Цены на проезд в маршрутках растут пропорционально протесту пассажиров...

Цены на проезд в маршрутках растут пропорционально протесту пассажиров...

1654
Ukrinform
Местные власти Киева и Одессы развели руками, а Львова и Херсона – приняла меры, потому что люди настояли

Праздники закончились, и украинцы постепенно входят в привычные будни со своими заботами. В этом им помогают и перевозчики, ведь цены на проезд в городских маршрутках снова подскочили – как в столице, так и по Украине. О грядущем повышении еще в начале декабря заявлял член Ассоциации перевозчиков Киева Юрий Артеменко, прогнозируя подорожание до 8-9 гривен. Объяснения перевозчиков – традиционные: на ценообразование влияет стоимость топлива, запчастей и расходных материалов, которые зависят от курса доллара, а также рост минимальной заработной платы.

И если в Киеве стоимость проезда на некоторых маршрутах пока выросла преимущественно на 1 гривну (пока нам известно о подорожании как минимум на шестерых маршрутах - №599, 569, 201, 249, 455, 472), то жители Одессы были застигнуты врасплох объявлением о «подскоке» тарифа сразу на две гривны (то есть сразу на 40%) - с 5 до 7. Но самое обидное даже не это – а полное молчание некоторых органов местной власти, которые и лицензии перевозчикам выдают, и вообще обязаны по крайней мере контролировать цены на социально значимые услуги. Между тем, на сайте киевской мэрии пока никаких объяснений, лишь короткий комментарий в СМИ, что “часть перевозчиков подняли цены еще до Нового года, а теперь и остальные поднимают тариф. Они обещают, что выше семи гривен проезд в маршрутках пока дорожать не будет”.

Киев: тарифы регулирует перевозчик, государственные органы – без полномочий

Не найдя соответствующего распоряжения о повышении тарифов на сайте КГГА, корреспондент Укринформа обратился в столичную администрацию за комментарием, где в пресс-службе ему подтвердили, что такого документа действительно не было. В пресс-службе департамента транспортной инфраструктуры это объясняют тем, что ведомство и городские власти с 2015 года не регулируют тарифы перевозчиков:

“Постановлением Кабинета министров Украины №240 от 25.03 в 2015 году отменено государственное регулирование тарифов на перевозку пассажиров на автомобильном транспорте общего пользования. Тарифы в маршрутных такси относятся к сфере свободных цен и формируются каждым перевозчиком самостоятельно с учетом спроса и предложения на рынке услуг, стоимости топлива. У ГТИ нет полномочий на согласование тарифов автобусных маршрутов, работающих в режиме маршрутного такси.

Предельная стоимость проезда на городских автобусных маршрутах общего пользования города Киева, работающих в режиме маршрутного такси, составляет 7 грн. Стоимость проезда была 4-5-6-7 грн. С перевозчиками у департамента договоренность поднять стоимость в пределах "потолка" 7 грн. То есть с 4 до 5, с 5 до 6, с 6 до 7. Но не больше.

Экономически обоснованные тарифы на 2017 год таковы: 6,64 грн - на проезд в метрополитене, 6,91 грн – на проезд наземными видами транспорта (трамвай, троллейбус, автобус, фуникулер) и 15,39 грн – на проезд городской электричкой.

В то же время, по расчетам КП «Киевский метрополитен», плановая себестоимость перевозки одного пассажира на 2017 год в метро составляет 5,68 грн. По расчетам КП «Киевпасстранс» плановая себестоимость перевозки одного пассажира наземными видами транспорта на 2017 год составляет 5,76 грн”, - сообщила Укринформу Юлия Пономаренко, пресс-секретарь департамента транспортной инфраструктуры.

Одесса: люди бойкотируют новые цены и готовятся к суду

На сайте одесской областной администрации от 11 января опубликован комментарий местного Департамента транспорта о том, что ведомство приняло решение о повышение тарифов с сегодняшнего дня - с 15 января, обуславливая теми же факторами - повышением цен на дизельное топливо, горюче-смазочные материалы, запасные части, эксплуатационные материалы, ремонтные работы, а также дефицитом водительского состава от 15 до 35% и повышением “минималки”. Директор департамента транспорта, связи и организации дорожного движения Александр Илько так же, как и его киевские коллеги, пояснил, что повышение тарифов на проезд в маршрутных такси больше не зависит от городской власти. Отметим лишь, что объявление о повышении стоимости проезда одесские перевозчики «возят» в своих маршрутках уже несколько недель. И вывод из этого «промедления» можно сделать только один: вопрос даже не обсуждался, никто не контролировал, насколько экономически обосновано именно такое повышение, никто и не пытался найти способ, чтобы как-то облегчить населению «битву» с тарифами.

Фото: Ніна Ляшонок / Укрінформ
Фото: Нина Ляшонок / Укринформ

Между тем, возмущенные одесситы не довольствовались таким ответом и 15 января вышли под мэрию с лопатами, чтобы... «рыть там метро», а еще - решили игнорировать повышение тарифов, платя все те же 5 гривен. Об этом написала на своей странице в фейсбук активистка и руководитель Одесского кризисного медиа-центра Алена Балаба:

"Одесситы готовы платить и по 10 гривен, но за комфортный проезд. А не за вот это тесное скрипучее зло, которое сейчас катается по улицам со скоростью черепахи и отравляет воздух.

Но.

Есть два выхода. Не платить 7. Просто протягивать 5 и выходить, начиная с понедельника. Кондукторов и всего другого у них все равно нет.

Второе - выйти в понедельник под мэрию в 9.00, когда туда ползут чиновники. И начать рыть метро..."

Пикет уже закончился, и по словам Алены Балабы, власть стояла на своем: “В мэрии нам сегодня кричали, что "все это связано с курсом доллара и повышением цен на ГСМ". Но курс доллара на 15 января 2017 года был 27,25 грн, а 15 января 2016 года - 23,95 грн - кто забыл. И ничего - было 5 грн за проезд.

Никто на вопрос "Почему перевозчик работает за черный нал и сколько это еще продлится? - нам не ответил”. Поэтому активисты готовят документы, чтобы подать ходатайство в суд.

Херсон: старые тарифы не сохранил, но и новым не дал кусаться

В Херсоне, кстати, активная позиция жителей подействовала на власть, а та – на перевозчиков. Об этом написала в Facebook Екатерина Пономаренко, журналист информационного ресурса “Политическая Херсонщина”. Когда в октябре, несмотря на недовольство граждан, стоимость проезда в маршрутках подняли до 5 гривен, активисты продолжали требовать возврата к прежним тарифам – по 3 гривны, и нашли способ, как этого добиться. Активисты призвали херсонцев, недовольных ценой на проезд в 5 гривен и качеством перевозок, пользоваться ресурсом http://ukrskarga.org.ua/, где нужно было оставить до 1 декабря как можно больше жалоб на работу общественного транспорта, что они и сделали. Это было единственным рычагом влияния, потому что именно на основе этих жалоб ведется мониторинг состояния транспорта. И если бы перевозчики до 1 апреля не приняли какие-то меры – с ними расторгли бы договор. В итоге к концу октября город жил по старому тарифу – по 3 гривны, но с 1 ноября исполнительный комитет Херсонского городского совета ввел новый тариф на перевозку пассажиров в маршрутках 4 гривны. И горожане все же смирились – ну хоть не 5 гривен, и на том спасибо.

Тернополь: забастовка не пассажиров, а перевозчиков, которых заставляют показать карманы

В Тернополе ситуация вообще странная: там бастуют не пассажиры, а наоборот – перевозчики. 10 января водители не вышли на свои рейсы из-за введения электронной оплаты проезда. Тернопольский городской совет же выступил против забастовки перевозчиков:

Фото: galas.te.ua
Фото: galas.te.ua

“Водители частных маршруток организовывали забастовку из-за введения в Тернополе европейской модели функционирования общественного транспорта. Их не устраивает, что при электронной системе оплаты за проезд, они лишены возможности «работать» с наличными. Ведь после полноценного введения электронной системе оплаты за проезд станет точно известно, сколько людей со льготами воспользовались общественным транспортом и сколько за это средств должен возместить городской совет перевозчикам (...) Тернопольский госовет категорически выступает против забастовки, что может привести к наложению на перевозчиков штрафных санкций вплоть до расторжения с ними договоров”, - говорится на сайте горсовета.

Напомним, 7 мая, вступил в силу закон о введении электронного билета в городском пассажирском транспорте. Закон дает полномочия органам местного самоуправления вводить автоматизированные системы учета оплаты проезда в городском пассажирском транспорте независимо от форм собственности и самостоятельно определять порядок их функционирования, а также утверждать правила пользования городским пассажирским транспортом.

Тернополь перешел на электронную систему оплаты проезда в транспорте с 1 октября. Чтобы пользоваться электронным билетом, нужно оформить пластиковую карточку тернополянина, которую можно пополнить в специальных пунктах. Карточкой нужно коснуться специального устройства, и оно без кондуктора выдает билет. Такая электронная система исключит неконтролируемый оборот наличных, которым сегодня оперируют перевозчики, и даст информацию о реальном пассажиропотоке.

Львов: чтобы не сдаться перевозчикам - сработал местный исполком

Во Львове же, как сообщал Zaxid.net, пять перевозчиков (один коммунальный и четыре частные) подали в управление транспорта разные расчеты нового тарифа – от 6,05 до 7,35 гривен. Средний экономически обоснованный тариф, по их данным, должен составлять 6,80 гривен. Но исполком городского совета все же согласовал увеличение тарифа на проезд в городских маршрутках до 5 гривен.

Полтава. Фото: Сергій Пустовіт / Укрінформ
Полтава. Фото: Сергей Пустовит / Укринформ

Укринформ: Чем можно объяснить такую разницу в активности власти на местах? В Киеве и в Одессе власть фактически самоустранилась от решения больного вопроса; в Херсоне, Тернополе и Львове – наоборот, вмешалась и добилась результата. Не исключено, что такая регуляторная «неравномерность» вызвана еще не завершенным процессом децентрализации, который в рамках реформы местного самоуправления начался еще в 2014-м. Столица, управление которой регламентируется отдельным законом, имеет собственные правила контроля местного бизнеса. Возможно, из-за большого числа перевозчиков, как частных, так и коммунальных, и в целом большей платежеспособности населения, здесь еще не так остро реагируют на игры с тарифами. Но это пока. Ведь все мы понимаем, что частные перевозчики – люди бизнеса и с каждым повышением проезда прощупывают, сколько еще можно выжать из пассажира. Возможно, эта критическая грань в столице еще не наступила, но она все приближается.

Юлия Горбань, Киев


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-