Кристин Джексон, Британское королевское агентство Crown Agents
Качество лекарств может быть важнее, чем цена
10.02.2017 15:20 276

В результате изменения механизма закупок по госпрограммам лечения эти закупки были переданы от Министерства здравоохранения международным организациям. Среди них правительство Украины выбрало и британское королевское агентство Crown Agents.

В прошлом году Crown Agents поставляло лекарства для лечения онкологических заболеваний у детей и взрослых за средства госбюджета 2015 года. После отставки вместе с правительством министра здравоохранения Александра Квиташвили в апреле 2016-го закупки в Минздраве были заблокированы почти на полгода. Впрочем, обвинения за задержку лекарств, а потом и за срыв закупок изначально были адресованы международным организациям, между прочим, именно Crown Agents. Причем по самой болезненной и эмоциональной теме - лечение онкологически больных детей. С начала года тема закупок вновь стала звучать в информационном пространстве, на этот раз - в отношении сердечно-сосудистых заболеваний.

О нюансах закупок и работе в Украине Укринформ поговорил со старшим консультантом по закупкам британского королевского агентства Crown Agents Кристин Джексон.

- Госпожа Кристин, в последнее время процедуры закупки лекарств для Украины подвергаются критике. Недавно известный кардиохирург Борис Тодуров заявил, что закупки по направлениям лечения сердечно-сосудистых заболеваний за 2016 год были сорваны, и обвинил в этом соответственно Минздрав. Поскольку Crown Agents по соглашению с министерством проводит закупки по этому направлению, прокомментируйте ситуацию, которая сложилась.

Согласно соглашению между Crown Agents и МОЗ Украины, закупки лекарств по данной программе ведутся по графику в соответствии с условиями контракта.

- В контракте с Минздравом определены сроки поставок по тем программам, по которым вы осуществляете закупки?

- В контракте с поставщиком прописываются очень жесткие сроки поставок и соответствующие санкции за их нарушение. Наша кардиопрограмма будет самая большая, самая широкая. Мы имеем фактически шесть специализированных направлений в этой программе и в целом 153 отдельные позиции. Мы открыли тендер по каждой из позиций, указанных в номенклатуре. По первому направлению, а это именно медпрепараты по сердечно-сосудистым заболеваниям, уже завершен процесс подачи заявок. Сейчас мы их оцениваем и на следующей неделе представим результаты этого оценивания.

Как только Минздрав утвердит предложения, которые были предоставлены Crown Agents, мы будем заключать контракт с успешным участником, который имеет лучшие препараты по лучшей цене. Тогда мы уже будем точно знать сроки поставок.

- Несколько дней назад на сайте Crown Agents я видела сообщение, что по некоторым направлениям по программе сердечно-сосудистых заболеваний было приостановлено объявление. С чем это связано?

- Кардиопрограмма достаточно сложная. Мы дали участникам торгов 20 дней на подготовку предложений, и получили очень много вопросов именно по техническим характеристикам. Нам задали более 100 вопросов.

Для того, чтобы получить как можно больше заявок и получить лучшую конкуренцию, Crown Agents приняли решение приостановить процесс подачи заявок на пять дней, пока не будут получены все разъяснения по техническим спецификациям, чтобы все понимали, что от них требуют. Соответствующие технические характеристики предоставляются рабочими группами министерства.

Но неделю назад мы снова начали процесс приема заявок и продлили срок получения предложений по двум позициям программы до 10 февраля. При этом, необходимо отметить, что уже по трем позициями прием заявок завершился, и мы начали работу над следующим этапом - оценкой полученных предложений.

- Одним из критических замечаний относительно закупок по онкопрограмме, в частности, со стороны онкогематолога Светланы Донской, было то, что в прошлом году некоторые препараты для онкобольных детей были закуплены не в той форме, которая нужна. Кроме того, стало известно, что у некоторых препаратов весьма ограниченный срок годности. Почему так произошло?

- В прошлом году мы использовали ту же самую процедуру, когда получали вопрос от заявителей. Относительно закупок по детской онкологии - все, что мы предлагали, утверждалось министерством, и на документах стоит подпись в том числе и госпожи Донской. Ранее она входила в рабочую техническую группу, и мы не закупали ничего, что не было предварительно согласовано с ней и всем составом этой группы.

ДЛЯ ЗАКУПОК ЛЕКАРСТВ НУЖНО ПОНИМАНИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ И ПЛАНИРОВАНИЕ

- В отношении Crown Agents возникают вопросы относительно обнародования информации об участниках торгов и предложений, которые подаются на эти торги. Например, для того, чтобы сравнить ценовые предложения разных участников.

- Мы не используем систему, подобную ProZorro. На самом деле, подобная система очень распространена в мире, в том числе в Британии в государственных закупках. Но она не всегда является действенной, когда речь идет о закупке таких технически сложных вещей, как медпрепараты, где очень важно качество. А качество препарата может быть важнее цены. Поэтому, чтобы обеспечить соответствие всем этим требованиям, мы не используем ее.

Мы всегда публикуем информацию о победителях тендера: какой поставщик выиграл, и какова цена. И в нашей тендерной документации указано, что мы не обязательно будем принимать самую низкую цену. Победителем будет самая низкая ценовая заявка, которая полностью соответствует техническим критериям, критериям качества. Соответственно, у поставщика или производителя должны быть регистрационные документы, сертификаты соответствия качества, и только после того, как мы завершим техническое оценивания и, возможно, отклоним несколько заявок, будем смотреть на цену.

- А если предлагается препарат, который соответствует всем критериям, но не имеет регистрации в Украине? Возможно ли закупать такие позиции, учитывая, что недавно в Украине заработала система упрощенной регистрации лекарств?

- Да, это возможно. Мы включили в нашу тендерную документацию описание этой процедуры для того, чтобы поощрить регистрировать в Украине новые медикаменты, потому что это способствует конкуренции, и это хорошо для рынка. Надеемся, что в этом году такие предложения будут.

Но, если такие процессы, как закупки медпрепаратов, получают так много негативной публичности, как в Украине, то эта попытка увеличить ассортимент зарегистрированной в Украине продукции может не сработать еще до того, как эту процедуру опробуют. Такие проблемы очень отвлекают производителей от сотрудничества с Украиной. Фармпроизводители могут работать по всему миру, и если возникают такие сложности в Украине, то зачем им вообще этим заниматься.

- Были ли такие случаи, когда вам говорили что-то вроде: «Украина? Нет, мы не будем работать...»

- Напрямую не говорили. Были случаи, когда получали от нас документы об упрощенной регистрации, а потом говорили, что не понятно, какие именно документы нужно подать в Государственный экспертный центр Министерства здравоохранения Украины. Центр проводит предварительную работу по анализу информации о регистрации продукта и уже затем дает свои рекомендации Минздраву о том, стоит или нет регистрировать продукт. Например, нужно ли переводить фармдосьє на украинский язык, или есть возможность подать на рассмотрение фармдосьє лекарственного препарата, зарегистрированного в Германии.

Но на самом деле нужно выходить на международные рынки, и говорить на понятном языке, что есть такая процедура, приходите к нам, нам нужны ваши лекарства.

- Украинская бюрократия вызывает сложности в работе?

- Не столько сложности, сколько отнимает много времени. В государственном секторе все должно быть распечатано и подписано. E-mail до сих пор не считается официальной коммуникацией. Если я хочу предоставить какую-то информацию в министерство, я могу это сделать по электронной почте. Но после этого все равно нужно все распечатать, поставить печать, подписать, и только тогда это будет рассматриваться. Сейчас это в мире очень необычно.

- Все помнят прошлогоднюю историю с растаможкой препаратов для онкобольных, которые поставляла компания «Людмила-Фарм». На каком этапе заканчивается ответственность поставщика, Crown Agents и начинается ответственность Министерства и других государственных учреждений с тем, чтобы получить лекарства вовремя?

- Начинается все с ответственности поставщика. Согласно контракту, поставщик должен осуществить поставку на склады ГП «Укрмедпостач». Если все процедуры проведены, Crown Agents подписывает эту доставку. Далее осуществляется проверка этого груза. После того, как осуществлена проверка, мы передадим все документы в министерство. Когда министерство принимает эти документы, наступает его ответственность.

Все поставщики разные, все зависит от того, где находятся эти препараты, и каким образом они будут доставляться в Украину.

В прошлом году у нас были стандартные документы, которые, как мы считали, покрывают любой возможный случай. То есть, для иностранного поставщика, который доставлял груз из Европы, процедура была одной, для украинского дистрибьютора, который это делает с территории Украины - другой. «Людмила-Фарм» пыталась действовать как иностранный поставщик, хотя является украинским дистрибютором.

Crown Agents является партнером Минздрава по закупкам. Мы не можем влиять на то, какие правила существуют в стране.

- При выборе поставщика с кем лучше работать - производителем или дистрибьютором?

- Мы точно не имеем никаких преференций. Со всеми участниками закупок, со всеми поставщиками мы работаем стопроцентно на равных условиях. Иногда определенные люди настаивают, что мы должны делать закупки у производителей только за пределами Украины, но мы не будем предоставлять им преференций и будем рассматривать заявки из разных стран, если качество надлежащее, соответствующие технические требования.

- А сотрудничество с дистрибьюторами не приводит к увеличению цен на какие-то категории препаратов?

- На самом деле, по времени мы даже экономим, потому что дистрибьюторы имеют определенные запасы у себя, которых может не быть у производителей, потому что они продают лекарства сразу как произвели. Если обращаться напрямую к производителю, то приходится ждать, пока он произведет определенную партию. Это первое.

Во-вторых, цена не обязательно увеличивается. Некоторые дистрибьюторы покупают очень большие объемы. И только часть пойдет по контракту в Минздрав, среди заказчиков есть частные клиники, отдельные заведения. А чем больше партия, тем ниже цена. Конечно, может быть наценка, потому что дистрибьюторы тоже должны заработать. Но в таких случаях во многих странах аргументы следующие: если мы покупаем у дистрибьютора на 8% дороже, но если лекарства находятся уже здесь, это означает, что доставка будет более быстрой и удобной, и это является нормальной ценой за скорость и удобство. Это часть стратегии закупок - что и когда выбирать для каждого случая, и нельзя говорить, что мы выбираем только какой-то один вариант.

Согласно исследованию, которое мы заказали после проведения закупок в прошлом году, те цены, которые нам удалось получить, учитывая и наше комиссионное вознаграждение, были выгоднее, чем у Минздрава прошлых лет.

- По контрактам 2016 года когда вы планируете поставки?

- Если это те препараты, производства которых не нужно ждать, то уже в марте сможем уже начать поставки. Думаю, что это будут препараты по программам по гепатиту, относительно донорства, наборы для тестирования на ВИЧ. В некоторых случаях есть ограниченный выбор, есть один препарат, который находится под международным патентом, и его нужно закупать непосредственно у производителя. Если мы говорим о программе донорства или тестирования на ВИЧ, то нужно покупать то, что совместимо с оборудованием, оснащенным в Украине и, соответственно, потенциальное количество участников тендера сужается.

- Уже известно, когда Crown Agents будет заключать договор с Минздравом на закупки 2017 года?

- В 2015-16 годах процессы не начинались раньше ноября соответствующего года. Относительно 2017 года, Минздрав отмечает, что процесс уже должен начаться во втором квартале: сейчас готовится номенклатура программ, обсуждаются бюджеты. Цель CrownAgents - провести все тендеры на средства госбюджета 2016 года, предоставить всю информацию в Минздрав и получить согласование до конца 1 квартала текущего года. Далее - заключение контрактов и поставки. Соответственно, начиная со 2 квартала, мы готовы работать над тендерами для текущего года.

- Как, по вашему мнению, должен быть налажен непрерывный процесс поставки лекарств?

- На самом деле, это не только проблема Украины. Очень много моментов связано с процессом бюджетирования, когда государственное учреждение получает средства.

Во-вторых, я не медик, но по опыту знаю, что лучше всего это проходит в странах, имеющих утвержденные протоколы лечения заболеваний и оказания медицинской помощи при неотложных состояниях. Тогда легче спрогнозировать, что именно нужно и в каком количестве, и, ориентируясь на внутреннюю статистику, сделать такие расчеты на два-три года.

Закупки - это не какая-то высшая математика, просто с самого начала все нужно сделать правильно и дальше продолжать. Выполнить закупки  с помощью одной поставки раз в год не эффективно: происходит наполнение складских запасов, но в таком случае невозможно адекватно реагировать на колебания спроса, к тому же встает вопрос сроков годности лекарств. Нужно знать перспективу, делать прогнозы на долгий срок вперед и планировать поступления поставок стабильно на протяжении всего года. Это позволит иметь всегда свежие лекарства в необходимом количестве по оптимальной цене.

Справочно

Агентство Crown Agents - международная компания со 185-летним опытом работы, которая сотрудничает с правительствами, международными организациями и компаниями по направлениям укрепления системы здравоохранения, управления цепями поставок, экономическим развитием, и предоставления гуманитарной помощи.

Компания ведет свою деятельность более чем в 100 странах мира. В Украине Crown Agents работает более 10 лет. С 2015 года компания, среди других проектов, осуществляет для Украины закупки по государственным программам лечения. Договор между Минздравом и Crown Agents от 6 ноября 2015 года предусматривал закупку за средства госбюджета 2015 года онкологических и онкогематологических препаратов, а также химиопрепаратов, радиологических препаратов и препаратов сопровождения онкологических больных через агентство закупок на сумму 750 065 700 грн. В октябре 2016 года Минздрав заключил договор с Crown Agents на закупку за средства госбюджета 2016 года лекарств и медицинских изделий по 12 государственным программам лечения на общую сумму 1 066 778 700 грн.

Наталья Молчанова, Киев.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-