Артем Стельмашов, начальник отдела по вопросам местного самоуправления, региональных и международных связей секретариата Киевгорсовета
Рекорд Общественного бюджета в этом году уже побит
06.06.2019 14:15

Сегодня, 6 июня, — последний день голосования за проекты общественного бюджета Киева, которое проходит раз в год. Самые рейтинговые предложения от жителей столицы власти включают в городской бюджет на следующий год, чтобы потом реализовать. При этом стоимость реализации проекта должна вписаться в пределы определенной суммы — от 50 тысяч гривен до 3-х миллионов. На четвертый год такого взаимодействия властей с жителями столицы активность киевлян уже побила все предыдущие рекорды. Так, к голосованию допустили более полутора тысяч общественных проектов из разных сфер, а с начала голосования, 15 мая, необходимое количество голосов для реализации уже набрали более 500 из них.

О том, какие проблемы больше всего волнуют столичных жителей, какова эффективность инструмента и какие проекты за время существования Общественного бюджета больше всего запомнились, Укринформ пообщался с начальником отдела по вопросам местного самоуправления и членом городской рабочей группы по вопросам Общественного бюджета Артемом Стельмашовым.

- Сегодня в Киеве наблюдается бум проектов так называемых бюджетов участия. Как думаете, с чем связана активность киевлян? Неужели люди наконец-то стали более ответственными?

- Люди видят, что проекты реализуются и, соответственно, растет доверие к этому инструменту решения местных проблем. Каждый год у нас увеличивается количество голосующих. Если несколько лет назад было 50 тысяч голосов, в прошлом году аж 150 тысяч, то по состоянию на сегодня уже насчитывается 180 тысяч голосов, а, значит, рекорд побит. Да и количество проектов тоже ежегодно увеличивается и почти все из них реализовываются, потому что мы ежегодно увеличиваем финансирование. Поэтому люди видят эффективность и инициируют новые проекты, то есть работает сарафанное радио. В прошлом году у нас победил 341 проект. В 2019, ожидаем, будет уже больше 500 победителей. Если в первый год работы проекта “Общественный бюджет” (в 2016-м) Киевсоветом было выделено 50 млн грн, во второй год — 100 млн грн, в третий — 150 млн грн, то в этом году — 160 млн грн. Думаю, эта цифра будет только увеличиваться, а люди будут все больше проектов предлагать властям для реализации.

Правда, как по мне, большое количество небольших проектов – не очень хорошо для города. Надо обращать внимание, например, на опыт Лиссабона, где проектов меньше, но на каждый проект выделяют гораздо большие суммы, чем у нас.

- У нас на проект дают от 50 тысяч гривен до 3 миллионов гривен, верно? Есть ли разница между голосованием за такие разные по стоимости проекты?

- Да, безусловно. Система голосования такая, что для того, чтобы выиграть голосование за проект с бюджетом в 50 тыс грн, надо и меньше голосов, чем на проект стоимостью 3 млн грн. То есть, чем больший объем бюджета — тем больше голосов он должен собрать. Поэтому проекты преимущественно тяготеют к минимальным суммам. Думаю, что со временем надо задумываться над тем, чтобы увеличить порог финансирования проектов, чтобы они были заметнее, и мы не просто латали “дыры” – как вот новые окна в школах или ремонты тротуаров. Например, на днях я был на открытии проекта “Образовательные студии Гретера и Криванека” в КПИ. Это образовательный проект для обучения и развития, обмена знаниями и идеями с имеющейся лабораторией, оборудованием, креативным пространством. Им могут воспользоваться все желающие. Но подобных проектов, к сожалению, меньшинство.

- А какой иностранный опыт в этих вопросах? И что нам следовало бы позаимствовать?

- В Португалии, например, общественные проекты более масштабные – это могут быть инновационные художественные галереи, приюты для животных, и тому подобное. Да, это требует значительно большего финансирования. Общественных проектов там меньше, 5-10 в год, но они заметны всему городу. Поэтому, думаю, нам тоже надо переходить от количества к качеству. Кроме того, следовало бы уделять больше времени обсуждению проблем, на решение которых направляются средства. Ведь у нас это похоже на избирательные кампании — прием заявки, подготовка и голосование за проекты продолжается всего несколько месяцев. Если процесс будет продолжаться в течение всего года, то люди более обдуманно будут отдавать свой голос, смогут сравнить предложения, а команда, которая готовит проект, будет иметь больше времени на лучшую его подготовку. Вообще, хорошо было бы перейти к регулярному общественному обсуждению ключевых проблем города и именно на их решение направить проекты “Общественного бюджета”. Думаю, это будет эффективнее. Но, конечно, можно понять тех людей, которые, например, заботятся об улучшении условий, в которых учится их ребенок (сейчас имеем большинство проектов, которые касаются образования). Гражданам проще проголосовать на сайте “Общественного бюджета” , чем в очередной раз сдавать деньги на школьные ремонты.

- Получается, что Общественный бюджет - маркер проблем, которые волнуют киевлян больше всего?

- Частично, да. Например, в первом общественном бюджете был подан проект на 1 миллион гривен на освещение улицы Центральной. Денег на освещение всей улицы не хватило, поэтому городской совет обратил внимание на эту проблему и дополнительно выделил 8 миллионов гривен. Этот проект был на втором месте среди победителей и это показало, что проблема очень волнует местных жителей.

- А что еще дает киевлянам инструмент, кроме решения локальных проблем?

- Умение эффективно взаимодействовать и коммуницировать. Мы мониторим активность людей в том или ином проекте, и то, как они умеют привлекать человеческий или маркетинговый ресурс. Есть команды, которые собирают голоса за счет грамотной рекламы среди лидеров мнений в социальных сетях или в кампании “от двери к двери”, когда обходят соседей. Очень круто, что такие амбициозные и активные люди между собой знакомятся и поддерживают друг друга. Не сомневаюсь, что многие из этих активистов станут депутатами в следующем Киевсовете, ведь это очень хорошая школа лидерства в громаде, районе, микрорайоне, во дворе, в доме и тому подобное. Кстати, у нас есть школа Общественного бюджета, которая учит, как правильно подготовить проект.

- Какие проекты за время существования Общественного бюджета вам лично больше всего понравились?

- Мне нравится создание креативных пространств в Киеве, куда можно бесплатно прийти и подготовиться к важной презентации, поработать над проектом, провести репетицию, обсудить проблему и тому подобное. Было бы классно, если бы таких мест в столице стало больше.

Также замечательные проекты, которые предлагают яркие образовательные мероприятия. Например, я в восторге от таких, как “Год науки для Киева”, медицинских или научных пикников в парке Шевченко, куда приглашают школьников, чтобы показать, что наука может быть яркой, интересной, креативной. Также хорошие системные проекты – например, как у Алексея Коваленко о восстановлении легендарного дуба Шевченко, под которым в свое время якобы отдыхал поэт. Данный проект стоимостью 70 тысяч гривен привлек внимание властей к проблеме сохранения исторических деревьев в городе и комиссия Киевского городского совета по вопросам экологии совместно с активистами создала специальную программу.

Очень хочу, чтобы больше побеждали инклюзивные, социальные проекты для людей с инвалидностью, для создания безбарьерных пространств и тому подобное. Когда мы были на открытии образовательного пространства в библиотеке КПИ, с нами был коллега по общественной бюджетной комиссии, который передвигается на инвалидной коляске. И оказалось, что попасть на мероприятие для такого маломобильного человека – огромная проблема. Поэтому надо создавать в Киеве безбарьерность везде, где это возможно.

- А насколько вероятны злоупотребления при голосовании за проект?

- Фальсификации, то есть накручивание голосов, нереальны, потому что голосование происходит через очень жесткие инструменты идентификации - через BankID или электронную цифровую подпись. Каждый случай фальсификации я готов тщательно изучать, но очень сомневаюсь, что это реально сейчас сделать в Киеве. Злоупотребления могут быть только в виде принуждения к голосованию — например, в коллективах, на родительских собраниях в школе или садике с настойчивым предложением поддержать определенный проект.

- Оцените эффективность Общественного бюджета в целом. Насколько проект реально помогает взаимодействовать налогоплательщикам с властями?

- В Киеве и во многих городах на самом деле немало инструментов влияния на власти и взаимодействия с ними. Кроме общественного бюджета, это электронные петиции, обращения граждан, местные инициативы, возможность создания органа самоорганизации населения, который тоже может принимать участие в конкурсах на финансирование проектов. Но на сегодня именно общественный бюджет показывает наибольшую эффективность, потому что это классическая партисипация (участие граждан в принятии решений. – Ред.) + деньги. Именно с помощью этого инструмента проще всего решить тот или иной вопрос. Но надеюсь, что при этом не будут забыты и другие формы взаимодействия – общественные слушания, публичные консультации.

Кстати, в Киеве окончательное решение о судьбе каждого проекта выносят не чиновники, а общественная бюджетная комиссия, в которую входят киевляне электронным голосованием за представителей общественных организаций. Именно за ними окончательное слово в допуске проекта к голосованию. Если чиновники отклонили ваш проект, не сдавайтесь, вы еще можете подать жалобу в общественную бюджетную комиссию, которая может вернуть проект на голосование. Когда я сам был автором проекта общественного бюджета, то думал, что самое сложное — выиграть голосование. Но оказалось, что работа на этом не заканчивается. Я принимал участие в подписании всей тендерной документации на ProZorro, проверял участников, ходил на консультации и общался с представителями властей. Если каждый автор будет активно взаимодействовать с непосредственными исполнителями, тогда проект уверенно доведут до реализации. Если же автор выиграл проект и забыл о нем, то его качество может пострадать. Поэтому я призываю всех авторов активно взаимодействовать с властями, влиять на них и при необходимости даже легонько давить. Правда, не очень хорошо считать Общественный бюджет панацеей от всех проблем, но это действительно тот инструмент, который уже доказал свою эффективность и работоспособность.

Юлия Горбань, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-