“Охрана, отмена”, или Почему в Киеве откладывали повышение цен на проезд

“Охрана, отмена”, или Почему в Киеве откладывали повышение цен на проезд

Укринформ
Похоже, местные власти "прощупывали" реакцию, а подвергшись шквалу возмущения, временно "дали заднюю". Впрочем, во всем мире транспорт – дотируется.

С 1 января 2022 года стоимость проезда в общественном транспорте Киева не возрастет до 20 гривен. Как успел заявить столичный градоначальник Виталий Кличко, этот вопрос "отложен до конца отопительного сезона", который обычно длится до апреля.

...О том, что местные власти вряд ли сейчас решятся пойти на подобный шаг, было понятно с самого начала. В конце концов, информация, на которую ссылались СМИ – заявление заместителя Кличко Николая Поворозника – была не свершившимся фактом, а лишь предложением (проектом) профильного департамента. Более того, этот вопрос должен был пройти общественное обсуждение. И, судя по реакции жителей Киева и пригорода, соответствующее настроение этому обсуждению уже задано.

В соцсетях, в частности, находим сотни возмущенных и иронических комментариев: «На фоне непростой экономической ситуации у многих бедных людей каждая копейка подсчитывается, распределяется, чтобы дотянуть до зарплаты. А тут еще тарифы на проезд хотят поднять, да еще до 20 гривень. Скажите, а жить за что?», «Понимаю, цены нужно поднимать. Но не до такого уж уровня. Хотя бы сделали уже там 10-12 грн, но не 20», «Повышение цены в 2,5 раза без повышения качества транспорта, улучшения сервиса и надлежащей аргументации – это идиотизм», «Витя, обосновай! Потому что 20 гривен – это явно перебор», «Не такой подарок ожидал под елку на Новый год, ой не такой. Почему тарифы не повышают постепенно?», «Когда Кличко говорил про «Хватит шастать», я и не думал, что это про метро за 20 гривень».

Тем не менее...

А что говорят в КГГА: на основании чего они вышли на такую ​​сумму?

«Столица вынуждена повысить стоимость проезда в коммунальном общественном транспорте, чтобы обеспечить его стабильную работу и безопасность перевозки пассажиров. Это связано со значительным ростом стоимости составляющих тарифа и соответственно экономически обоснованного тарифа», – сообщил первый заместитель председателя КГГА Николай Поворозник.

По его словам, с момента последнего повышения тарифов в 2018 году существенно изменились факторы, на которые городская администрация не имеет влияния, а именно:

  • индекс потребительских цен за 2018-2020 годы и с учетом ожидаемого за 2021 год составляет 130,6%, а учитывая прогноз на 2022 год – 141,4%;
  • минимальная заработная плата увеличилась на 74,6%, а средняя заработная плата в Киеве – на 54,3%;
  • размер тарифа на электрическую энергию повысился на 84%;
  • стоимость дизельного горючего увеличилась на 22,5%.

В таких условиях и для замедления оттока кадров на предприятиях транспорта, для сохранения квалифицированных специалистов, повышения уровня их заработной платы, а также обеспечения выполнения полного комплекса регламентных работ – технического обслуживания и ремонта подвижного состава, эскалаторов, туннельных сооружений, трамвайных путей, контактно-кабельной сети и т.д. – город, говорил господин Поворозник, вынужден повысить тарифы.

«Нынешняя цена в коммунальном транспорте давно не соответствует экономически обоснованному тарифу. По расчетам КП «Киевпасстранс», экономически обоснованный тариф в наземном транспорте сегодня составляет 22,30 грн. По расчетам КП «Киевский метрополитен», обоснованный тариф в метро – 22 грн. Однако мы понимаем, что это большая финансовая нагрузка на пассажиров, поэтому при расчете новых тарифов одна из задач – оставить транспортные услуги дифференцированными с системой скидок», – отметил первый замглавы КГГА.

Так что проезд в коммунальном транспорте (метрополитене, трамвае, троллейбусе, автобусе) планируют сделать следующим:

  • 20 грн – разовый билет;
  • 12 грн – с «Картой киевлянина»;
  • 15 грн – при покупке 50 поездок на электронный билет;
  • 20 грн – при покупке 1-9 поездок на электронный билет.

Предусмотрена возможность покупки месячных проездных билетов со скидками. Одна поездка обойдется от 14,20 грн в зависимости от типа проездного.

Также будут в обороте проездные билеты, которые используются с момента активации: на 24 часа, 48 и 72 часа.

Микола Поворозник
Николай Поворозник

«Пока киевляне имеют возможность приобрести заранее поездки по цене 6,50 грн и некоторое время пользоваться коммунальным транспортом по старым ценам», – успокаивал Николай Поворозник.

Что скажут эксперты: насколько это социально обосновано, в частности, по отношению к средней зарплате?

«Если попытаться понять логику городских властей, то в данном случае усматриваю признаки торга – проси больше и получишь то, что действительно хочешь», – комментирует Укринформу исполнительный директор Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

По его словам, это традиционная разработка. В конце концов, утвердят стоимость проезда где-то на уровне 12-15 грн. Выше не будет.

Перед решением о повышении стоимости проезда в Киеве мэр города Виталий Кличко должен получить позицию Государственной регуляторной службы. В конце концов, председатель ГРС Алексей Кучер уже об этом заявил», – обращает внимание депутат Киевсовета, глава фракции «Голос» Григорий Маленко.

Если ГРС приходит к выводу, что это повышение неадекватно, или если Киевсовет не исследовал все альтернативные пути решения проблемы, то, утверждает он, решение не может быть принято.

«Нарушение требований регуляторного законодательства может стать основанием для отмены решения о повышении тарифов на проезд в судебном порядке. Это юридический момент», – подчеркнул господин Маленко. И добавил: «Киевляне и так почувствовали экономический удар в результате коронавируса и локдаунов. Для многих есть разница: 8 гривень стоит транспорт или уже 20. Пассажиры должны понимать, что это справедливая цена.

«Сейчас проезд не окупается за 8 гривень, он стоит гораздо больше. Это факт. Но в любом случае городские власти должны заботиться о жителях города, и должны сформулировать такие тарифы, чтобы поездка на том же метро не была для граждан каким-нибудь праздником, а чтобы была доступной», – акцентирует экономист Алексей Плотников.

Если исходить из инфляции, а также возросшей минимальной заработной платы, тарифов на электрическую энергию и стоимости дизельного горючего, то, говорит он, 10-12 гривень – вполне подъемная цена для граждан.

«Тариф можно поднять на 2-4 гривни, не больше. Не стоит перекладывать все на плечи граждан. Из бюджета города должны продолжаться дотации», – подчеркнул экономист.

К слову, мэр Кличко заявил, что столичные власти удерживают цены на проезд в коммунальном транспорте в несколько раз ниже себестоимости. Только в этом году дотация из городского бюджета на транспорт составляет 4,5 млрд. грн.

Так ведь у всех так: повсюду городской транспорт дотируется. А киевляне фактически и так платят больше, чем в Европе.

«Городские пассажирские перевозки планово убыточны во всех европейских странах. И это нормально, когда из городского бюджета дотируются городские перевозки. Поскольку транспорт – часть инфраструктуры города. И от качества его работы зависит собственно качество жизни в городе», – отметил замминистра финансов, эксперт по транспортным вопросам Александр Кава.

Например, говорит он, для мэра Варшавы или Берлина расходы на пассажирские городские перевозки – это то же, что, например, расходы на поликлиники, школы, детские сады и т.д.

У Берліні тарифи на транспорт - складова міської інфраструктури
В Берлине тарифы на транспорт - составная городской инфраструктуры

«Поэтому, когда я слышу от наших чиновников о какой-то экономической обоснованности повышения тарифа на проезд… Для европейских городов – это нонсенс, у них тариф устанавливается на доступном для жителей города уровне. Даже есть примеры, когда проезд – бесплатный. Тот же Таллин пошел на такой шаг. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, скажу так: это не обосновано ни экономически, ни социально. И вообще, какой-то рациональности в таких действиях, по моему мнению, нет», – добавил Кава.

Надо понимать, продолжает эксперт, что киевляне и так платят за общественный транспорт больше, чем жители Варшавы, Праги или Будапешта. Принципиальное отличие лишь в том, что в Европе, как правило, покупают месячные проездные билеты, а разовые – для туристов или людей, приезжающих туда в командировку.

«У нас же пользуются в основном разовыми билетами. Почему? А потому, что «проездные» действуют только на муниципальный транспорт и не дают права проезда в маршрутках. А маршрутки, на секундочку, это почти половина рынка наземных городских перевозок в Киеве», – подчеркнул он.

В конце концов, если посмотреть, сколько европейцы тратят на проезд в городском транспорте в месяц…

«Например, у жителя Варшавы за 710 грн (110 злотых) есть возможность приобрести билет в месяц без ограничения количества поездок на весь городской, даже пригородный транспорт. В Праге – это 650 грн (550 крон), в Вене – 1530 грн (51 евро), в Брюсселе – 1650 грн (55 евро), в Женеве – 2000 грн (70 франков), в Париже – 2255 грн (75,20) евро)», – рассказывает замминистра финансов.

А если посчитать стоимость проезда в день, то, например, для жителя Варшавы – 24 грн. В столице Украины разовый проезд в обе стороны (на двух видах транспорта, например автобус + метро) – 32 грн.

«А по новым расценкам – будет 80 грн/день. В конце концов, если мы уже упоминали о месячном проездном билете, который, еще раз подчеркну, позволяет в Киеве пользоваться только муниципальным транспортом, но не маршрутками, то по новым тарифам его стоимость составит почти 3000 грн. Ну, мы прекрасно понимаем, что, опять же, в той же Варшаве средняя зарплата значительно выше (5800 злотых, или 37000 грн), чем в Киеве (20658 грн, или 3228 злотых)», – подытожил Александр Кава.

Вопрос: Как от цены проезда зависят выборы? Ответ: Надо знать, когда повышать!

Мало кто помнит, но в 1991 году проезд в киевском метро стоил... 15 копеек, а до этого вообще пятачок. Но не будем вдаваться в ностальгию по «светлому прошлому», а лишь приведем сухие цифры, как в течение 30 лет менялся тариф на проезд в той же подземке:

  • 1991 год – 15 копеек;
  • 1992 год – 30-50 копеек;
  • 1993 год – 5-100 купоно-карбованцев (в 1993-96 гг. инфляция съедала купоно-карбованцы не по дням, а по часам. – Ред.);
  • 1994 год – 200-1500 купоно-карбованцев;
  • 1995 год – 7-10 тыс. купоно-карбованцев;
  • 1996 год – 20 тыс. купоно-карбованцев.

После перехода страны на собственную валюту – гривню – проезд в метро менялся восемь раз:

  • 1996 год – 20-30 копеек;
  • 2000 год – 50 копеек;
  • 2008 год – 2 гривни;
  • 2009 год – 1,7 гривень;
  • 2010 год – 2 гривни;
  • 2015 год – 4 гривни;
  • 2017 год – 5 гривень;
  • 2018 год – 8 гривень.

Страсти закипели в 2008-2010 годах, когда тарифная политика по принципу качелей кренилась то в одну, то в другую сторону. Во времена знаменитого мэра Леонида Черновецкого (в народе – «Леня-космос») стоимость проезда взлетела сразу вчетверо. Но тогда в дело вмешался Антимонопольный комитет, и столичным властям пришлось снизить тариф до 1,7 гривни.

Впрочем, новый мэр Александр Попов в сентябре 2010 г. снова вернул тариф до 2 гривень. И так было пять лет. На внеочередных выборах Киевского городского головы летом 2014 года с результатом 56,7% голосов победил Виталий Кличко. В феврале 2015 г. вдвое повышается цена жетона. Тогда, как и сейчас, украинский сегмент соцсети Фейсбук «взорвался» возмущенными комментариями: «На основании чего поднимается цена на 100%? Кто проводил аудит расходов? Я считаю, что нас, киевлян, снова лохами делают», «Для страны, где заработная плата 2000 гривень, цена за проезд 4 гривни – это очень высоко. А учитывая, что таких поездок 4-5 за день – 20 гривень, а если умножить на 30 дней – целых 600. А дальше – элементарная математика 2000 минус 600 равна 1400 гривень на жизнь...». В конце концов, киевляне пописали еще немного гневных постов в Фейсбуке и забыли, преспокойно «съев» удорожание проезда: через полгода после этого – в октябре 2015-го – на очередных выборах Виталий Кличко набрал 66,49% голосов (даже больше, чем в 2014-м).

Второе при Кличко повышение цены на проезд в подземке: с 4 до 5 гривень – киевляне получили в июне 2017 года. Третье – в середине июля 2018-го. Два года спустя, на очередных выборах, Кличко снова набрал больше 50% голосов.

Что будет после четвертого повышения, которое в КГГА временно отложили на несколько месяцев? Собственно, ударит ли (и насколько) это по рейтингу мэра? Пока трудно сказать. Но учитывая, что следующие выборы состоятся только через 4 года... Не исключено, что сценарий прежних лет опять повторится: люди забудут.

Мирослав Лискович. Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-