Польские трамваи в Киеве: это только начало

Польские трамваи в Киеве: это только начало

Аналитика
Укринформ
Их преимущества - приспособленность для пассажиров с ограниченными возможностями, высокий уровень безопасности и комфорт

Польская компания PESA Bydgoszcz несколько дней назад выиграла конкурс на поставку в Киев низкопольных трамваев типа Foxtrot. Контракт на сумму 1,813 млрд грн (свыше 50 млн евро) должен быть реализован еще до конца этого года. Следовательно, к 10-ти трамваям, которые уже ездят по улицам столицы, добавятся еще 40, и они точно уже не будут теряться в парке из 400 киевских трамваев. На это и надеются в польской компании, которая планирует дальнейшую экспансию на украинском рынке.

PESA. ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ

История PESA Bydgoszcz началась в 1851 году, когда на севере современной Польши в городке Быдгощ (на то время немецком) была основана компания Ostbahn-Werkstatt-Bromberg, и 21 человек на этом небольшом предприятии начал ремонтировать вагоны и паровозы. Фирма активно развивалась и в начале XX века - в компании работало уже 1,5 тыс. человек.

При этом, до Первой мировой войны персонал фирмы состоял в основном из немцев, польских работников там было всего 10-20%. В те времена по факту еще немецкая компания ежегодно ремонтировала 600 паровозов и до 10 тысяч пассажирских и товарных вагонов. После войны и восстановления независимости Польши, в 1920 году хозяинами компании стали поляки и переименовали ее на PKP Warsztaty Glowne I klasy (PKP Ремонтные заведения первого класса). Во время оккупации Польши в годы Второй мировой войны предприятие продолжало функционировать, ремонтируя поезда и вагоны в интересах гитлеровской Германии. После войны предприятие несколько раз переименовывали и продолжали расширять его возможности.

После 1989 года, когда Польша переходила с плановой, коммунистической модели экономики к свободному рынку, компания пыталась найти себя в новых условиях. В 1998 году менеджеры компании, спасая ее от неудачной приватизации и ухудшения финансовых показателей, выкупили акции PESA и провели ее реструктуризацию. В конце 1990-х годов компания начинает выходить на международные рынки, в частности Германии, Беларуси, России и Украины, предлагая как услуги по модернизации и ремонту подвижного состава, так и продукцию собственного производства. В 2001 году компания получает нынешнее название и продолжает активно развиваться на внутреннем и внешнем рынках.

ПОБЕДЫ И ПОРАЖЕНИЯ

Крупнейшим рынком для PESA, разумеется, является польский. Трудно себе представить польскую железную дорогу без локомотивов и вагонов компании, а улицы крупных городов страны без ее трамваев. Первые низкопольные трамваи нового поколения производства компании PESA появились в городе Эльблонг в 2005 году. Позже их можно было увидеть на улицах Лодзи, Варшавы, Гданьска, Быдгоща, Щецина и Ченстоховы. "Контрактом века" считалось подписание в 2009 году соглашения с Варшавой на поставку 186 трамваев на сумму 1,5 млрд злотых (свыше 350 млн долларов). Но таковым оно могло считаться только до 2012 года, когда было анонсировано подписание контракта с немецкой железной дорогой Deutsche Bahn о продаже поездов компании на сумму 1,2 млрд евро. Как признает сегодня менеджмент PESA, реализация этого контракта и сейчас остается для компании самой приоритетной задачей. В 2009 году PESA начинает активно завоевывать со своей продукцией новые международные рынки, в частности подписав контракты на продажу своих трамваев в Венгрию и поездов в Италию. В 2013 году компания подписывает контракт на продажу 120-ти трамваев в Москву, и 20-ти - в Софию.

В своей деятельности компания имела не только победы, но и поражения. В частности, в 2015 году итальянский железнодорожный перевозчик Trenitalia приостановил импорт пассажирских поездов польской компании типа Swing, требуя устранения выявленных технических недостатков в поездах, что приводило к замедлению в движении. Итальянцы тогда обязали польскую фирму согласно договору заплатить штраф. Тогда же частный немецкий перевозчик Oberpfalzbahn сорвал контракт с польской стороной на поставку поездов типа Link на сумму 30 млн евро. В этом случае, как убеждают в польской фирме, причиной были не технические претензии к поездам.

В текущем году польская железная дорога PKP отказалась покупать у компании 10 поездов типа Dart, объясняя это тем, что она на данный момент не нуждается в новых поездов междугороднего сообщения. Проблемой стали также расчеты контрагентами за уже поставленную продукцию. В частности, Москва, учитывая экономические трудности и резкое падение валютного курса из-за введенных санкций против России, не могла вовремя рассчитаться в евро за поставленные польской компанией трамваи. Следовательно, PESA даже остановила экспорт, требуя от российской стороны погашения задолженности. Как утверждает менеджмент компании, проблему на данный момент удалось уладить и поставки трамваев в Москву, в общей сложности 120 единиц, восстановлены.

Менеджмент компании не скрывает, что штрафы за задержку с экспортом собственной продукции, несвоевременные расчеты контрагентов и другие причины принесли PESA значительные финансовые убытки. В частности, 2015 год компания закончила с потерями на сумму 130 млн злотых (более 30 млн евро). Прошлый год, по информации компании, тоже был на "небольшом минусе". Впрочем, менеджмент PESA убеждает, что уже преодолел временные трудности и рассчитывает на положительные финансовые результаты деятельности компании в 2017-2018 годах.

ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТЫ

Важнейшей целью PESA на ближайшие годы является укрепление лидерской позиции на польском рынке и подготовка к значительному росту активности на зарубежных рынках. Это означает реорганизацию компании, работу над новыми проектами, упорядочивание портфолио собственной продукции, а также создание нового научно-исследовательского центра. Как подчеркивают в компании, с одной стороны, она сейчас сосредотачивается на реализации как можно большего количества контрактов с европейскими фондами, а с другой - на соглашении с немецкой DB и начале экспорта поездов типа LINK в Германию со второго квартала 2018 года.

В ближайшие годы PESA также сконцентрируется на закреплении своих позиций на рынках, куда она уже вышла, в частности Германии, Италии, Украины, Чехии и других стран Центрально-Восточной Европы.

ПЛАНЫ НА УКРАИНСКОМ РЫНКЕ

Польская компания на сегодняшний день выпустила уже более 600 трамваев. В портфолио компании есть трамваи четырех типов - Swing, Fokstrot, Twist и Jazz. Их можно увидеть на улицах большинства польских городов. В данный момент PESA производит трамваи для городов Быдгощ и Лодзь, планирует в ближайшее время подписать контракты на поставку трамваев в Гданьск и Гожув Великопольский, а также принять участие в новых тендерах для увеличения трамвайного парка Кракова и Варшавы. За рубежом польские трамваи разных типов можно уже увидеть на улицах Киева, Софии, Москвы, венгерского города Сегед или румынского Клуж-Напока.

В польской компании не скрывают удовлетворения по поводу недавней победы в тендере на поставку новой партии трамваев для Киева.

"Прежде всего, нас переполняет гордость и это является подтверждением хороших оценок польских трамваев, которые уже есть в Киеве, со стороны пассажиров и перевозчика", - заявил по этому поводу директор по вопросам маркетинга на восточные рынки компании Мариуш Скотницкий.

Преимущества своих трамваев PESA видит в их приспособленности для пассажиров с ограниченными физическими возможностями, высоком уровне безопасности и комфорта для пассажиров, а также современном дизайне.

Польская сторона подчеркивает, что Украина - очень важный рынок для PESA и компания намерена и в дальнейшем развивать свое присутствие как в железнодорожных перевозках по стране, так и на улицах украинских городов. PESA уже имеет долгую историю сотрудничества с украинскими партнерами, ведь давно по украинским колеям ездят вагоны, изготовленные поляками совместно с украинскими партнерами, а с недавних пор и поезда польской компании.

В Польше не скрывают своих планов в отношении Украины: вместе с украинскими партнерами PESA планирует открыть в Киеве ремонтно-монтажный центр для трамваев, что в будущем может дать десятки мест работы. Но польская сторона идет значительно дальше и не исключает даже создания собственного предприятия в Украине.

Такие планы могут свидетельствовать о том, что польская PESA пришла на украинский рынок всерьез и надолго и планирует здесь свои инвестиции.

Юрий Банахевич, Варшава.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-