Терракотовая армия лениных. Каким будет музей тоталитаризма в Киеве?

Терракотовая армия лениных. Каким будет музей тоталитаризма в Киеве?

Аналитика
810
Ukrinform
Образцом послужат аналогичные музеи в Вильнюсе и Будапеште

Год назад лидерами по декоммунизации в Украине были Киев и Одесса. На сегодня, по словам председателя Украинского института национальной памяти Владимира Вятровича, уже 987 населенных пунктов изменили названия, в стране демонтированы более 2,5 тысячи памятников тоталитарному режиму, переименованы 52 тысячи улиц.

А основным толчком к «ленинопаду» на территории государства, конечно же, послужил снос главного памятника Ленину на бульваре Т.Шевченко во время Революции Достоинства.

«За невозврат к коммунистическому прошлому, к догмам СССР, в 2014 году было заплачено более чем 100 жизней. Но угроза возвращения в «тюрьму народов» остается из-за агрессии Российской Федерации. Потому «никогда снова» – это цель создания музея монументальной пропаганды в Киеве (в разговорном варианте – музей тоталитаризма), и в той же Одессе, и в других городах. Мы хотим помочь гражданам преодолеть культурную травму советского периода и создать площадку для конструктивного общественного диалога», – говорит Владимир Вятрович.

ГЛАВНЫМ ЭКСПОНАТОМ БУДЕТ САМА СТАЛИНСКАЯ ВДНХ

В голодном послевоенном 1949 году Иосиф Сталин подписал документ о строительстве Выставки достижений народного хозяйства Украинской ССР, за выполнение которого, по идеологическим соображениям, взялись с большим размахом и не жалея средств.

Множество отлично сохранившихся павильонов, богато декорированных всеми атрибутами коммунистической эпохи, как на фасадах, так и внутри, по сути, и являются главной достопримечательностью будущего музея монументальной пропаганды. Если бы применить к  комплексу бывшей ВДНХ, (а ныне – Национальному выставочному комплексу) закон о декоммунизации, то пришлось бы раскурочить все строения. От шпилей до внутренней штукатурки. Потому решено было устроить музей именно здесь, спасая тем самым от разрушения и основной заповедник сталинской архитектуры, имеющий статус охраняемого законом.

По словам секретаря Киевсовета и инициатора создания музея Владимира Прокопива, понадобился год, чтобы оформить концепцию музея, создать благотворительный фонд, средства которого пойдут на оформление экспозиции и содержание музея. На все про все нужно около 20 миллионов гривен, собрано уже 15 процентов от необходимого. Это позволит к осени запустить первую часть музея – открытую, которая расположится в аллее за корпусом №1. Вторая часть будет в здании рядом с центральным входом. Ее откроют позже. Возможно, вход в нее будет платным.

В столице за последнее время демонтировали 144 монумента, связанных с советской эпохой, но искусствоведов, отбирающих экспонаты, заинтересовали только 8 из-за их неоспоримой художественной ценности. Они надеются, что на аллею скульптур попадет памятник Мануильскому, работы Ивана Кавалеридзе, который представляет художественную ценность и хранится на территории «Мистецького арсенала» (монумент был снесен во времена Евромайдана), памятник Щорсу, который должен быть демонтирован в ближайшее время по специально разработанному проекту, бронзовая скульптура с Подола «Булыжник – оружие пролетариата», и некоторые другие.

Напомним: о сносе монумента Родине-матери речи вообще не идет. В связи с выполнением закона о декоммунизации демонтажу подлежат лишь серп и молот на щите скульптуры. Проектом занимается Институт электросварки имени Патона. Кроме того, необходимо решить, как разместить национальные символы на щите. Специалисты считают, настоящее место скульптурной композиции, что под аркой Дружбы народов – в музее тоталитаризма, но со многими будущими экспонатами до момента их попадания «на аллею большевизма», предстоит бумажная и юридическая работа.

НАЙТИ «БУЛЫЖНИК – ОРУЖИЕ ПРОЛЕТАРИАТА»

– Мы бы хотели включить в экспозицию на аллее около 50 скульптур, среди них будут и те, на которых сделаем зрительный акцент, – говорит искусствовед из Национального художественного музея Украины Оксана Паринова, непосредственно занимающаяся наполнением музея экспонатами. – Это могут быть, например, обобщенные (мифологизированные) герои октябрьского переворота 1917 года. А из многочисленных Лениных, производство канонических фигур которого было поставлено на промышленный поток, создадим нечто подобное китайской Терракотовой армии. Но пока мы не имеем того, что хотели бы выставить. Отбирать экспонаты для музея будут искусствоведы и историки.

Эксперты признают, что многое из того, что было демонтировано ранее, сегодня сложно отыскать. Например, многофигурный монумент Октябрьской революции, который до осени 1991 года стоял на центральной площади Киева, а до 2001 года находился на задворках комбината художественных изделий, расположенного на улице Васильковской. Неизвестно и местонахождение памятника Косиору, который убрали с улицы Артема. Специалисты говорят, что подавляющее большинство из 140 демонтированных бюстов и снятых с киевских зданий табличек в память о большевиках – не представляют художественной ценности. Но за их демонтаж и сохранность несет ответственность столичный департамент по благоустройству.

- Скульптуры – это основное, но в общественном пространстве украинских городов остается еще много мест, заполненных лозунгами, барельефами, росписями, мозаиками той советской эпохи и требуют деидеологизации. Но есть и уникальные работы советского периода, которые представляют художественную ценность и которые физически невозможно передать в наш музей, – говорит Оксана Паринова. – В павильоне создаваемого музея будут храниться вещи, которые нельзя экспонировать на открытом воздухе, здесь можно разместить материалы из архива ЦК Компартии Украины, некоторые фонды библиотеки КПСС, экспонаты из музея Ленина в Киеве.

Главное, что будет в новом музее, – это живые лекции, отмечает искусствовед, – на которых объяснят, почему, при каких обстоятельствах были созданы памятники, в каких условиях работали художники. Нужно развенчать идеи тоталитарного общества, чтобы больше не вернуться в него. В этом плане лучшими примерами для нас являются музеи тоталитаризма, созданные в Вильнюсе и Будапеште.

РЕЧНОЙ ВОКЗАЛ, КОГДА ТЕБЯ СПАСУТ?

Еще один памятник архитектуры советской эпохи, который достоин особого внимания и декоммунизаторов, и искусствоведов, и реставраторов – здание Речного вокзала на Почтовой площади в Киеве – со множеством сохранившихся внутри, как считают искусствоведы, уникальных экспонатов. Он никак не может вернуться к жизни.

Еще в прошлом году собственники здания обещали киевлянам, что быстро подготовят визуальную концепцию интерьеров, начнут ремонт и сохранят уникальные работы монументального искусства, а летом откроют доступ к нижним этажам. В целом идея такая: вернуть Речному вокзалу туристическое значение, создать единое пространство с Почтовой площадью, открытое для всех.

Здесь хотели разместить 15 ресторанов, ночной клуб, туристический центр, в котором можно будет купить билеты на прогулочные катера, а в будущем, если восстановится регулярное судоходство – и на пассажирские суда, курсирующие по Днепру. Планировалось также создать в помещении общественное арт-пространство и ресторан-музей истории речного транспорта и Днепра.

К сожалению, что-то пошло не так, и теперь, по словам идеолога реновации Речного вокзала Андрея Вавриша, презентация обновлений состоится в первой половине июня нынешнего года.

Напомним, чем же уникальны интерьеры здания вокзала.

Они украшены восемью работами, посвященными истории Украины – это и путь по Днепру из варяг в греки, и Богдан Хмельницкий, есть мозаика «Жовтень».

Как объясняла нам искусствовед Галина Скляренко, мозаики Речного вокзала, созданные в 1961 году, открыли новый этап в украинском монументальном искусстве советского периода. Но именно с этих произведений в стиле конструктивизма начался этап оформления общественных зданий в Украине (и во всем бывшем СССР) работами монументального и декоративно-прикладного искусства – мозаиками, росписями, керамическими и ткаными панно, витражами.

Это важная часть культурного наследия советской эпохи. Уникальность работ, созданных художниками Иваном Литовченко, Эрнстом Катковым, Валерием Ламахом, состоит в том, что они использовали для мозаик керамическую плитку и цветные цементы. Ранее такие материалы не применяли. Кроме мозаик, в помещении вокзала ценен рельеф известного скульптора Инны Коломиец, светильники, кованые ограды и перила, облицовка инкерманским камнем (к сожалению, он закрашен). Искусствоведы считают, что интерьер, созданный в едином стиле, нужно сберечь и не ставить ресторанные перегородки, разделяющие композиции. А то, что в здании вокзала будут рестораны, год назад их не смущало, лишь бы в здание вернули жизнь и людей, и оно не стояло заброшенным, потому, что многие детали интерьера уже требовали срочного укрепления и реставрации.

Теперь посмотрим, что предложат собственники помещения через год после предыдущих обещаний.

Екатерина Новосвитняя. Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-