Наталья Мельник, директор Департамента экономики и инвестиций КГГА
Для реализации масштабных проектов сначала необходимо объединиться в агломерацию
09.09.2020 19:09

Департамент экономики и инвестиций – это своего рода центр принятия финансово-экономических решений КГГА. Здесь занимаются стратегическим планированием, программами социально-экономического развития на краткосрочную и среднесрочную перспективу, мониторят и согласовывают городские целевые программы, ищут кредиты для нужд города, латают в городском хозяйстве «дыры» при необходимости... Сейчас здесь готовятся к осеннему инвестиционному форуму, который должен пройти в скором времени в столице. Директор уверяет: сделают все возможное, чтобы мероприятия состоялись, спикеры, здоровые и невредимые, выступили. А столичные жилищно-коммунальное хозяйство, эко-проекты и креативные индустрии получили инвестиции.

ТОП КИЕВСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

- Наталья, как длительный карантин повлиял на планы и бюджет Киева?

- Действительно повлиял - на выполнение бюджета и на все планы текущего года. Уровень уплаты налогов опустился сегодня до показателей прошлого года.

- А должен был вырасти?

- Да, процентов на 10. Но стараемся все масштабные проекты, запланированные на 2020-й, финансировать. Хотя уже имеем дефицит бюджета 1,5 млрд грн, и если нам не разрешат привлечь кредитные средства, то придется сократить на эту сумму капитальные расходы. А вот социальная сфера у нас в приоритете, это защищенные статьи. Даже удалось увеличить оплату труда социальных работников, у которых стало больше работы в условиях карантина.

За последние месяцы почти удвоилось количество зарегистрированных безработных в городе – до 33,1 тыс. человек. На 8% сократился объем промышленности, которая в Киеве, откровенно, и так не слишком развита. На многих объектах строительства застройщики замедлили работы. Предприниматели законодательно освобождены от уплаты налога на недвижимость, налога на землю, а в Киеве еще и дополнительно – от уплаты за аренду коммунального имущества, за размещение рекламы. До печального уменьшился объем прямых иностранных инвестиций. Поэтому поступления в бюджет города значительно сократились, и это значительно усложняет его возможности реализовать задуманное.

- Кризис всегда порождает дополнительные потребности. И социальные программы нужно поддерживать, и бизнес. Когда денег мало, чем пожертвуем?

- У нас все работает в плановом режиме, просто отложены проекты, которые должны были стартовать в этом году. Таких немало, но они не критичны. А все, что планировали ввести в эксплуатацию, завершить в 2020-м, реализуется – асфальтирование дворов, капремонт жилого фонда и парков и тому подобное. В Соломенском районе завершается реконструкция школы, продолжается строительство детсада на Радунской (Троещина). Заканчиваются работы на нескольких объектах в Святошинском районе. Продолжается обновление дорожной инфраструктуры. Но, думаю, более ощутимыми проблемы станут осенью, где-то с октября. Если не получим заем на покрытие дефицита бюджета.

- Осенью начнется отопительный сезон, киевляне начнут наращивать долг перед коммунальщиками?

- Уровень оплаты коммунальных услуг в Киеве достаточно высок по сравнению с другими регионами. Все же средняя зарплата в столице выше, чем средняя по Украине (на сегодня составляет около 16,4 тыс. грн). И уровень оплаты коммунальных услуг практически 100%. И коммунальные предприятия-поставщики услуг даже благодарили недавно потребителей за то, что вовремя платят. От карантинных ограничений на самом деле больше всего страдают коммунальные транспортные предприятия. Количество перевозок сократилось по сравнению с 2019 годом на 46%, то есть почти вдвое. Определенные ограничения действуют до сих пор, убытки двух предприятий уже достигают миллиарда гривен, и это еще не конец.

- А инвестиционный форум в Киеве, запланированный на 10 сентября, будет?

- Надеюсь, состоится. Держим пальцы скрещенными, как говорится.

- Кого на нем ждем? Какова цель Киева на этом мероприятии?

- Форум планируется в новом формате: совместим онлайн-включения международных экспертов и представителей европейских городов и регионов с оффлайн-выступлениями. Сейчас мы активно сотрудничаем с посольствами относительно присутствия спикеров на форуме. Мы им очень благодарны за помощь. Форум состоится с соблюдением всех требований и рекомендаций правительства относительно противоэпидемических мер.

На повестке дня уже несколько лет стоит тема Киевской агломерации. Прошлогодний форум был посвящен этой теме, и в этом году мы продолжаем ее развивать. Развитие столицы и прилегающих территорий не может происходить отдельно. Трудовая миграция до карантина составляла до 700 000 человек, которые приезжали на работу в Киев каждый день. Поэтому на форуме будем поднимать проблемы инфраструктуры, ЖКХ, экологии, креативной индустрии, развитие внутреннего и возрождение внешнего туризма, поддержку и развитие локального предпринимательства в контексте агломерации. Ее развитие должно быть синхронизированным и многовекторным, но с учетом смарт-специализаций – сфер экономики, которые имеют конкурентные преимущества и способствуют развитию города. В Киеве такими сферами являются ІТ-технологии, фарм-индустрия, креативная индустрия (кино, фэшн, фестивали, концерты, культурные события). Это также месседж для потенциальных инвесторов: Киев – локация интересная и этим стоит воспользоваться.

- То есть, стоит развивать культурный, событийный туризм? Считаете, можно делать на это туристическую ставку, будет экономическая выгода?

- Несомненно. Туризм деловой и событийный в наше время дает большую долю доходов, чем традиционный. По крайней мере, мы за последние годы видели увеличение туристического потока именно за счет мероприятий, проведенных в Киеве. Он даже возглавил топ-10 бюджетных направлений для путешествий по Европе (по версии туркомпании Travelcircus, – ред.). Карантин сбил нас на взлете.

ПЛАТА ЗА ОБНОВЛЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ЖИЛЬЕ В ГОРОДЕ

- Какие сферы нуждаются в инвестициях больше всего? Кажется, инфраструктурные объекты. Но реально ли привлечь инвесторов в ЖКХ или транспорт?

- Транспортная инфраструктура и ЖКХ – наиболее капиталоемкие сферы в любой стране. В Киеве строительство транспортных развязок, мусороперерабатывающих заводов и модернизация ЖКХ – в приоритете, ведь жителей в столице больше, автомобилей тоже. С точки зрения инвесторов все упирается в ценообразование. Капиталовложения в строительство или модернизацию современного мусороперерабатывающего завода автоматически повышают стоимость услуги для потребителя. Чтобы сэкономить, потребителю придется тщательнее сортировать отходы, а не продолжать сбрасывать все в один пакет. Мы очень хотим улучшать качество собственной жизни, но приучаем себя к мысли «качественный сервис – более высокая цена» слишком медленно.

В транспортную сферу нам удалось привлечь кредитные средства для развития. Думаю, уже в 2021 году получим их от международных финансовых организаций – ЕБРР, Европейского инвестиционного банка, Мирового банка. Всего в работе проекты на 300 млн евро. Но эти средства необходимо будет возвращать. Инвесторы - это не меценаты. За этим словом стоит либо концессия, передача объекта в управление инвестору, либо обеспечение ему возврата инвестиций. Город должен прогарантировать возврат денег из городского бюджета или другим способом для окупаемости проекта. Киевляне жалуются на качество городского транспорта, требуют модернизации. Вместе с тем обновление подвижного состава потребует сотен миллионов евро и за него каждый из нас заплатит либо налогами, либо повышенной стоимостью проезда.

- А более масштабные изменения, чем обновление подвижного состава, даже не рассматриваются?

- Это комплексный вопрос. В этом году подошли к разработке стратегии развития Киева на следующие 15 лет. Один из ключевых моментов – создание комфортной и безопасной городской среды. Прежде всего должны позаботиться об экологическом передвижении - пространство и инфраструктура для велосипедистов, пешеходов, рельсовый транспорт.

- Рельсовый - это очень актуально. Это когда садишься в трамвай в центре города, а выйти можешь аж в Василькове или Белой Церкви?

- Да, но для реализации таких проектов все же сначала необходимо объединиться в агломерацию. Здесь должна быть взаимная интеграция имеющихся в каждом городе инфраструктур. С одной стороны, люди хотят улучшений, с другой – предпочли бы сохранить то, к чему привыкли. Без упорядочения взаимоотношений ни один подобный проект не реализовать. Агломерация должна быть поддержана и законодательно определена на официальном уровне, как это было сделано в свое время в европейских странах.

- Процесс ее формирования как-то продвигается?

- Главная проблема – отсутствие соответствующего законодательства. Девятнадцать городов и поселков уже присоединились к ассоциации Киевская агломерация. Это не юридическое лицо или территориальная единица, но уже план действий. Запрос на него в городах-спутниках есть: они тоже не могут обеспечить собственными бюджетами надлежащее развитие своих громад. Не говорю, что Киев будет финансировать все, но возможностей для большой территории всегда больше (для привлечения ресурсов, например), потому что больший спрос (здесь мы возвращаемся к вопросу окупаемости проектов).

- В тексте Стратегии развития до 2025 указано, что Киев в рейтинге пригодности для проживания городов занимает 132 место из 140. Что его тянет вниз?

- На сегодня это уже 117 место из 231, при этом за пять лет Киев улучшил свой рейтинг на 15 позиций. Кроме того, рейтинг не рассматривает город отдельно от государства. По крайней мере, в тех, что я видела, учитывали ситуацию в стране в целом. Война в восточных регионах страны влияет на безопасность проживания в столице, то есть автоматически тянет ее вниз, и ощутимо. Кроме этого, на позицию влияют загруженность дорожной инфраструктуры, развитие сопутствующих сервисов и тому подобное. Работа Киева в этом направлении не прекращается, и хотя не гарантирую, что вскоре займем первое место в рейтинге, но в первую тридцатку должны рано или поздно попасть.

Любая стратегия должна подкрепляться реальными планами мероприятий, которые не будут зависеть от результатов выборов в стране. Политическая стабильность - залог развития городов в Европе и других частях мира, в которые так приятно приезжать. Хотя я сторонница мнения, что хорошо там, где нас нет. Одно дело побывать в гостях, а другое – окунуться в местные бытовые условия. В конце концов, киевлянам также стоит задумываться: что я могу сделать для города?

- Есть проблемы, которые на персональном уровне не решаются. Вот другой пункт Стратегии: в течение 5 лет среднее время ожидания в квартирной очереди планируется сократить с 13 лет до 5. Киев будет строить социальное жилье?

- В этом году запущена социальная программа «Доступное жилье». Ею могут воспользоваться все льготные категории. Участники АТО/ООС и члены их семей могут получить из городского бюджета 50% от фактической стоимости квадратного метра жилья, остальные льготные категории – 30%. Программой уже воспользовались около сотни граждан, которые находятся на квартирном учете в райгосадминистрациях. Вместе с тем за счет городского бюджета покупаются квартиры и строятся дома для льготных категорий, например, детей-сирот. За последние 4 года город бесплатно предоставил около 200 квартир. Помимо социальных домов, строим жилье для пострадавших «Элита-центра».

- Знаю, планируете наладить государственно-частное партнерство для реализации проекта по автоматической видеофиксации нарушений ПДД. Почему и здесь требуется участие частников? Да и камеры для фиксации нарушений на улицах Киева уже вроде как заработали.

- В Киеве установлено только 20 камер. Это пилотный проект. Система видеофиксации нарушений, которая впоследствии будет налажена за счет инвесторов (сейчас мы гарантируем бюджетом компенсацию расходов), тоже будет подключена к единому центру обработки. Хорошо, что уже протестировали работу камер на аварийно опасных участках, но фиксируют они только превышение скорости. А нужно, чтобы фиксировались также заезды на полосу общественного транспорта, неправильная парковка, пересечение двойной полосы, проезд на красный свет и тому подобное. И таких камер в Киеве должно быть около 600. Привлечь к этому частных исполнителей – классная идея. Я считаю, город должен заниматься системными стратегическими вопросами и искать способы реализации масштабных изменений, но не брать на себя выполнение абсолютно всего. Городские власти должны реализовывать пожелания общества, привлекать к реализации инвесторов, создавать государственно-частное партнерство.

- Какие же прогнозы относительно социально-экономического развитиея города? На чем будем акцентировать, чтобы хоть немного в рейтинге пригодности городов к проживанию вырасти?

- Сегодня город сосредоточен на развитии инфраструктуры, реализации экологических проектов, строительстве новых учреждений дошкольного и среднего образования. Проектов на стадии реализации немало. Главное, чтобы денег хватило. В этом году Киеву уменьшен объем финансирования из Государственного фонда регионального развития на 145 млн грн. Но при этом не прекращаются работы на Бортнической станции аэрации, реконструкции дюкерных переходов (канализационные трубы с Левого на Правый берег), строительства школы, спорткомплекса. Работы на Бортнической станции останавливать нельзя, откладывать реконструкцию дюкерных переходов тоже: не дай Бог, авария - и получим экологическую катастрофу в Киеве. А еще есть достройка Подольско-Воскресенского мостового перехода, строительство метро на Виноградарь, капитальные ремонты путепроводов, реконструкции трамвайных линий, благоустройство в столичных парках. Если не будет каких-то новых потрясений для местных бюджетов - все завершим.

Татьяна Негода. Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2020 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-