии предлагали людей, которые, как правило, имеют опыт работы в избирательных комиссиях, знают, что это такое. Скорее всего, имел место какой-то политический сговор представителей разных политических сил, которых делегировали в Киевскую городскую избирательную комиссию, они и приняли вот такое решение, которое будто бы кажется выгодным отдельным политическим силам.

ИЗБИРАТЕЛЮ НА ЭТИХ ВЫБОРАХ БУДЕТ ОЧЕНЬ СЛОЖНО РАЗОБРАТЬСЯ В ТОМ, КАК РАБОТАЮТ ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

- Готов ли избиратель к вот таким местным выборам на новой основе, к новому бюллетеню? И готовы ли будут члены избирательных комиссий всех уровней к таким выборам? Я смотрела, на официальном аккаунте ЦИК продолжаются приглашения на обучение для членов ТИК. Проходят тренинги, хотя, наверное, эти тренинги должны были проходить раньше, а не одновременно с кампанией?

- Что касается тренинга людей, которые будут работать в избирательных комиссиях, вопрос непростой. Ведь возникает вопрос: кого мы должны готовить - кандидатов в члены избирательных комиссий или членов избирательных комиссий? Если мы готовим кандидатов в члены избирательной комиссии, то очевидно, что это стоило делать в июле-августе, заблаговременно, до начала избирательного процесса. Но мы помним, что только в июле были внесены изменения в этот кодекс, и до последнего момента не было понятно, не будет ли новых изменений. Но даже подготовив таких кандидатов в члены комиссии, у нас не будет никаких гарантий того, что эти люди попадут в состав избирательной комиссии гарантированно, то есть, мы можем подготовить людей, но вхолостую.

Второй момент. Если мы готовим членов избирательной комиссии, то остается очень мало времени для того, чтобы пройти тренинг, чтобы научить людей тому, как работает Избирательный кодекс, как работает избирательный процесс в новых условиях, а здесь уже временные рамки очень ограничены. Что касается избирателя, я убежден, что ему на этих, первых выборах по новой избирательной системе, будет очень сложно разобраться в том, как работают пропорциональные системы этих выборов, как мандаты образуются, за кого они голосуют и как они влияют на формирование того или иного местного совета. Я надеюсь, что разные международные организации помогут Центральной избирательной комиссии провести такую социальную рекламу. И сама Центральная избирательная комиссия тоже таки кое-что делает и дает информацию для избирателя о разных советах, как они избираются, какие механизмы выдвижения кандидатов, регистрации и как заполнять избирательный бюллетень.

Это все есть, но к этому надо привлекать не только сайт ЦИК. Необходимо, видимо, и на телевидении делать определенную рекламу по определенным льготным расценкам. Это социальная реклама, а не политическая. И, безусловно, необходимо выходить на широкую аудиторию для того, чтобы избиратели были более информированы.

- Дальше о COVID-19, о пандемии, здесь целый пул вопросов. Вот наши пожилые люди не отказываются от голосования. Я делала маленькую фокус-группу у себя во дворе среди очень глубоких пенсионеров. Несмотря на то, что они все боятся болезни, все соблюдают масочный режим, не ходят в людные места, но все пойдут голосовать. Это и право, и традиция. Смогут ли ЦИК или местные власти создать безопасный режим на участках? И как будут голосовать те, кто находятся на обсервации?

- Я думаю, что это важный вопрос, который необходимо будет обязательно решить на совещании представителей ЦИК, Министерства здравоохранения, других причастных к этому министерств и ведомств, чтобы с минимальными проблемами пройти избирательный процесс в период распространения коронавируса.

Совершенно очевидно, что это должны быть определенные защитные шаги, например, обеспечение членов комиссий медицинскими масками. Это должны быть и какие-то нормативы относительно проветривания помещений. Это обязательно какие-то дезинфицирующие средства в помещении избирательной комиссии, чтобы можно было обработать руки избирателям.

Очевидно, я бы посоветовал приходить на избирательный участок с собственной авторучкой и заполнять бюллетень собственной авторучкой, по крайней мере, это необходимо по двум причинам. Во-первых, это гигиена. И второй момент: это важно еще и потому, когда вы заполняете избирательный бюллетень, чтобы не возникало всевозможных разговоров о том, что в помещении ТИК находятся какие-то ручки с какими-то чернилами, которые исчезают на бюллетене и тому подобное. Поэтому я категорически советовал бы приходить со своими авторучками, расписываться в списке избирателей и заполнять бюллетень своей авторучкой.

Это минимальное, что могут сделать власти для того, чтобы обезопасить людей от нового витка коронавируса, в частности в связи с днем голосования и накануне дня голосования и при установлении итогов. Это все необходимо делать, и для этого надо выделять средства из государственного бюджета Украины, централизованно закупать все необходимое.

А сам по себе карантин, он не преграда для проведения выборов. Но вместе с тем одним из оснований для введения чрезвычайного положения в Украине может быть широкое распространение различных болезней, инфекций и тому подобное, которые невозможно держать под контролем. Это возможно, но там довольно жесткая процедура. Для этого должно быть, во-первых, решение Совета национальной безопасности и обороны Украины, во-вторых, это издание Указа президента на основании решения СНБО, в-третьих, это Закон Верховной Рады об утверждении Указа президента. Это довольно жесткая процедура, она просто так не запускается. Но в таком случае действительно возможно приостановление избирательного процесса и проведение его в другой период после окончания действия чрезвычайного положения.

А как заставить, например, членов участковых избирательных комиссий ходить с урной для голосования к людям на обсервации или, например, как обеспечить голосование в инфекционных отделениях, там, где есть ковидные больные, которые хотят голосовать, если они не в реанимации?

- Это самый трудный для меня вопрос: как обеспечить голосование избирателей, которые находятся в инфекционных отделениях и у которых действительно такая вот болезнь. Здесь я прислушался бы к мнению Министерства здравоохранения, какие бы они рекомендации предоставили. И после этого Центральная избирательная комиссия должна была бы издать разъяснения, в которых учла пожелания и предложения Министерства здравоохранения.

А относительно голосования избирателей на дому: если это будет конец октября, не факт, что это будет однозначно плохая погода. Возможно, рекомендовать членам избирательной комиссии (если хорошая погода) все же обеспечить голосование избирателей на свежем воздухе возле дома – но обеспечив условия тайности голосования и обезопасив от какого-либо постороннего влияния на волеизъявление избирателя. Если это можно сделать на открытом воздухе, почему бы нет? Кодекс же этого не запрещает. Голосование на дому - это не обязательно должно быть помещение. На дому - это по месту пребывания. Поэтому здесь возможны разные варианты. И я думаю, что в любом случае члены комиссии, которые пойдут с малой переносной урной к избирателям домой, они однозначно должны быть обеспечены масками, дезинфицирующими средствами.

ИНТЕРЕСНАЯ ТЕМА ДЛЯ ЦИК: ПОДУМАТЬ, КАК НАПРАВИТЬ УЧАСТКОВОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ СВОИ ДЕЙСТВИЯ НА ИДЕНТИФИКАЦИЮ ИЗБИРАТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ КАРАНТИНА

- Голосование в маске или без? Если человек пришел на участок без маски, то есть, это императивно должно быть, что его не пускают, а значит нарушают его право? Или наоборот – если он берет бюллетень в маске, нет ли опасности, что выдадут бюллетень именно тому человеку?

- Это тоже интересный вопрос. Я думаю, что в этой ситуации тоже надо будет каким-то образом дать разъяснения Центральной избирательной комиссии. То есть, человек должен заходить в маске, но, возможно, где-то должно быть такое место для идентификации человека, чтобы он, условно говоря, стоял на расстоянии примерно полутора метров от члена участковой избирательной комиссии и чтобы такой избиратель мог снять маску и можно было по тому паспорту идентифицировать человека, что именно он пришел, а не кто-то другой. Здесь надо будет подумать.

Кстати, это интересная сейчас тема для Центральной избирательной комиссии: подумать, как направить участковой избирательной комиссии свои действия на идентификацию избирателя в условиях карантина. Над этим надо думать, потому что, если человек зайдет в маске и в маске получит бюллетень, то здесь могут быть риски для злоупотреблений. Поэтому надо подумать так, чтобы их не было.

- Еще один вопрос об этих выборах. Раньше мы знали, что фактически результаты голосований устанавливает окружная избирательная комиссия, а кто теперь?

- Результаты выборов будет устанавливать соответствующая территориальная избирательная комиссия. Условно говоря, если это выборы сельского председателя и депутатов сельского совета, – это сельская избирательная комиссия, и она поставит точку. Если это выборы депутатов областного совета, то это областная избирательная комиссия и т.д.

Центральная избирательная комиссия непосредственно не устанавливает результаты никаких местных выборов, кроме случаев, когда определенная территориальная комиссия допускает бездействие и в законные сроки не устанавливает результаты. В таком случае Центральная избирательная комиссия наделена полномочиями истребовать необходимые документы: протоколы, заявления, жалобы, акты и тому подобное – и на основе имеющихся документов самой составить протокол о результатах тех или иных выборов. Такая возможность в законе есть, и ЦИК может ею воспользоваться. А официальные результаты выборов должны быть установлены не позднее 6 ноября, и на это дается 12 дней.

- Скажите, та пропорциональная система, которую нам предложил Избирательный кодекс, вам кажется плюс-минус оптимальной, справедливой?

- Я довольно критично отношусь к пропорциональной избирательной системе на местных выборах. Я ее полностью поддерживаю, она мне очень нравится на парламентских выборах, потому что мы формируем политический орган, в хорошем смысле этого слова, политически структурированный орган, который формирует коалицию, формирует правительство и тому подобное. У нас должен быть структурированный состав парламента. В отличие от парламента, местные советы, они больше заземлены на решении местных проблем – это коммунальное хозяйство, это благоустройство территорий, образование, здравоохранение и т.п.

Если мы вводим пропорциональную систему на местных выборах, мы должны прекрасно понимать, что есть риск политизации работы этих местных советов местными организациями партий. То есть, есть риски того, что эти партии будут заниматься не вопросами местного значения, а вопросами внешнеполитической ориентации Украины, количеством государственных языков, доверия-недоверия к правительству и многим другим, чего не должен делать местный совет.

И второй нюанс: пропорциональная система, она есть во многих странах мира и даже на местных выборах она бывает. Но есть определенная тенденция в странах Европейского Союза. Даже там, где вводится пропорциональная система, там политические партии не имеют монопольного права на выдвижение кандидатов в соответствующие местные органы власти. То есть, существует альтернативный механизм выдвижения кандидатов - или через партии, или через список независимых кандидатов. В Украине же исключительно политические партии выдвигают кандидатов по пропорциональной системе, что неправильно. А вместе с наличием императивного мандата это означает, что избранные депутаты местных советов, во-первых, будут зависимы от партии на момент избрания, а во-вторых – будут зависимы от партии на весь срок своих полномочий. Депутата в любой момент могут отозвать, если не понравится партии. Это неправильно.

Поэтому это достаточно серьезная проблема. И кроме того, существующая пропорциональная система на выборах в областной и в районный совет, она, к сожалению, содержит очевидные признаки неконституционности. Потому что пропорциональная система не способна гарантировать представительство территориальных громад, которые входят в состав района или области. А согласно Конституции, областной и районный совет – это не просто представительный орган местного самоуправления, а это тот орган местного самоуправления, который представляет общие интересы территориальных громад, сел, поселков и городов соответствующего района или области. И то, что распространили пропорциональную систему в сельские, поселковые советы и громады с количеством более 10 тысяч избирателей, это у меня, кроме критики, ничего не вызывает. У нас никогда сельские, поселковые советы не избирались по пропорциональной системе, это неправильно.

ВЫБОРЫ ПРОВЕСТИ ВПОЛНЕ РЕАЛЬНО ДАЖЕ С ЭТОЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗОЙ, КОТОРАЯ У НАС ЕСТЬ, ПРОТИВОРЕЧИВОЙ, НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ

- Относительно результатов выборов - звучат разные прогнозы. Одни говорят о вероятности испорченных бюллетеней, потому что избиратель не привык к новой форме. Другие прогнозируют низкую явку. Будут ли считаться в таких условиях результаты выборов легитимными?

- Я не исключаю, что явка на этих местных выборах будет ниже, чем, скажем, в 2015 году. С точки зрения закона, не имеет значения, сколько придет избирателей на избирательные участки в день голосования, потому что избрать совет может сугубо гипотетически даже один избиратель. И хотя это не совсем нормально с точки зрения здравого смысла, но что есть, то есть. Поэтому необходимо подумать о каких-то мерах, определенных профилактических мерах в связи с пандемией в помещении участковых избирательных комиссий. Подумать, как защитить избирателей, как защитить членов комиссии и других субъектов избирательного процесса. Другие страны проводят выборы во время пандемии, можно использовать их положительный опыт. Все, что они использовали, можно использовать в Украине, не надо придумывать велосипед.

Безусловно, это будут огромные вызовы для членов избирательной комиссии, им будет очень тяжело. И протоколы о подсчете голосов на участках действительно будут не так быстро составлять, как это имело место в 2015 году или раньше.

Но, как по мне, при помощи разъяснений Центральной избирательной комиссии выборы провести вполне реально даже с этой законодательной базой, которая у нас есть, противоречивой и непоследовательной.

Лана Самохвалова, Киев

Фото Павла Багмута и Олега Петрасюка

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2020 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-