Юлия Ярмоленко, председатель комиссии по вопросам местного самоуправления Киевсовета
Во время пандемии встречи «глаза в глаза» имеют особую ценность
22.12.2021 08:00

Недавно в Киеве прошел пятый городской Форум развития гражданского общества. Одной из наиболее активных его участниц была депутат Киевсовета (Единство), председатель постоянной комиссии по вопросам местного самоуправления, региональных и международных связей Юлия Ярмоленко.

В интервью Укринформу депутат поделилась впечатлениями об этом мероприятии и рассказала о самых важных аспектах развития Общественного бюджета. (Общественный бюджет - это инструмент партисипации, то есть участия граждан в распределении бюджета Киева. Выглядит это так: каждый киевлянин может написать проект, потом эти проекты выставляют на голосование. Те, которые наберут больше всего голосов, реализуют за счет городского бюджета).

"АКТИВНАЯ ГРОМАДА БУДЕТ РАБОТАТЬ ПРИ ЛЮБЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ"

- Юлия, недавно в Киеве прошел пятый городской Форум развития гражданского общества. По вашему мнению, насколько действенны такие мероприятия?

- Городской Форум – очень мощное мероприятие, во время которого его участники проанализировали вовлеченность громады в жизнь столицы, подвели итоги Общественного бюджета и развития демократического общества.

Вообще, по моему мнению, приветствуется любая платформа, которая является площадкой для обсуждения важных актуальных вопросов города и гражданского общества.

Наибольшая эффективность таких мероприятий заключается в том, что здесь происходит озвучивание различных точек зрения представителей разных сторон – громады, властей, общественных организаций, международных институтов.

Также Форум относится к тем уникальным мероприятиям, на которых происходят энергетический обмен и синергия мнениями, что генерирует новое видение того, как решать те или иные вопросы. Ведь если, например, взять громаду, то у разных ее представителей видения по одному и тому же вопросу могут быть кардинально разными. И это абсолютно нормально.

Интересно было услышать также мнение авторов, которые побеждают в тех или иных проектах (например, Общественного бюджета).

Очень положительным является то, что на таких мероприятиях выступают международные эксперты, которые делятся практиками развития гражданского общества в своих странах.

- Однако в большинстве случаев в условиях пандемии власти сотрудничают с громадой в новом формате - онлайн. Насколько, по вашему мнению, это может быть эффективным?

- В условиях пандемии такой тренд является мировым. Насколько такое сотрудничество эффективно, сегодня сказать трудно. Скорее, результат сможем увидеть через несколько лет.

Однако можно сделать вывод, что активная общественность найдет возможность работать при любых обстоятельствах.

То есть, в период пандемии жизнь в громадах не замерла, активно продолжается, хотя и другим способом – «виртуальным». Громады, в частности, организовывают Скайп-общение, во время которого обсуждают различные проекты, проводят обучение в формате вебинаров и др.

Например, благодаря электронным инструментам прямой демократии – реформа Общественного бюджета Киева позволила в 2021 году привлечь на 70 тысяч голосов больше, чем за предыдущий год.

Это свидетельствует о заинтересованности киевлян и эффективности работы этого инструмента.

С другой стороны, уже возобновляются офлайн-встречи. Мы постепенно возвращаемся к формату, который был до пандемии. Потому что когда встреча проходит «глаза в глаза», с энергетическим обменом, то этого не может заменить ничто.

Считаю, украинская традиция проводить вече, там, где по взгляду собеседника чувствуешь, насколько человек тебя понимает, - имеет наибольшую силу.

Но с другой стороны, в онлайн-формате есть свои плюсы – экономия времени (в частности, не тратится время на то, чтобы добраться до места проведения мероприятия), отсутствие риска инфицироваться каким-то заболеванием (что сейчас актуально).

"ПРОЕКТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО БЮДЖЕТА НЕ СТОИТ ОГРАНИЧИВАТЬ ПО КОЛИЧЕСТВУ"

- Каковы, по вашему мнению, основные проблемы развития Общественного бюджета?

- Прежде всего, недостаточная коммуникация между органами, которые регулируют отношения между участниками Общественного бюджета.

В частности, это касается Общественной бюджетной комиссии (ОБК), в которую входят представители общественных организаций с различными мнениями, видениями и приоритетами. Поэтому неудивительно, что иногда внутри этого представительного органа возникают недоразумения.

Дальше – отсутствие мотивации чиновников реализовывать проекты Общественного бюджета. Ведь эти люди за те же самые зарплаты получают еще и дополнительную нагрузку по Общественному бюджету.

Одно дело – провести реконструкцию школы за 20-25 млн грн. И другое – за эти же 25 млн грн реализовать, условно говоря, 100 проектов. При этом пообщаться со 100 авторами, адаптировать их идеи и видения (часто – непрофессиональные) к сегодняшним реалиям.

Поэтому нередко возникает конфликт интересов между теми, кто стремится реализовывать проекты со своим видением, и теми, кто подходит к этому делу с профессиональной точки зрения. 

Также, считаю, необходимо отменить ограничения по количеству проектов, которые подает автор.

- А какое количество проектов, по вашему мнению, было бы подавать оптимальнее всего?

- На данный момент существует ограничение - 5 проектов. Но есть люди, которые хотят подать проекты в разных сферах. Поэтому, по моему мнению, не стоит ограничивать по количеству. или, в крайнем случае, чтобы это было хотя бы 10 проектов.

Также в этом году не было конкуренции межтематических проектов, которых к участию в конкурсе допустили только четыре.

Между тем подали очень много проектов, которые касаются образования, ЖКХ, молодежи и спорта. А ведь необходимо равномерно развивать город по разным тематикам, вместо доминирования всего нескольких секторов.

Отдельная тема - финансирование проектов...

"ОБЩЕСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ - ЭТО ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ"

- Кстати, часто проекты не реализовывают из-за несоответствия Бюджетному кодексу. Каким в таком случае должно быть решение?

- Да. Положение о финансировании, которое предусмотрено Бюджетным кодексом, не позволяет добюджетировать регионы в рамках дополнительно выигранных проектов Общественного бюджета.

Поэтому райгосадминистрации не заинтересованы, чтобы из выделенных им бюджетных средств были выделены средства на Общественный бюджет.

- Что делать в такой ситуации?

- Раньше с этой целью выделяли дополнительное финансирование. И люди воспринимали это как дополнительные возможности.

А сегодня в районах возникает внутреннее сопротивление: зачем нам из ограниченных бюджетов на образование, ЖКХ и прочее еще и реализовывать проекты ОБ? Которые, на их профессиональный взгляд, не имеют сверхважности...

Финансирование в рамках выделенных бюджетных средств касается и проектов в сфере культуры, молодежи и спорта, которые заняли второе и третье места по количеству выигранных.

Например, чтобы в Дарницком районе в следующем году реализовать проект по Общественному бюджету по вопросам культуры, необходимо снять средства с ремонта музыкальной школы.

Поэтому у работников управления культуры райгосадминистрации возникает закономерный вопрос – а насколько проект Общественного бюджета приоритетнее?

Поэтому важно, чтобы Общественный бюджет перешел в формат дополнительного бюджетного ресурса.

- Сейчас продолжается разработка нового Положения об Общественном бюджете. Какие позиции, по вашему мнению, там непременно должны быть?

- Новое Положение необходимо сформировать с учетом всех перечисленных мной проблем. В частности, это дополнительное финансирование в бюджете, проведение информационной кампании, чтобы люди видели возможности и преимущества Общественного бюджета, возможность подавать неограниченное количество проектов.

Перед утверждением нового Положения необходимо собрать и проанализировать мнения авторов, членов ОБК, депутатов, исполнителей. И сформулировать окончательное решение.

Общественный бюджет, как и гражданское общество, – это живой организм. Его ценности и интересы видоизменяются вместе с обществом. Поэтому, изучив опыт других городов, мы пришли к выводу, что новое Положение непременно нужно адаптировать в соответствии с такими изменениями.

"СПИСОК НЕДОБРОПОРЯДОЧНЫХ ПОДРЫВАЕТ АВТОРИТЕТ ОБЩЕСТВЕННОГО БЮДЖЕТА"

- На одной из предыдущих сессий Киевсовета из Положения об Общественном бюджете исключили список недобропорядочных. С какой целью это сделали?

- Одной из проблем Общественного бюджета является не всегда объективный подход к утверждению победителей.

В частности, часто возникает конфликт интересов у тех, кто принимает конечный список.

Учитывая это, авторы не уверены: если они выиграют в следующем году, то не снимут ли их из-за личной неприязни, например, кого-то из членов ОБК...

Именно поэтому из новых параметров Общественного бюджета, которые недавно утвердил Киевсовет, мы исключили список недобропорядочных.

По моему мнению, такой список подрывает авторитет Общественного бюджета как инструмента в целом.

- Какие остаются методы контроля?

- Если будет установлен факт подкупа голосов или какие-то другие негативные моменты, то этот вопрос будет рассматривать ОБК.

На первый раз можно ограничиться предупреждением. Но важно, чтобы проекты не снимались с участия в конкурсе.

"ЕСЛИ СОСЕДУ УДАЛОСЬ, ТО И У МЕНЯ ПОЛУЧИТСЯ"

- Вы – опытный депутат. Насколько эффективно в столице реализуются проекты Общественного бюджета?

- Если авторы активны, и на совесть работают райгосадминистрации, то проекты реализуются хорошо.

Бывает, что крупный проект не успевают реализовать за один год (это преимущественно касается тех, где предварительно необходимо изготовить проектно-сметную документацию). Тогда он реализовывается за 2 года.

- Как привлечь больше киевлян к участию в Общественном бюджете?

- Людям нужно объяснять - что это за инструмент. А главное, они должны видеть реальные результаты его применения. Это вызывает интерес и стимулирует активность. Ведь, если кому-то удалось сделать, то почему не попробовать и мне...

Также постоянно должна проводиться разъяснительная работа: как подать проект, как его оформить. Иногда новым авторам стоит начинать с малого – первый проект может быть подан на 100 тыс. грн. А затем – постепенный рост в масштабах.

Инна Бирюкова. Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-