Александр Смирнов, начальник управления по вопросам рекламы КГГА
С рекламой – все очень просто, если любить и уважать город
19.11.2019 17:15

В 2017 году в Киеве утвердили документ, регулирующий сферу наружной рекламы в городе, а именно «Правила размещения рекламных средств». В этом году мы наглядно оценили обновленные правила в действии, когда улицы Глубочицкую, Сагайдачного, Жилянскую, Межигорскую и другие освободили от засилья рекламы - и колоссальную разницу между «было» и «стало» можно теперь видеть невооруженным глазом. Правда, начальник управления рекламы КГГА Александр Смирнов с легкой ноткой грусти отмечает, что большинство киевлян очень быстро привыкли к изменениям, которые дались тяжелым трудом, - и уже даже их не замечают. Поэтому Укринформ решил подробнее пообщаться с господином Смирновым о том, как начинался процесс реформирования сферы внешней рекламы в городе, что до сих пор остается задачей для местных властей.

- Этот год проходит под знаком очищения Киева от чрезмерной рекламы. Расскажите для начала - как и почему город взялось за регулирование этого направления?

- До 2017 года в городе действовала Концепция развития наружной рекламы. Она, как мы смогли убедиться, неэффективно регулировала сферу рекламы, а общество требовало быстрых изменений. Еще с весны 2016 года мы начали дискуссию с обществом, бизнесом, предпринимателями, архитекторами, активистами о том, как должен выглядеть город в части наружной рекламы. Эта дискуссия продолжалась полтора года, сначала - эмоционально, а в последние полгода - конструктивно, и в конце концов мы оформили четкие правила размещения рекламы, они согласованы соответствующими комиссиями и узаконены голосованием местных депутатов. Нашей целью было создание всем понятных требований и критериев, которые все бы выполняли, не имея никаких лазеек через неправильную трактовку. Все - для того, чтобы снизить загруженность города рекламой.

По моему личному мнению, можно было бы сделать эти правила еще жестче. Но в какой-то момент я понял, что тогда будет большой риск того, что их не будут выполнять. Но и те требования к размещению рекламы, которые мы приняли в 2017-м, уже кардинально изменили картину города.

- Можете привести примеры?

- Если раньше на бульваре Дружбы Народов было 228 щитов, то теперь осталось 32 скролла. Вдоль набережной от моста Патона до Почтовой площади было установлено 326 рекламных щитов, а теперь осталось 73. Честно говоря, когда мы начали демонтаж, то не могли поверить, пока несколько раз не пересчитали, что на территории развязки на мосту Патона, со стороны правого берега, уместилось 90 рекламных щитов! Некоторые из них были крупноформатные - суперсайты. Сейчас там нет ни одного, потому что согласно Правилам размещения рекламы, зона транспортной развязки должна быть свободной от рекламы.

- А как новые Правила определяют зонирование?

Если реклама появится в неположенном месте, она демонтируется

- Мы поделили город на 5 форматных зон: от 0-й до 4-й. В нулевой зоне запрещено размещение любых наземных рекламных конструкций, а для рекламы на фасадах - установлены четкие ограничения. Это буферная зона исторических памятников - например, Лавры, Софии Киевской и т.п., а также парки, скверы. Также - развязки, перекрестки, пешеходные переходы и остановки общественного транспорта. Первая форматная зона - это вся историческая часть города, вторая - центральная часть; третья - остальные части города, четвертая - артерии города, например, проспект Бажана, Кольцевая дорога.

Правила определяют минимальное расстояние между объектами, которую рекламные щиты, борды не должны нарушать ни в коем случае. Более того - определены разрешенные и не разрешенные места для рекламы. И если реклама появится в неположенном месте, она демонтируется. То есть все очень просто - если любить и уважать город. Рекламные растяжки, которые нависали над дорогой и перекрывали перспективу улицы, а также холдеры (баннеры, закрепленные на столбах, опорах), согласно Правилам, теперь вообще запрещены. Такого типа рекламных конструкций по Киеву было размещено около 10 тысяч, а теперь осталось около 300. Но весной 2020 года закончится срок действия разрешительных документов и для них, и вскоре город полностью очистится от такого вида рекламы.

- А сопротивление велико? Какой процент операторов и рекламодателей еще сопротивляется?

Были случаи, когда предприниматели, нарушившие Правила размещения рекламы в столице, за сутки привозили решения суда из Западной Украины

- Сопротивление есть, и даже угрозы.

- Как именно угрожают - судами или физически?

- И физически, и судами. Подают ли иски в суд? Да, подают. Выигрывают ли эти суды? Так, некоторые выигрывают. Как выигрывают - это вопрос. Мы очень надеемся, что когда-то закончится  практика, когда в суде можно получить любое решение. У нас были случаи, когда предприниматели, нарушившие Правила размещения рекламы в столице, за сутки привозили решения суда из Западной Украины. Непонятно, как за сутки можно проанализировать этот вопрос и вынести решение в отношении другого города? Мы, конечно, такие решения обжалуем - и даже доходим до Верховного суда. Там у нас сейчас очень много дел. Но если говорить в процентном отношении о доле недобросовестных предпринимателей, речь идет о 3-5%. Хотя сначала было больше - около 25%, но приятно, что 75% предпринимателей стали сразу выполнять новые Правила. Потом в течение года к ним добавились еще 20%, так как поняли, что правила созданы не для того, чтобы у кого забрать место под рекламу и отдать другому, а чтобы урегулировать размещение рекламы по городу в целом.

- Можете поделиться историей успеха в цифрах?

- Для сравнения, до 2014 года включительно - по городу демонтировалось от 1600 конструкций в год. В 2015 году, когда началась работа над формированием требований к размещению рекламы, были демонтированы 3813 конструкций. В 2016-м году - 5034 в год, в 2017-м - 8604, а в 2018-м - 16 805. За 10 месяцев этого года демонтировано почти 14 тысяч рекламных конструкций. Причем с 2016 года демонтажом занимались и сами владельцы рекламы, а не только коммунальное предприятие.

- Это удалось благодаря диалогу с предпринимателями?

- Да 100% благодаря открытому диалогу со всеми группами. За полтора года эти заседания проходили дважды в неделю, что дало нам возможность оформить требования к размещению рекламы очень четко с учетом мнения всех сторон.

- А от чего зависит цена на размещение рекламы?

- Все зависит от форматных зон, упомянутых выше, а также от экономической целесообразности. К примеру, проспект Бажана, хотя и относится к четвертой форматной зоны, но поскольку там мощный трафик, то и цена там, соответственно, выше.

- Сколько же от рекламы получает столичный бюджет?

Все почему-то уверены, что КП «Киевреклама» как раз и собирает, и использует собранные за рекламу средства

- С 1 июля 2019 начала действовать новая система расчета за размещение рекламных средств. Что это значит? Во-первых, увеличены тарифы на плату, а это, в свою очередь, увеличит поступления средств в городской бюджет. Также, если раньше деньги проходили через КП «Киевреклама» и в тот же день отправлялись на счет горбюджета, то сегодня они идут напрямую в бюджет города (минуя коммунальное предприятие). Кроме того, этот Порядок сводит к нулю манипуляции с размером оплаты. Например, когда платят только за одну сторону щита, а фактически используют две плоскости. Так, если в 2018 году в городской бюджет поступило 181,9 млн грн, то на 2019-й планируется 200 млн грн поступлений. Если брать показатели нарастания поступлений, то в 2020 году планируется поступлений на сумму 250 млн грн.

- И как эти поступления распределяются?

- Все почему-то уверены, что КП «Киевреклама» как раз и собирает, и использует собранные за рекламу средства. Но это не совсем так. До 1 июля 2019 года, по старому порядку, средства действительно поступали на счет КП «Киевреклама». Но в течение суток 100% собранных средств (то есть любой платеж) направлялись в бюджет, на казначейский счет Киева. И так целый год. Но с 1 июля мы упростили эту транзакцию - для того, чтобы все средства за право использования места для рекламы попадали сразу на казначейский счет без посредника. А как эти средства используются - любой это может увидеть в открытом бюджете города.

- Кстати, а эстетическую составляющую новые правила учитывают?

- Да, эстетическая составляющая детализируется в пределах рекламных конструкций для каждой форматной зоны. К примеру, в первой форматной зоне все конструкции на фасадах, названия всех учреждений должны быть сделаны отдельными буквами - без вариантов. Никаких лайт-боксов, баннеров, подкладок под этими буквами не должно быть. Можно пройти по улице Сагайдачного и увидеть, что почти 99% рекламных вывесок там размещены по Правилам. Во второй форматной зоне буквы могут быть на подкладке, но эта конструкция должна быть не выше второго этажа, не перекрывать архитектурные и другие ценные элементы здания или окна.

Бывают, конечно, и нарушители, но мы их демонтируем. Они снова размещают - мы их снова демонтируем. И в результате - со второго-третьего раза они понимают, что надо делать по правилам.

- А сопротивление при самом демонтажа вам оказывают?

- Да. В «горячих» точках, например, на лотереях, нам помогает полиция, во избежание драк, потасовок. Владельцы порой очень активно нам противодействуют.

- То есть все вывески лотерей на жилых домах - тоже незаконны? Просто туда, где они до сих пор есть, еще не добрались коммунальные службы?

Если жители будут нам помогать, то город быстрее освободится от незаконной рекламы

- Проведу параллель. Если у нас есть мусор в квартире, то его убирает не сосед, а убираем мы, потому что это наша собственность. Если есть мусор в подъезде, который является общей собственностью жильцов, то все вместе должны решить - что с ним делать. Так же и с рекламой на фасадах домов. У владельцев дома есть не только права, но и обязанность хранить свои фасады в надлежащем состоянии. И если у кого-то на доме размещается лотерея, то этот вопрос так же могут решить владельцы этих домов. Значит им просто безразлично. Они ждут, что кто-то придет и демонтирует. А ведь они владельцы и вправе решать - как управлять своим имуществом (бывали даже случаи, ОСМД сами заключали договоры аренды с лотереями). Но это не значит, что мы не поможем демонтировать незаконные рекламные конструкции. Просто мы не можем работать на всех объектах сразу. Если жители будут нам помогать, то город быстрее освободится от незаконной рекламы.

- А когда Киев полностью очистится от незаконной рекламы?

Если нет уважения к городу, то это нужно решать штрафами

- На этот вопрос трудно ответить. Вот мы демонтировали 623 незаконных конструкции на улицах Верхний и Нижний вал. Казалось бы, все замечательно. Но через две недели мы зафиксировали, что 90 конструкций вернулись. Мы их демонтировали, а через три недели вернулись 50 конструкций. Затем осталось 20 - сейчас поедем снова демонтировать. То есть нужно, чтобы люди ментально изменились. Если нет уважения к городу, то это нужно решать штрафами. А пока идеально очистить город можно будет только тогда, когда у каждого дома будет дежурить по одной демонтажной бригаде.

- То есть чья-то реклама возвращается на прежнее место без разрешения? А разве раньше разрешение было не нужно?

- Раньше разрешение на размещение рекламы все равно требовалось - согласно Закону о рекламе. Но теперь в Киеве изменились критерии для получения этого разрешения на основе введенных Правил размещения рекламы. У нас есть база данных, доступная для каждого, где можно посмотреть на законность размещения рекламы по городу: зеленым цветом отмечено, если предприниматель имеет разрешение, красным - если без разрешения, а синим - в процессе оформления. Наш идеал - чтобы все стало зеленым, и думаю - со штрафами мы к этому придем.

- На опыт каких стран вы опирались при разработке правил размещения рекламы?

- Мы изучали опыт Парижа, Праги, городов США и других. Но мы поняли: если в каком-то европейском городе достаточно утвердить общие правила - и все их будут выполнять, то у нас так не получится. Нужны штрафы, очень четкие требования и контроль документации. Надеемся, со временем все к этому привыкнут и будут соблюдать на подсознательном уровне. Все зависит от ментальности - и когда мы, например, будем хорошо себя вести с людьми, с городом, тогда и проблем с незаконной рекламой, как и с другим также, в Киеве мы будем иметь.

Юлия Горбань. Киев

Фото: Геннадий Минченко

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-