Подольский мост над Днепром: еще 3 года - и можно ехать

Аналитика
644
Ukrinform
Наши корреспонденты поднялись на мостовой переход, который соединит Подол и Воскресенку

Уникальность этого моста, напомним, заключается в том, что он не имеет аналогов в мире по длине пролета над руслом реки без опор в воде, и рассчитан под сочетание движения автомобилей и поездов метро. Еще мост известен как самый дорогой столичный долгострой. Но мосту, наконец, повезло: ситуация изменилась. Сейчас на правом берегу реки полным ходом начали строить автомобильные эстакады на Подол. На левом – бурят и бетонируют опоры прогона над озером Русановским. На самом берегу Днепра в строительные городки свезли все необходимое для того, чтобы сварить стальные детали и зафиксировать правильное положение арки, а затем прикрепить к ней полотно моста.

Соавторы проекта мостового перехода из института «Киевдормостпроект» оценивают нынешнее состояние его готовности на 65 процентов. Мостостроители планируют завершить работы до конца 2021 года.

О том, как после долгого перерыва идут дела на долгострое, показал и рассказал представитель организации – заказчика строительства, главный инженер по надзору за строительством мостового перехода Дирекции строительства дорожно-транспортных сооружений Киева Александр Здольник.

ЭКСТРЕМАЛЫ НА ПОДОЛЬСКОМ МОСТУ БЫЛИ ДЛЯ НАС КОШМАРНЫМ СНОМ

Все проходы на Подольско-Воскресенский мостовой переход сейчас наглухо забаррикадированы. Сверху над воротами еще и метр колючей проволоки. Охранники их открывают только для строительной техники.

- Молодежь, прогуливалась по арке, была для нас как кошмарный сон. Особенно с началом каникул мост атаковали школьники, студенты, взрослые любители экстрима. Поэтому и забаррикадировались, – говорит Александр Здольник. – Был даже такой бизнес – проводить за деньги подростков к правобережным опорам эстакады, над Набережно-луговой улице. Проводник спускал веревку вниз, а дети лезли по ней на опоры. Сам, вместе с патрульной полицией, дважды снимал отсюда двенадцатилетних девочек. Спасибо полицейским, они отлично справились со сложной задачей. Потом вылавливали коренастого мужчину-проводника. Еще было: умники на надувной лодке везли экстремалов к опорам моста, они по конструкциям карабкались вверх. Там их охранник и достать не мог. Представляете, что было бы, если бы кто-то сорвался с 75-метровой высоты? Разбился бы на смерть или утонул!

Раньше ставили забор с соответствующими предупреждениями возле старого аварийного вантового моста через гавань. В понедельник, например, поставим, и чудо, если до пятницы он выстоит. В 10 часов утра в субботу каждый раз приезжаю – забор снесен. Двенадцать раз ставили, подрядчики даже калитку делали, но все равно ломали весь забор. Между прочим, ни одна смета строительных работ в мире не предусматривает деньги на 12-разовое восстановление забора вокруг объекта, который не принадлежит строительству.

Сейчас это все прекратили наши новые подрядчики строительных работ. На всех возможных подступах к стройке есть охрана: никаких туристов, велосипедистов, фотографов, любителей прогулок в промзоне сюда не пропустят, а на самой стройке много рабочих, которые также следят, чтобы чужие не шастали.

РЖАВЫЕ ОПОРЫ МОСТА В РУСЛЕ ДНЕПРА УБЕРУТ ЧЕРЕЗ ГОД

...На мосту через Днепр – тишина. Рядом летают ласточки, ведь мы находимся на 78-метровой высоте над рекой. На стреле брошенного на объекте предыдущими подрядчиками ржавого подъемного крана сокол свил гнездо и носит корм своим птенцам. Стальные же конструкции арок и полотна моста в идеальном состоянии, несмотря на то, что здесь давно никто не работал. Два года назад строители закрепили последнюю секцию арки.

- Ржавые временные опоры пусть не пугают киевлян, – объясняет Александр Владимирович. – Они никак не влияют на основные конструкции моста, сооружение которых велось под наблюдением специалистов из Института электросварки им. Патона. Каждый сваренный шов проверяли. Недавно мы обследовали подводные части временных монтажных опор. Оказалось, что за эти годы под некоторыми возникли промоины. Сейчас нам везут бутовый камень, будем их укреплять. Ну... и сомов в подводных ямах прибавилось, они любят глубину.

- Когда же уберут эти опоры?

- Сейчас арка смонтирована полностью. Объясню для непосвященных максимально просто и пропущу некоторые технические процессы. Итак, сейчас на суше варим, и потом поднимем и смонтируем 864 тонны стальных конструкций связей, которыми крепятся две половины арки, не давая им разъехаться в разные стороны. Эти детали называются фермами, они защищают арку от ветровых нагрузок. Когда сильный ветер, то мне на мосту даже приходится пригибаться. Сейчас начнутся сварочные работы и тоже под наблюдением ученых. Это сложная работа, во время которой детали несколько раз переворачивают. Вся эта работа по монтажу запланирована на нынешний год. Разве что морозы 12-15 градусов остановят мостостроителей. Весной, когда температура воздуха будет неуклонно повышаться, установим эти связи, заварим стыки на секциях арки, металл начнет нагреваться, расширяться. И вот тогда арка «вздохнет» и сама себя поднимет над временными опорами. Это на словах так просто все выглядит. Но должна же быть работа с колоссальным весом и на большой высоте над водой. Поэтому сейчас готовим вспомогательные сооружения. После всего, то есть весной, разберем опоры до уровня автодороги. Тогда останется установить консоли для проезжей части – и она готова. Затем на вантах подвесим полотно моста до арок. Таким образом, 350 метров автодороги и метро над Днепром без единой опоры будут надежно держаться.

- А если на мосту девятибальная пробка образуется?

- Да хоть из стотонных фур. Во-первых, все нагрузки на конструкции рассчитаны с запасом прочности. Во-вторых, будут испытания, когда груженые самосвалы станут на мосту плотными рядами. А мы с проектировщиками, по традиции, в это время на лодке остановимся под мостом.

- Для сооружения моста раньше часть металлоконструкций заказывали в Воронеже...

- С 2014 года категорически прервали все контракты. Полностью качественной продукцией нас снабжают украинские металлурги.

- А высококвалифицированные электросварщики, видимо, уехали?

- Да, к сожалению, многие были в эти годы простоя на заработках в Арабских Эмиратах, Казахстане, Туркменистане... Но понемногу возвращаются. На стройке остались опытные инженеры, руководители участков, которые строили мост с первых дней. У нас есть уже хорошие бригады и работа для них. На Рыбальском полуострове сейчас ведутся активные работы, в этом году «перешагнем» и через Русановское озеро, и «ступим» на освобожденную от дач трассу Русановских садов.

А для метро на Троещину в основных строительных конструкциях уже готовы две станции – под мостом в лотке видно и вестибюли «Трухановской» и «Десенки». Для метро, напомним, одновременно по всей длине под мостовым переходом сразу строили трассу метро.

МОСТА ЕЩЕ НЕТ, НО ОН УЖЕ КОЕ-КОМУ МЕШАЕТ

- Недавно службы генподрядчика обнаружили на трассе мостового перехода, на Набережно-Луговой улице строительство какого-то сооружения, – рассказывает Александр Здольник. – Мы направили в ДАБИ обращение, и быстро получили ответ: строительство незаконное и инспекторы сейчас выявляют лиц, которые затеяли строительство, а также выясняют, кто давал разрешение, согласовывал проект. Отсюда – все последствия для застройщика.

- Но на левобережье тоже есть препятствия. Жители одной из улиц не хотят видеть у себя автомобильную часть мостового перехода. Недавно стояли в пикете перед Киевсоветом...

- К счастью, сейчас споры решаются гораздо конструктивнее. Власть столицы прислушалась к мнению жителей. Создана общественная организация «Воскресенская слобода», которая защищает интересы жителей улицы и озера Радуга, в крайней части которого должны быть опоры автомобильной эстакады. Мы не утверждаем, что трасса мостового перехода проведена единственно правильно и считаем необходимым сохранить озеро Радуга. Но удовлетворять чьи-то амбиции и остаться без Подольского мостового перехода – важнейшего объекта для города – тоже никто не согласен. Не отвергают других мыслей и в комиссии Киевсовета по транспорту. Ей в мае этого года поручено – после встречи с активистами – обратиться к мэру, чтобы он дал указания заказчику строительства проработать технико-экономические показатели мостового перехода – соответствуют ли они современным реалиям и требованиям. Результаты такой работы будут известны уже в начале 2018 года. Многие сейчас говорят, что проект устарел, но это покажет новое технико-экономическое обоснование. Мы, как заказчики, объявим тендер: пусть тот, кто его выиграет, в соответствии с новой транспортно-дорожной моделью столицы определит узкие места старого проекта, если они существуют. Если трасса не совсем соответствует современной реальности, мы примем решение важное и правильное для Киева, чтобы не было заторов. Если подтвердится, что осуществляемый проект правильный и не устарел, мы пройдем трассу до конца.

Специалисты провели обследование жилых домов на предмет шумовых нагрузок, усиления вибраций от движения транспорта – всего, что может повлиять на техническое состояние жилья. Согласно проекту у нас в смете заложена замена окон в домах, установка шумозащитных экранов, пошаговое наблюдение за домами во время строительства эстакады.

При реализации такого масштабного проекта как Подольско-Воскресенский мостовой переход, власть столицы, проектанты и мы, заказчики, не допускаем, что в зоне строительства останутся неупорядоченные места. Здесь все продумано еще на стадии проектирования.

НА РУСАНОВСКИХ САДАХ ОСТАЛСЯ НЕ СНЕСЕННЫМ ОДИН ДОМ

На берегу Русановского озера рабочие обустраивают новые сваи для моста, а рядом спокойно отдыхают и купаются дачники. За озером, там, куда двинется мост, видно, что нет уже ни крыш, ни зданий, только буйная зелень. Только на берегу стоит одиноко дом, предназначенный под снос, а в огороде возятся его владельцы.

- Это последний дом, с хозяевами других почти со всеми договорились. За этот особняк мы заплатим компенсацию, – объясняет Александр Здольник. – Большинство согласились переселиться в коттеджный городок в лесной зоне возле Быковни. Там 110 участков по 10 соток и домов в разных степенях готовности. Есть все коммуникации, водопровод, телефон, интернет. Протянули им 30 километров силового кабеля, на днях уже дадим электричество. Из 259 дач, предназначенных к сносу на Русановских садах, хозяева 22 еще судятся с нами. Остальные массово «ушли» в Быковню, некоторые взяли денежную компенсацию, получили квартиры.

На левом берегу Днепра уже готов значительный отрезок автомобильной части. До середины сентября его заасфальтируют, установят перила и ограждения, бортовой камень. Так он и простоит до полного окончания строительства Подольско-Воскресенского мостового перехода, протяженностью в 11,5 километра, который начали строить в конце 2003 года.

В Дирекции строительства дорожно-транспортных сооружений города (заказчик строительства) сообщили, что уровень финансирования объекта сейчас, благодаря поддержке мэра и его заместителя, впервые за последние восемь лет такой, что позволяет выполнить практически все объемы работ по мостовому переходу до конца 2021 года.

Напомним, по договоренности мэра Виталия Кличко с министром транспорта и цифровой инфраструктуры Германии Александром Добриндтом и государственным секретарем министерства Райнером Бомбой была проведена детальная экспертиза состояния Подольско-Воскресенского мостового перехода, и согласно результатам, которые предоставили ведущие мостостроители Германии, сам проект и уже построенная часть сооружения получили очень высокую оценку, что дало толчок к активному продолжению строительства.

Екатерина Новосвитняя. Киев

Фото Евгений Любимов, Укринформ

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-