Е-самокаты выживают из города пешеходов

Е-самокаты выживают из города пешеходов

Укринформ
Их нужно законно интегрировать в городскую среду. Это уже сделали в Европе. В Украине, где ситуация на улицах становится опасной, пока такого не видно…

С приходом тепла улице заполонили электросамокаты, а ленты СМИ - сообщения о столкновении их водителей с пешеходами. Из-за распространения такого легкого транспорта ситуация на улицах больших городов изменилась стремительно и даже стала опасной. Теперь, гуляя по центральным улицам столицы, пешеходам приходится то и дело отскакивать в сторону, чтобы не стать жертвой натурального ДТП. Страны Европы пережили ажиотаж на легкий персональный транспорт еще несколько лет назад и уже успели разработать и утвердить правила безопасного пользования им.

Украина только начинает этот процесс, поскольку бум на электросамокаты во многом пришелся на время прошлогоднего двухмесячного локдауна.

Удобно, быстро, но порой травматично для всех участников движения

Почему так много людей оценили преимущества этого альтернативного вида транспорта? Во-первых, на нем можно без проблем преодолеть значительное расстояние и не подъезжать к метро в набитых маршрутках в час пик. Во-вторых, в нынешнее время пандемии не приходится волноваться за свое здоровье. В-третьих, можно забыть о пробках и независимо планировать свое время. А экоактивисты отмечают, что это еще и экологично.

С ростом спроса сейчас в Киеве работает шесть сервисов проката электросамокатов - Bolt, Kiwi, Skroll, BikeNow, Вжух и Zelectra - которые предоставляют в пользование 5000 единиц техники. Цена за минуту пользования - от 1,90 до 4 грн, сюда еще следует добавить стоимость разблокировки 8-10 грн. То есть не дешево получается. Но народ берет.

Сколько еще самокатов в личном пользовании, а кроме них еще и других единиц легкого персонального транспорта (ЛПТ): моноколес, самокатов, роликов, лонгбордов, скейтов - оценить трудно, но продавцы говорят, что сейчас спрос на такую ​​технику вырос минимум вдвое. Можно провести параллели с велосипедистами, которых в 2020 году стало больше в 2,5 раза. Купить самокат можно за 10-20 тысяч гривень - цена довольно крутого смартфона. А пользование – это уже «копейки» – 5 грн на 100 км на зарядку.

Анна Даниленко
Анна Даниленко

Но дело в том, что к такому ажиотажу инфраструктура оказалась не готова. В идеале движение на электросамокатах должно приравниваться к движению на велосипедах, а значит электросамокаты должны ездить по велодорожкам. И председатель ОО «Велодень Киев» Анна Даниленко говорит, что Киеву понадобится от 7 до 10 лет, чтобы построить достаточно велодорожек. Поэтому сейчас большинство пользователей продолжают ездить по тротуарам и часто подвергают опасности и себя, и пешеходов. И такая ситуация не только в столице, но и других крупных городах - Львове, Одессе и других.

К примеру, в середине мая в центре Львова юноша на самокате сбил 83-летнюю женщину, которая шла по тротуару, и та попала в больницу. 21 мая в Одессе на трассе здоровья столкнулись два самоката, в результате чего один из водителей получил тяжелую черепно-мозговую травму с переломом костей. 2 июня в Киеве парень на электросамокате накололся на металлический забор, а 10 июня девушка, которая арендовала самокат, травмировалась из-за неисправных тормозов.

Законопроект, который легализует новый вид транспорта, готов

Подобных опасных инцидентов можно было бы избежать, если бы пользователи электросамокатов и другого ЛПТ были в правовом статусе и, соответственно, имели определенные права и обязанности. Эту ситуацию должен урегулировать законопроект №3032, одна из авторов которого Юлия Клименко, первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам транспорта и инфраструктуры. Она говорит, что законопроект как раз направлен на то, чтобы дать правовой статус людям, передвигающимся на легком персональном электротранспорте. Он был разработан еще в 2019 году - тогда улицы еще не кишели самокатами, поэтому его рассмотрение задержалось, но коронакризис изменил ситуацию.

Юлія Клименко
Юлия Клименко

«Это внесение изменений в закон о дорожном движении, который был принят еще в 1993 году. Проект, который узаконивает владельцев и пользователей персонального электротранспорта, прошел первое чтение и сейчас находится на рассмотрении в комитете транспорта. К нему были поданы 80 поправок, основные из которых касаются того, выпускать ли пользователей электротранспорта на тротуар и на пешеходные зоны и на какой скорости? Нужно ли надевать шлемы? Как организовать движение так, чтобы комфортно было всем - пользователям, пешеходам, водителям? И споры по этим вопросам продолжаются», - рассказывает Юлия Клименко. Но она убеждена, что самым безопасным вариантом остается строительство велодорожек.

А пока правоохранительные органы не знают как трактовать пользователя электротранспорта - как пешехода или велосипедиста. «Судебная практика довольно неоднозначна по этому вопросу - некоторые суды все-таки признают электросамокат транспортным средством, а некоторые нет», - говорит Владислав Власюк, партнер еПраво и руководитель первой практики urban law, но добавляет, что сейчас пользователей такого транспорта на практике в большинстве случаев до сих пор приравнивают к пешеходам.

Как ведут себя ответственные пользователи электронных самокатов?

Пока в залах парламента продолжаются обсуждения, часть ответственных пользователей уже выработала свои правила безопасности. Урбанист Александр Гречко (у котороо во владении электросамокат, велосипед и автомобиль) в комментарии Укринформу рассказывает, что пользуется электросамокатом преимущественно на велодорожках, полосах для общественного транспорта, а по тротуарам движется в исключительных случаях. «В Киеве очень мало велополос (еще и соединенных нормально между собой), что заставляет меня: или быть на дороге возле автомобилистов и подвергать себя большей опасности, или ехать безопасно для себя, но на тротуаре. На дороге часто оглядываюсь и проверяю дорожную обстановку, потому что водители часто летают даже по полосам общественного транспорта, где им ездить запрещено. Когда двигаюсь по тротуару, то понимаю, что создаю дискомфорт людям, поэтому стараюсь ехать плавно и не мешать пешеходам.

Олександр Гречко
Александр Гречко

За год пользования электросамокатом у меня не было никаких конфликтов с пешеходами», - говорит Александр Гречко. Он отмечает, что главная проблема пользователей ЛПТ и велосипедов - это отсутствие инфраструктуры для передвижения. «Чтобы пользователи электросамокатов не мешали пешеходам и имели безопасную возможность передвигаться, нужно много велополос не только в центральной части города, но и в спальных районах. А в случаях, когда это невозможно сделать быстро, следует увеличить количество полос для общественного транспорта, чтобы велосипедисты или электросамокатчики ездили по ним, а не по тротуарам», - считает урбанист.

Если по тротуарам - то не быстрее 10 км/ч, а приоритет - пешеходу

Один из главных вопросов к электросамокатам - регулирование скорости, которая может достигать 40 км/ч. Компании, предоставляющие их в аренду, ограничивают скорость до 15-25 км/ч (такое ограничение действует в Европе), но иногда и этого может быть недостаточно, особенно если речь идет о тротуарах. Александр Полунин, моноколесник, сокоординатор сообщества «Легкого персонального транспорта» говорит, что его участники выработали правила пользования на уровне культуры. «Мы считаем, что такие транспортные средства надо объединить и прописать правила поведения для них на тротуарах, где происходит «броуновское» движение. Конечно, не стоит ожидать четких правил, как на дороге, но надо ставить в приоритет пешехода и снижать скорость до минимальной, то есть до 10 км/ч. Тогда это будет безопасно и для пользователя, и для пешехода», - убежден Александр Полунин.

Олександр Полунін
Александр Полунин

В то же время, двигаясь по дороге и велополосам, водители легкого персонального транспорта должны уподобляться велосипедистам, говорит Полунин. То есть быть предусмотрительными, показывать намерения поворота, пользоваться светоотражающими элементами в темноте, иметь экипировка и т.п. Собственно, по такому принципу урегулирования движения е-самокатов пошли в европейских странах, то есть приравняли их к велосипедам. Франция, Нимеччинна, Испания (за исключением нескольких городов), Австрия, Швеция и другие страны запретили электросамокатам ездить по тротуарам. И рекомендовали двигаться по велодорожке или краю проезжей части. Если же где-то и можно проехать по тротуару, то на скорости не более 5-10 км/ч. Но еще вопрос и в том, кто это будет проверять? Ведь сейчас полиция не отслеживает всех нарушителей, пользующихся автомобилями ..

По печальной украинской традиции, похоже, что быстро этот вопрос решен не будет. Тем более, что хотелось бы ознакомиться с мнением на этот вопрос полиции и киевской, скажем, администрации. Последняя признала, что легкий персональный транспорт - часть инфраструктуры современного города и мировой тренд. И к концу осени 2020 года вместе с одной из компаний должна была разработать свод правил безопасности и использования самокатов. Однако, как сообщает киевский журнал «Хмарочос», никакого подобного документа на уровне города так и не утвердили.

Юлия Горбань, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-