Битва за Крещатик: украинское необарокко против сталинского модерна

Битва за Крещатик: украинское необарокко против сталинского модерна

Аналитика
1342
Ukrinform
Украинские архитекторы предлагают включить Крещатик в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. А почему бы и нет?

Крещатик – не просто улица, а сердце украинской столицы. Древнее, но до сих пор живое – горячее и трепетное. И для любого киевлянина, конечно, лучшее в мире. Такого интересного сочетания истории, рельефа, архитектурных стилей и ландшафта еще поискать. К сожалению, не все современники это понимают. Поэтому, чтобы его сохранить, украинские архитекторы подготовили проект включения улицы Крещатик в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Инициатором проекта стала вице-президент Национального союза архитекторов Украины Елена Олейник, с которой и пообщался Укринформ.

Олена Олійник
Елена Олейник

Она рассказала, чем же Крещатик такой особенный и почему заслуживает мирового статуса памятника архитектуры. Говорит, шансы на его получение немалые. Дальше – со слов госпожи Олейник.

Конкурс одной улицы

Современному архитектурному ансамблю Крещатике – около 70 лет. По сравнению с другими объектами в Украине, включенными в наследие ЮНЕСКО, которым по несколько сотен и даже тысячи лет, он самый молодой. Чем же он такой особенный?

Общеизвестно, что во Всемирное наследие ЮНЕСКО включают не самые лучшие или самые древние объекты, а самые уникальные и оригинальные. Крещатик в этом смысле вместе с подобными объектами из других стран претендует на так называемую транснациональную номинацию, в которую войдут еще четыре главные улицы столиц стран Восточной и Центральной Европы. Это Маршалковская в Варшаве, Тверская в Москве, улица Ленина в Минске и Карла Маркса в Берлине. Все названные улицы составляют определенный архитектурный ансамбль, имеющий черты выразительного модернизма и несут в себе определенную идеологию времен социализма.

Вообще, в мире повышается интерес к архитектуре ХХ века. Кстати, в предыдущее письмо в ЮНЕСКО включен также и ансамбль зданий харьковского Госпрома, как отдельный объект конструктивизма и модернизма.

Но вернемся к Крещатику. На фоне других номинантов он имеет важную отличительную черту – ярко выраженную национальную составляющую ансамбля. В архитектуре Крещатика отчетливо прослеживаются черты и формы украинского барокко - многопрофильные карнизы, фронтончики, висячие колонки, облицовочная керамика с рельефными орнаментальными мотивами, напоминающие ритмичный ряд полтавской плахты, а в пространственной организации - черты древнерусской архитектуры. Это подчеркивает его своеобразие.

Что скрыли авторы Крещатика в его фасадах?

Авторы Крещатика, выбравшие такой необычный для того времени стиль, были настоящими патриотами. Это был скрытый протест и проявление национальной идентичности. И стало своеобразным методом и символом объединения Западной и Восточной Украины, пусть даже в фасадах и в архитектурных образах главной улицы столицы. Но люди это почувствовали.

Определенным образом это было подвигом тогдашних архитекторов, потому что указания “сверху”, чтобы Крещатик имел какие-то более отчетливые национальные особенности, не было. Соответственно, надо было маскировать этот замысел под другие элементы декора. Реализовать в полной мере фасады Крещатика удалось только после 50-го года, когда главного архитектора Киева и руководителя этой работы Александра Власова перевели на должность главного архитектора Москвы.

После этого проектированием главной улицы Киева стали заниматься другие киевские архитекторы – Анатолий Добровольский, Александр Малиновский, Борис Приймак.

На самом деле Крещатик уникален еще и потому, что это первый и единственный в Европе архитектурный объект, конкурс на который был объявлен еще до завершения Второй мировой войны. Конкурсное проектирование длилось с 44-го по 48-й год и проходило в три тура. А застройка улицы, которая началась в 1949-м, длилась 6 лет.

Единственный проект, который имел еще на стадии проектирования черты украинского барокко - проект Владимира Заболотного, и немного они прослеживались в проекте Алексея Тация. Все остальные проекты были в духе сталинской архитектуры. Но уже на стадии реализации коллективу авторов удалось дополнить их выразительными чертами из элементов украинского барокко, украинского архитектурного модерна и даже живописи бойчукистов (направление в украинском искусстве 10-30-х годов XX века название происходит от фамилии Михаила Бойчука, который предложил теорию нового украинского искусства, оприрающегося на национальное начало. – Ред.). И это все прослеживается в мозаиках, барельефах, в скульптуре.

Кстати, еще одно интересное отличие Крещатика от других ансамблей – сохранение и бережная реставрация домов, которые не полностью взорвали большевики, покидая город в сентябре-ноябре 1941 года. Часть этих домов сохранилась, хотя так же не было никаких указаний их сохранять. То есть, их можно было убрать и на пустом месте построить «прекрасный» сталинский ансамбль, как это делалось, например, в Минске. Там просто все расчистили и возвели новую архитектуру в неоклассических формах. А вот на Крещатике все было бережно сохранено и восстановлено.

Более того – новая архитектура была “вписана” в старую, как можно видеть на четной стороне Крещатика, где находятся административные здания. Сохраненные дома определенным образом задали масштаб и неоклассичность, а жилые добавили “ноток” необарокко. Например, в месте пересечения улицы Прорезной с Крещатиком, и квартале до пересечения с улицей Пушкинской. То есть, Крещатик - это абсолютно гармоничная среда, но очень разнообразная.

“Крыло” ЮНЕСКО как защита от незаконной застройки

Основная цель включения Крещатика в мировое наследие - это фактически его защита, сохранение, реставрация и обеспечение устойчивого развития. Улица сейчас уже испытывает проблему с керамикой фасадов. Дело в том, что в их создании была использована уникальная плитка со славянской белой глины. В то время для ее изготовления были созданы специальные мощности - завод в Славянске (Донецкая обл.), который сейчас производит несколько иную продукцию. Еще 10 лет назад при столичном Научно-исследовательском институте экспериментального проектирования действовала печь, в которой можно было обжигать керамические образцы до метра в диаметре. К сожалению, эта печь разрушена. А для реставрации фасадов нужно постоянно восстанавливать утраченные образцы.

Кроме того, включение Крещатика к наследию ЮНЕСКО “включает” мораторий на все застройки и землеотводы, также и в буферной зоне. Как известно, памятниками местного значения, каким является сегодня центральная улица столицы, должны заниматься местная власть и Министерство культуры. Но, настолько неэффективно они это делают – мы уже могли убедиться, когда при пожаре в июне прошлого года дотла сгорело историческое здание центрального гастронома – бывшая гостиница «Кане», где в свое время жили Михаил Врубель, Павел Скоропадский, Панас Саксаганский и другие известные люди прошлого.

Повышение ранга Крещатика до достопримечательности мирового значения, несомненно, будет способствовать его сохранению. Конечно, это несет определенные хлопоты для государства, но повышает его авторитет, престиж в мире и туристическую привлекательность.

Записала Юлия Горбань, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» и «PR» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>