Алексей Коваленко, автор проектов "Бюджета участия"
Волонтерская позиция - добиваться реальных изменений в стране
14.06.2017 18:30 1550

В Киеве стартовал второй Общественный проект "Бюджет участия". В прошлом году городская власть выделила 50 миллионов гривен на реализацию общественных инициатив, в этом году денег будет вдвое больше. Сейчас в столице реализовывают 62 проекта "Бюджета участия", три проекта уже реализованы, еще два – на завершающей стадии.

Одним из авторов, чьи проекты вошли в число победителей в общественном бюджете, является председатель ОО "Форум помощи животным ЮА-ВЕТ" Алексей Коваленко. Благодаря его инициативам в столице удалось сохранить 400-летний памятник природы – дуб Шевченко в парке «Березовая роща» и ввести зооуроки для столичных школьников, которые стартовали уже в апреле этого года.

- Алексей, прежде всего поздравляем с победой ваших проектов в общественном бюджете. Как для вас проходили конкурсные гонки?

- Победа стала неожиданностью. Участие было интересным, но бесспорно тяжелым. Это был первый такой опыт в публичных конкурсах. Но все удалось, потому что было желание решить конкретные проблемы, с которыми столкнулась громада, и эти проблемы действительно актуальны. Например, с дубом Шевченко больше пяти лет существовала проблема, а зооуроки – это вообще системная проблема не только города Киева, но и всей Украины. Конечно, не один я принимал участие в этих «гонках», у нас была целая команда. Например, по зооуроку было три участника команды, сначала мы делали пилотный проект, а впоследствии добились успеха на уровне Киева. По дубу Шевченко у нас был сплоченный коллектив, мы распределили обязанности, устроили шесть локаций, где собирали подписи. Даже выходили к дубу, снимали видео, проводили опрос. Работы было действительно много.

- Какие проблемы стали самыми неожиданными?

- Мы столкнулись с неосведомленностью людей, которые могли бы отдать свои голоса за тот или иной проект. С этим столкнулись, в итоге, и все авторы общественных проектов. Мало кто знает вообще об общественном бюджете, также было большое недоверие к формату голосования. Но мы доказывали, что это единственный демократический способ отдать свой голос, чтобы он был действительно учтен, чтобы не было никаких фальсификаций. И я считаю, что подобным образом можно было бы проводить и голосование по избранию депутатов или общественных советов. Благодаря е-демократии, благодаря идентификации людей, мы могли бы выйти на новый уровень форматирования некоторых городских структур. Мы разъясняли каждому человеку, как именно нужно голосовать. Думаю, что в этом году, когда подключились СМИ, и громада тоже осведомлена, это даст гораздо более ощутимый эффект на Общественном бюджете-2.

- Сколько вами было подано проектов?

- Я подавал два проекта, но в каждом районе были объединения авторов. Нашей целью была не личная победа, а победа команд района, чтобы район получил как можно больше реализованных проектов. И наконец нам, Подольскому району, удалось это сделать, и в результате мы по количеству проектов и по бюджету сегодня на первом месте в Киеве.

- Собственно вы являетесь автором проектов, касающихся образования и защиты природы. Почему именно эти направления?

- Представленные проекты касаются непосредственно тех сфер деятельности, в которых я давно работаю. Во-первых, это касается животных. Я председатель ОО "Форум помощи животным ЮА-ВЕТ". У нас, как у сообщества людей, которые не называют себя зоозащитниками, а просто – активными волонтерами, есть довольно четкие позиции – что нам надо реально изменить, чтобы в Украине заработала система гуманного образования, сознательного отношения к животным, чтобы было соответствующее нормальное законодательство, и связанный с этим культурный выгул животных. Имеем конкретные задачи: например, что касается культурного выгула животных, то 200 конструкций в городе Киеве установлено непосредственно нами. Мы устанавливаем Зоокомплексы в Киеве и создаем инфраструктуру, чтобы владельцам животных и другим горожанам было комфортно сосуществовать в совместных публичных пространствах.

- По вашему мнению, какой из механизмов е-демократии в Киеве более эффективный – электронные петиции или Общественный бюджет?

- Это разные инструменты. Общественный проект более содержателен и дает возможность конкретно решить какую-то проблему. Петиции – это механизм побуждения киевской власти к каким-либо действиям. Автор петиции должен прийти на комиссию, доказать свое мнение, и комиссия может дать рекомендации. То есть автор должен быть на всех этапах, это должен быть активный человек. Общественный проект – это более эффективный элемент, потому что, во-первых, он концентрирует внимание на конкретной проблеме, он подтягивает внимание депутатского корпуса, комиссий, департамента, то есть привлекает все городские структуры. Это финансируется, и соответственно сконцентрированная проблема решается благодаря координации действий автора как общественного контролера над этим проектом и финансовых структур города, контроля за средствами, выделенными на этот проект. Поэтому я считаю, что общественный проект – это более содержательный и действенный механизм, а петиции – вспомогательный, который нацелен на разработку каких-то системных документов. Но, бесспорно, нужно использовать оба элемента е-демократии.

- Как будет реализовываться проект защиты дуба Шевченко?

- Этим проектом мы занимаемся давно, как и в целом Виноградарским лесом. Проблема в том, что у нас есть угроза потерять его, а вместо леса получить просто парк. Есть подобные предложения от отдельных депутатов, что на Виноградаре лес не нужен. Жители, узнав о нашем проекте по сохранению виноградарского леса, обратились ко мне и рассказали о вековом дубе, который нуждается в неотложной помощи. Это подтвердило и УЗН Подольского района – действительно существует проблема: сломана одна из веток, она упала, повредила ограждение и, конечно, это угрожало безопасности людей. Впоследствии поступали отдельные предложения, чтобы спилить этот дуб, сделать из него скульптуру, высадить другой дуб. Но, к сожалению, никто не знает историю, это 400-летний дуб. Я пригласил Институт ботаники, специалисты выходили на обследование, пригласили и Белоцерковский институт, а еще – арбориста Игоря Сингера, он проводил исследования. Все дали письменные выводы, что дерево живет, нуждается в лечении. Я попросил сделать смету. Мы доказали жизнеспособность этого дерева. Я подал этот проект и выиграл его, таким образом мы получили 75 тысяч гривен на лечение дерева-памятника.

- Началось ли лечение дуба, что уже сделано?

- Работы начались еще в апреле месяце, сейчас они закончены. Была сломанная ветка, были дупла, куда просачивалась вода и распространялась гниль. Также была неправильно обустроена территория вокруг дерева: плотно уложена плитка, и дерево не питалось. Сейчас дерево полностью распломбировано, обработано специальными растворами, все дупла закрыты специальными сеточками, проведена балансировка кроны, все ветви подлечены. Уже сделан основной объем работы. После состоится выездное совещание, и если нужно, то будет произведена еще одна дополнительная обработка. Но результаты утешительные: все сделано хорошо, и на осень осталось лишь восстановить забор и высадить плотный забор из растений, чтобы не было прямого доступа к этому дереву. Кстати, этот дуб входит в международный туристический маршрут Шевченко по городу Киеву. Рядом находится хата Шевченко, и мы надеемся, что на осень будет сделан совместный образовательный проект с детьми по сохранению вековых деревьев.

- Сколько еще в Киеве вековых деревьев нуждаются в немедленной защите и восстановлении?

- Не только за дубом Шевченко постоянно необходимо наблюдение, таких мест очень много. В Киеве 349 вековых деревьев, более 200 – это исторические деревья. У нас их охраняли, присваивая им статус исторического памятника, но это никоим образом не влияет на состояние дерева, потому что оно требует наблюдения и профилактических мероприятий. Как раз на это никаких средств в бюджете не выделено. То есть, есть средства на озеленение, есть деньги на благоустройство, но чтобы закупить специальные растворы, сделать обработку деревьев – на это, увы, денег нет. И даже нет оборудования, которое устанавливало бы возраст этого дерева.

Мы провели круглый стол, подали обращение в экологическую комиссию о создании рабочей группы по разработке Концепции сохранения возрастных деревьев, закупки необходимого оборудования и выделении отдельного финансирования для профилактических мероприятий для таких деревьев. Мы надеемся, что уже на осень будем иметь проект решений о выделении дополнительного финансирования, именно на оборудование и защитные работы. Таким образом мы охватим все деревья города Киева, и это будет впервые в Украине, когда системно занялись этой проблемой. Дуб Шевченко – это первый пример, когда бюджет выделили на сохранение векового дерева.

- А как возникла идея создать проект «Зооурок»?

- На этот проект выделено 644 830 гривен. Зооуроками охватываем не только домашних животных, но и диких. Мы полностью взяли эту тему и развернули ее для детей в интересном для них формате – в практическом. Мы предоставляем возможность общаться с животными, приходить в другие условия, наблюдать, как кормят львов; дети попадают в тропики, для них организовывают различные интерактивы, квесты. Это им очень интересно, потому что дети не сидят, а оказываются в новой для них среде.

В 2015 году мы провели 12 форумов в каждом районе Киева. Это были выездные локации и ярмарки. У нас была локация ветеринаров, детская зона, фото-сеты и тому подобное – все касалось животных. Мы проводили лекции и опросы. Вместе с курсом, разработанным специалистами киевского зоопарка, это все легло в основу Зооурока. Непосредственно четыре занятия реализовываются на базе зоопарка, потому что они касаются диких животных, пятое занятие – это домашние животные, мы его адаптировали наподобие интерактивной игры, то есть дети ходят по территории зоопарка, им задают вопросы, они разыскивают зверей или таблички. Такой интерактив способствует более качественному усвоению знаний.

- Возможно ли ввести «Зооурок» для изучения во всех школах?

- Сейчас у нас амбициозные планы – сделать еще один урок, чтобы он был в каждой школе. Это будет теоретический урок, но с элементами интерактива. Дети будут играть в игру, в ходе которой будут усваивать практические навыки общения с животными. Это будет одно из занятий в цикле биологии. Мы как активисты можем инициировать этот вопрос, провести пилотный проект, выиграть бюджет, но наша задача – чтобы в 2018 году этот курс был на вооружении образования города Киева, а потом, если этот опыт будет воспринят Министерством образования – чтобы он распространялся на всю Украину. Потому что наш курс действительно полноценный, охватывает все аспекты животных и окружающей среды. Мы разъясняем – для чего работает киевский зоопарк, что это не какой-то зверинец, а это место, где сохраняют различные виды животных, размножают их и выпускают на волю. Нужно перевернуть сознание людей, они должны воспринимать зоопарк так, как его воспринимают в Европе. Как место, куда приходят люди и своими деньгами сохраняют те виды, которые могут исчезнуть.

Сейчас прошли Зооуроки в первом полугодии всего 7 классов – из 30 запланированных.

- Сейчас стартовал второй этап Общественного бюджета. Планируете ли подавать новые проекты?

- Я понимаю, что названные выше проекты не имеют даты завершения. Поэтому я сконцентрирован и в дальнейшем на этих двух проектах. Но готов подключаться и координировать других авторов и помогать им собирать команды, готовить документы, проводить информационную кампанию. Думаю, что нам нужно в каждом районе формировать действенный коллектив авторов, и чем больше их будет, тем качественнее и комфортнее будет наш город. Сейчас уже обратилось 4 автора за помощью, и я подключаюсь к их проектам. Подбадриваю и авторов, которые не выиграли – продолжать работу, ведь есть разные механизмы – каким образом проект может быть реализован.

- Как победить в конкурсе общественных проектов?

- Каждый проект должен решать конкретную проблему. Например, идея создания детской площадки – это все равно проблема отсутствия мест, где дети могут активно отдыхать, идея создания парка – это тоже проблема отсутствия зеленого пространства. Можно запланировать 2 миллиона на детскую площадку, но за 2 миллиона можно создать 10 площадок...Поэтому четко формулируйте проблему и пути ее решения, учитывая общественную необходимость в новом проекте.

Ольга Савченко, Киев

Фото: Козак Виктория

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-