Свободу Почайне и Крещатику!

Свободу Почайне и Крещатику!

Укринформ
Можно ли возродить закованные в коллекторы реки Киева? Укринформ рассказывает о фантастических и реальных проектах ревитализации рек

Недавно во многих СМИ появились новости с фантастическими картинками Крещатика: словно одноименную реку «вытащили» из коллектора из-под асфальта и обустроили по берегам зеленую зону для отдыха. От проезжей части осталось бы пять полос со стороны ЦУМа и Главпочтамта, вместо подземных пешеходных переходов – мосты через новоявленную реку.

Визуализация вызвала бурное обсуждение в соцсетях. И хотя большинство комментаторов говорили, что по многим причинам сделать это невозможно и не надо, восхищение красотой проекта сильно преобладало над критикой. Мы решили разобраться подробнее.

Крещатик – далеко не единственная река в Киеве, которую можно «поднять» из-под асфальта наружу и превратить в настоящую красоту. Специалисты спорят о точной цифре, но в любом случае их очень много – около 70 рек и ручьев! Самые известные из них сохранились в киевских топонимах и либо полностью скрыты под землей от человеческого глаза, либо появляются на ландшафте Киева только какими-то отрезками.

Подземный Киев – реки в коллекторах

Кроме Крещатика, это Лыбидь, Почайна, Глубочица, Сырец, Дарница, Шулявка… Помните, где стояла «цирюльня» Голохвастова из знаменитой комедии «За двумя зайцами»? Да, за «канавой» на Подоле. А это – река Глубочица, протекавшая между Верхним и Нижним валами, которые сначала были двумя ее берегами. Когда застраивали город, названные реки одну за другой прятали под землю.

Автор проекта-визуализации чудепного превращения реки Крещатик, дизайнер Виктор Белоус так прокомментировал свою идею: «Восстановив хотя бы часть этих рек в сочетании с настоящим ландшафтом холмов, столица превратится в современную, уникальную, экологически комфортную среду».

Футуристические картинки Крещатика: восстановленная река и зоны отдыха

Речки – наше все

Автор долго не могла понять, чем как-то не по вкусу Львов... Ну, прекрасной красоты город, но чего-то не хватает. Пока экскурсовод в Брюсселе не рассказал, как переживают жители бельгийской столицы, что в их городе нет реки. В конце XIX века реку Сену в Брюсселе заперли в бетон, а сверху устроили бульвар. И точно – во Львове ведь тоже нет реки! Оказывается, уже более ста лет назад львовская река Полтва тоже закована в тоннеле. А когда-то, говорят, даже была судоходной и протекала через центр города.

Три моста через речку находились на нынешнем проспекте Свободы, который век назад назывался Гетманськими Валами и улицей Карла Людвига. Сохранились рисунки, как это выглядело.

Но из-за постоянных разливов, которые портили дома горожан и «убивали», то есть топили домашних животных, возникла идея реку «обезвредить». Тем более что в 1880-х годах через центр Львова решили запустить конный трамвай. Проекты восстановления Полтвы, по крайней мере, на рисунках, тоже существуют. Но во Львове другая беда: если для столичной реки Крещатик больше ста лет назад построили специальный кирпичный коллектор, то львовскую реку просто запустили в канализационную систему.

Киеву повезло несравненно больше – у нас тех рек, как гуталина на соответствующей фабрике... Не потому ли они и захламлены настолько? Но сейчас речь не об этом.

Краткая история речки Крещатик

Михайло Кальницький
Михаил Кальницкий

Мы спросили известного киевоведа Михаила Кальницкого, что он думает о поднятии реки Крещатик:

– Я сейчас держу в руках книгу, где все это сказано, представьте, 140 лет назад. Был тогда Павел Андриевский, киевский журналист и адвокат. В газете "Заря" он написал очерк-фельетон под названием "Киев в будущем". Якобы приснилось ему, что он оказался в Киеве через 100 лет и видит всяческие необычные вещи и, в частности, вот что он пишет: «Я бы решительно не узнал Крещатик. Посреди широкой улицы, где раньше было невозможно никакое сообщение, проведен широкий канал с днепровской дождевой водой, и по нему снуют группы челноков и маленьких пароходов. По-видимому, Крещатик стал судоходной улицей».

Дело в том, что при Андриевском на Крещатике постоянно стояли лужи, был плохо организован водоотвод, там и так невозможно было пройти-проехать. Речка-ручей Крещатик брала истоки из ключей рядом с нынешней Европейской площадью и современным Майданом Независимости, и во время ливней, наполняясь водой, стекавшей в Крещатый яр с окрестных холмов, подтапливала дома. Пишут, что на тогдашнем Крещатике даже тонули люди и кони.

Наконец-то в 1888 году началось строительство коллектора, и через год его уже ввели в эксплуатацию. Русло реки, которая раньше текла по Крещатику, кое-как выровняли и спрятали в кирпичную трубу. Ее несколько раз перестраивали, но она целехонька и по сей день.

– Как видите, через 140 лет идею, высказанную Павлом Андриевским, подхватили и, возможно, когда-нибудь ее удастся претворить в жизнь, – вот все, что я могу сказать по этому поводу, – отшутился Михаил Кальницкий.

Проекту-визуализации восстановлення реки Крещатик – больше 5 лет

Но если серьезно, что это за проект и откуда он взялся? Оказалось, появился он далеко не вчера. Об этом рассказала заслуженный архитектор Украины, народный депутат IX созыва Анна Бондарь. Именно она исполняла обязанности главного архитектора Киева и директора Департамента градостроительства и архитектуры. КГГА в 2015-2016 годах:

Ганна Бондар
Анна Бондарь

– Проект «освобождения» реки Крещатик из подземного коллектора был подан еще в 2015 году на конкурс «Территория достоинства». Это был международный конкурс, посвященный Революции достоинства и попытке осознать, как мы хотим об этом помнить, как можем – с помощью архитектуры, искусства – материализовать события и идеи Майдана в общественном пространстве Киева. Речь шла о центре столицы – от Мариинского парка до бывшего памятника Ленину на бульваре Шевченко.

Этот проект не попал в номинанты, но его очень живо обсуждало жюри – все были в восторге от самой визуализации. Это все было в тренде того, что происходило уже лет десять в Европе. В Германии, в том числе в Лейпциге. Там поднимают на поверхность реки, закатанные под асфальт во время промышленного развития городов, а сейчас больше внимания стали уделять экологии.

В центре Сеула примерно 15 лет назад в результате широкомасштабной реконструкции ликвидировали огромный многорядный хайвэй и тоже подняли реку Чхонгечхон на поверхность, сделав вдоль нее пешеходную зону, которая стала одной из главных достопримечательностей города, популярной среди жителей и туристов. И тогдашний мэр, который это воплотил, получил огромные политические бонусы и стал вскоре.президентом Республики Корея.

В Киеве тоже есть определенные предложения – не проект, а именно предложения – о реке Глубочице. Есть проект восстановления реки Лыбидь, который постепенно осуществляется силами активистов. И, конечно, это обновление русла Почайны. Что касается реки Крещатик, то нужно понимать, что это был конкурс идей, не всегда предполагающий возможность реализации. Это первый подход к осознанию проблемы и привлечению внимания к малым рекам в Украине и, в частности, в Киеве. А что касается визуализации проекта с рекой на Крещатике – это, конечно, просто бомбезно!

«Поднимать реку на Крещатике советовал бы только перед и за Прорезной!»

Давайте все же и мы пофантазируем, если бы этот проект действительно воплотился в жизнь. Как бы все выглядело на самом деле? С какими проблемами пришлось столкнуться?

Помог в этом известный архитектор-урбанист Станислав Дёмин:

Станіслав Дьомін (на першому плані)
Станислав Дёмин (на первом плане)

– Хотя мне проект нравится – высвободить реку Крещатик и создать рекреационную парковую зону – есть несколько серьезных «но». На сегодняшний день улица Крещатик – это магистраль общегородского значения, которая соединяет Большую Васильковскую с Владимирским спуском и Подолом, и альтернативы тут нет. Это первое. Далее, большая часть пространства под Крещатиком сейчас – это какие-то постройки. Метроград, два пешеходных перехода с магазинами, потом – так называемая в народе «труба», затем – Глобус. Если бы этого не было, теоретически транзитный автомобильный поток между Большой Васильковской и Европейской площадью можно было бы обеспечить, запустив четыре полосы движения через туннель и выведя пешеходов наружу. А сверху надо бы оставить четыре полосы местных потоков – с улиц Прорезной, Богдана Хмельницкого. Потому что под уклоном машины оттуда в тоннель не заедут, им нужно разъезжаться поверх Крещатика.

Но в любом случае «поднимать» реку по всей длине Крещатика нельзя, – уверен архитектор и продолжает:

- Сделать это на участке от Бессарабки до улицы Богдана Хмельницкого невозможно, потому что там нужны шесть полос движения. Даже если часть мы спрячем в туннель. Площадка перед КГГА часто используется для публичных мероприятий – демонстраций, всевозможных собраний, и сегодня представляет собой демократическое пространство для коммуникаций с мэрией. Соответственно, никакой реке там не место.

А вот дальше, на отрезке, где находится несколько административных зданий, до улицы Прорезной, теоретически можно было бы открыть какую-то часть водоема – было бы полезно для микроклимата этой территории. Потому что вода поглощает пыль, повышает влажность, снижает температуру воздуха.

Четная сторона Крещатика, объясняет урбанист, там, где ЦУМ и КГГА, в отличие от противоположной, где много зеленых насаждений находится под солнцем, там практически нет растительности. А это влечет и перенагрев, и пыль. То есть если делать зеленую зону, то именно на четной стороне улицы – как это и предлагается в проекте.

Следующий возможный отрезок – за Прорезной до улицы Городецкого, но надо понимать, что выезд из Прорезной на Крещатик должен оставаться сверху, продолжает Станислав.

Что касается Майдана Независимости, учитывая, что это главная площадь страны и то, что там происходило, на том месте будут неуместны никакие водоемы, подчеркивает архитектор.

То есть для реки можно было бы отвести участки от КГГА до Прорезной и от Прорезной до Майдана. Но при создании тоннеля для транспорта, который должен пролечь параллельно руслу реки – Крещатик достаточно широк по габаритам, чтобы это было возможным.

– Не знаю, какая ситуация с водоносным горизонтом и не буду называть это рекой. Скорее – искусственным водоемом, который, возможно, искусственно будет и наполняться. Все это, как и комплекс очистных сооружений – инженерные задачи, которые можно решить. А вообще – неплохое предложение, даже учитывая, что на Крещатик сходится много улиц с обеих сторон, и во время дождя туда текут просто горные «реки».

А тем временем Почайна возрождается…

Пока что касается реки Крещатик – есть красивые мечты, посмотрим, что происходит с другими, закованными в бетонные и кирпичные кандалы, киевскими реками.

Где-то в 2015 году появился проект по озеленению и обустройству берегов Лыбиди. Во первых, нужно было оградить реку от канализационных и промышленных стоков, а среди прочего выдвигались идеи превратить многочисленные железнодорожные склады и промзону у реки в выставочные. комплексы.

Проект по озеленению и обустройству берегов Лыбиди

Пока энтузиасты превратили в более или менее культурное место небольшой участок от переулка Физкультуры до улицы Ивана Федорова.

А вот с летописной Почайной происходит настоящее чудо.

В 988 году в водах Почайны князь Владимир крестил Киевскую Русь. Историки считают, что это происходило в месте, где она впадала в Днепр – там, где сейчас стоит памятник Магдебургскому праву.

В 30-х годах ХХ века реку частично засыпали, чтобы положить железнодорожные пути, в 60-70-х годах началось строительство жилмассива Оболонь, и река превратилась в систему озер, соединенных подземными коллекторами. Окончательно исчезнуть летописная река должнв была после принятия Киевсоветом детального плана территории (ДПТ) в 2016 году. И так бы и вышло, если бы неравнодушная киевлянка Аннабелла Морина не начала тогда упорную борьбу.

«Не знаю, как ей это удается – но озеро и реку возвращает к жизни Аннабелла Морина», – можно прочитать в ФБ, и такого мнения придерживаются очень многие тоже неравнодушные, присоединившиеся к активистке. Был разработан проект восстановления Почайной, идею стали продвигать в КГГА. Аннабелла создала страницу Почайны в ФБ и Википедии.

В 2016 году Аннабелла Морина и депутат Киевсовета Константин Богатов учредили организацию «Общественное движение Почайна» и, по их словам, это первая ревитализация реки не только в Киеве, но и в Украине.

Депутат Київради Костянтин Богатов та Анабела Моріна
Депутат Киевсовета Константин Богатов и Аннабелла Морина возле Почайны в первый день работ по ее восстановлению

«Это наш украинский Иордан, и это просто должно стать началом нового отношения к рекам, воде», – пишет она в ФБ.

Финансирование проекта производится за счет местного бюджета. Общая площадь парка - около 20 гектаров. и он будет соединять улицу Иорданскую и проспект Степана Бандеры с парком "Наталка".

Консультировали проектировщиков специалисты из Сеула – те самые, которые возродили реку Чхонгечхон, ранее захороненную под хайвеем.

Сейчас Почайну освобождают из коллектора – чтобы это сделать, нужно снять 900 тонн бетона (видео).

Первый день работ по восстановлению Почайны

– Чтобы это произошло, нужна была большая мечта, которая сможет объединить вокруг себя людей с разными интересами, – говорит Аннабелла Морина.

А главное – люди поверили, что можно чего-то добиться собственными силами, и несбывшихся мечтаний, как это ни банально – не бывает. Может, когда-нибудь мы тоже «решительно не узнаем Крещатик»?

Лариса Гаврилова, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-