Руслан Свитлый, директор Департамента социальной политики КГГА
Город Киев внедряет новые социальные услуги и расширяет сеть реабилитационных учреждений
23.12.2021 09:00

На фоне дискуссий о том, какой должна быть отечественная пенсионная система, что делать с дефицитом Пенсионного фонда и сколько денег необходимо выделять на жилищно-коммунальные субсидии, политики (да и коллеги-журналисты) часто забывают о других – может, менее заметных, но тоже важных – реформах в сфере социальной защиты граждан.

Наконец, хотя и с задержками, полноценно заработала новая редакция Закона “О социальных услугах”, продолжается важный этап деинституциализации (реформы системы воспитания сирот и детей, лишенных родительской опеки). Речь идет, среди прочего, об изменении подхода к предоставлению соцуслуг, при котором важно не столько тем или иным способом поддержать человека, оказавшегося в затруднительном положении, как максимально, конечно же, когда это возможно, предотвратить возникновение таких ситуаций. Ведь в социальной сфере, вероятно, как и в любой другой области, профилактика намного эффективнее, чем сверхусилия при преодолении имеющихся проблем.

О том, как приживаются нововведения в столице и как действуют старые проверенные методы в такой чувствительной сфере как социальная защита, – в интервью директора Департамента социальной политики Киевской горгосадминистрации Руслана Свитлого.

- Руслан, расскажите об изменениях в системе соцзащиты наших соотечественников. Ведь по многим направлениям вам приходится быть первопроходцами – на практике испытывать новшества, внедрять пилотные проекты. Столица как-никак: и лучшие специалисты здесь сконцентрированы, и к людям, которые принимают важные для страны решения, ближе, да и финансовые возможности города лучше, чем в большинстве украинских громад.  

- Во-первых, новый закон предусматривает возможность предоставления качественных социальных услуг населению путем их закупки у любых субъектов хозяйствования. То есть, если мы не можем (например, из-за нехватки специалистов или учитывая узкий профиль) предоставить ту или иную услугу как государственная или коммунальная структура, у нас есть возможность закупить ее на профессиональном рынке. Причем любую услугу, потому что закон дает право покупать на конкурсной основе практически все, что поможет людям чувствовать себя социально защищенными.

Другое направление - деинституциализация. Мы избавляемся от практики содержания детей с инвалидностью в интернатах. Потому что каждый ребенок должен воспитываться в семье. До недавнего времени это было невозможно, потому что семьям с такими детками очень тяжело. Наверное, в 9-и случаях из 10-и после рождения больного ребенка отец уходит из семьи, остается одна мама. Она быстро выгорает физически и эмоционально. Поэтому очень часто матерям, не имеющим посторонней поддержки, не остается ничего другого, как отдавать таких детей в интернаты.

Как это предотвратить, минимизируя количество учреждений интернатного типа? Новый закон о социальных услугах предусматривает такую возможность. Даже еще до рождения ребенка с серьезными нозологиями (если медики предупреждают о рисках), каждую такую семью будут брать под полную опеку государства. К семье прикрепляют специалиста, который будет ее сопровождать, максимально содействуя решению любых проблем и решению различных жизненных ситуаций. Подключается учреждение здравоохранения, а в районе есть реабилитационный центр, где будут работать с малышом после его рождения; есть социальный транспорт, который будет обслуживать этого ребенка, есть различные коммерческие структуры, которые могут предоставлять семьям различные услуги – в том числе, и за счет городского бюджета. При таких условиях мы понимаем: ребенок и его семья не окажутся наедине с проблемами. Итак, оставляем этого ребенка в семье, а не отдаем в интернат.

Благодаря глобальной программе деинституциализации в Украине детей в такие учреждения уже не селим. Вместо этого делаем все, чтобы создать надлежащие условия для их пребывания в семьях.

- Но ведь закон касается не только этой категории обездоленных, а и других слоев населения.

- Да. Я прежде всего упомянул о наиболее чувствительной из этих категорий - детях с инвалидностью. И, конечно же, под действие закона попадают и взрослые люди с инвалидностью, и бездомные, и семьи с низкими доходами, и все те, кто временно оказался в сложных жизненных обстоятельствах.

Мы в этом году разработали механизмы предоставления (в том числе и через процедуру закупок) девяти социальных услуг. Это услуги «Дневной уход» и «Уход на дому» для детей с инвалидностью подгруппы «А» – это дети со сложными нарушениями, которые не способны к самообслуживанию. Еще услуга "Стационарный уход" - для людей, инвалидность которых связана с тяжелыми расстройствами психики. Услуга «Экстренное (кризисное) вмешательство» – для лиц, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах, в частности людей пожилого возраста, с частичной или полной утратой двигательной активности, памяти, неизлечимыми болезнями, болезнями, требующими длительного лечения, инвалидностью. "Социальная адаптация" - услуга для детей и лиц с инвалидностью, частично утративших способность к самообслуживанию. «Социально-психологическая реабилитация лиц с зависимостью от наркотических средств или психотропных веществ» – название говорит само за себя. "Паллиативный уход" - предоставляется паллиативным больным, которые не способны к самообслуживанию и нуждаются в постоянной посторонней помощи. И "Социальная транспортная услуга". Также подготовлено все для закупки услуги "Сопровождение во время инклюзивного обучения" для детей с особыми образовательными потребностями.

Но есть еще ряд несогласованностей. Например, есть много видов услуг, на которые нет нормативной документации, не утверждены госстандарты. А ко всему этому необходимо подходить очень серьезно, чтобы не допускать ошибок. Потому что вспоминается, например, история, когда в рамках реформы Министерства здравоохранения не учли потребностей людей с психическими заболеваниями. Речь о тех, кто находился в психиатрических больницах, диспансерах, о ком государство раньше заботилось через систему здравоохранения. При реформировании системы по принципу “деньги ходят за пациентом”, оказалось, что ресурс на их содержание медучреждениям не выделяют. То есть, в случае обострения болезни человека две недели лечат, а дальше декларация закрывается и никаких средств больницам не платят. О таком понятии как “содержание” – в больнице забыли. А психиатрия - это прежде всего содержание. Это тысячи людей, которые пожизненно должны оставаться в специализированных учреждениях, потому что не могут находиться в социуме.

Поэтому мы обратились к Минздраву, руководству города, Минсоцполитики с просьбой либо изменить эту норму, либо предоставить возможность отсрочить вступление ее в силу – для того, чтобы медики и органы соцопеки смогли сориентироваться и найти выход. Потому что по всей стране людей начали выселять из психиатрических больниц. Эту ситуацию вы тоже помните... Произошло несколько пожаров, другие досадные случаи, ведь эти больные могут быть опасны для себя и для окружающих... Это все последствия непродуманных шагов. Потому что психиатрической больнице не за что содержать таких людей, ресурс предоставляется только на лечение, то есть, снятие острых состояний. И это - глобальная проблема.

Мы сориентировались быстро и первыми в Украине ввели систему содержания психически больных киевлян через социальный заказ. В законе о социальных услугах есть норма “стационарное содержание”, “стационарный уход”. Согласно ей, мы разработали механизм содержания этих людей в специализированных учреждениях за счет городской целевой программы "Забота. Навстречу киевлянам”. И сейчас таким же путем пошли во всех областях. Людей вернули в стационары. Две недели медики снимают острое состояние в соответствии с декларацией по НСЗУ, за счет государства. Далее срабатывает муниципальная программа. Через определенное время, если человеку стало хуже, – очередной курс лечения... Таким образом мы уже обеспечили надлежащее содержание более 400 человек. На следующий год - потребность пристроить чуть более 600 больных, и мы эту проблему решим полностью.

Еще одно направление - паллиативный уход. Это очень чувствительная и крайне необходимая вещь, без которой цивилизованному обществу не обойтись. Вы понимаете, сколько у нас онкобольных, людей с другими неизлечимыми болезнями, которые умирают дома в одиночестве от осложнений, от боли. Больница не станет содержать больного с четвертой стадией, потому что за него государство не платит. Пакет НСЗУ предусматривает только деньги на медицинскую услугу. А кто будет заниматься человеком, если он лежачий? Соцуслуга, которая предусматривает паллиативный уход, предоставляется именно через социальный заказ. Берем таких людей на учет, дополняя медицинский пакет от НСЗУ социальным пакетом. Будем закупать такие услуги у профессиональных коммерческих и общественных организаций, которые реально могут предоставить весь комплекс заботы об этой категории киевлян.

То же касается организации паллиативного ухода для детей. Это очень чувствительная и очень тяжелая тема... Но закрывать глаза на проблему мы не имеем права. Через соцзаказ закупаем такую услугу у профильной организации с опытом такого ухода. Трудно говорить о таком. Но кто-то же должен это делать...

- А как быть одиноким людям, которые хоть и не страдают от смертельных болезней, но из-за возраста уже не могут себя обслужить? Хватает ли государственных гериатрических учреждений для их содержания? Во всех ли "человеческие" условия? Ведь пребывание в частных пансионатах далеко не всем по карману.

- В Киеве никаких проблем с этим нет. У нас есть гериатрический пансионат и пансионат ветеранов труда. Там есть места. Люди, которым нужен уход, могут обращаться в районные управления социальной защиты, писать заявления, предоставлять пакет необходимых документов. В этих учреждениях очень хорошие условия, город выделяет достаточно денег для их работы.

Когда система предусмотренных законодательством социальных услуг заработает в полном объеме, мы будем активно информировать людей через СМИ и соцработников обо всех предоставленных государством и городскими властями возможностях. Пока, как я уже говорил, можем предоставлять только часть этих услуг. Закон новый, услуги новые, соответствующей практики в Украине не было, не у кого спросить, поэтому делаем все сами. К тому же конкурентного рынка предоставления таких услуг в стране нет.

Бизнес предпочитает зарабатывать в других его сегментах, понимая, что сотрудничество с нами должно быть абсолютно прозрачным, а качество обслуживания уязвимых категорий населения – высоким. Например, мы уже дважды объявляли торги за право предоставлять городу услуги «социального такси». Никто не вызвался участвовать в конкурсе. Никто не хочет связываться с бюджетными средствами, никто не хочет нести усиленную ответственность. Тем логистическим компаниям, которые работают на обычных маршрутах в Киеве, лучше положить 10 гривень в карман “здесь и сейчас”, чем 12 гривень потом – может, через месяц. Плюс то, что автомобили нужны специфические. Это не просто автобусы, а оборудованные дорогим оборудованием спецавтомобили, их потом никуда не денешь и никому не продашь. Поэтому вкладывать в это средства никто не хочет. И так с предоставлением практически всех услуг. Предприятий, участвующих в конкурсах, очень мало, потому что рынок социальных услуг в Украине только формируется.

- И это, вероятно, – главная причина того, что пилотный проект по созданию муниципальной службы социального такси затянулся. Программа «Инватакси для людей с инвалидностью» в масштабах города так и не заработала...

- Речь идет о действительно необходимой социальной услуге. Поскольку проблема мобильности людей с инвалидностью в таком большом городе очень острая. Мы первыми в Украине внедрили такую услугу, но пилотный проект, как вы отметили, действительно затянулся. Как оказалось, в нем очень много нюансов. Поэтому для того, чтобы не множить проблемы, мы должны были все должным образом доработать. Планировали сделать это за три месяца, но процесс затянулся на полгода. Из-за того, что нормы и стандарты предоставления услуги на тот момент не были утверждены на государственном уровне, город разрабатывал собственную нормативно-правовую базу. И вся эта документация должна была пройти процедуру юстировки.

Конечно же, как реакция на затягивание организационных процедур мы получили много негатива в соцсетях и СМИ, потому что люди ожидали, что все будет быстро, словно по мановению волшебной палочки... Но, замечу, еще ни один город в Украине подобный проект не запустил, а мы уже протестировали и готовимся к полноценной работе. С января программа заработает в полном объеме. Единственное условие участия в ней людей, которые по закону могут рассчитывать на получение соответствующей услуги – подписание договора с управлениями социальной защиты населения райгосадминистраций. При этом необходимо заранее предоставлять сведения о маршрутах таких поездок – на реабилитацию, в поликлинику, в школу или инклюзивный детский сад. Поехать просто в магазин нельзя. Поскольку спецтранспорту приходится обслуживать большое количество людей, нуждающихся в таких услугах.

- Наверное, традиционная для каждого такого интервью тема поддержки бездомных. С приближением морозов - это особая забота и нешуточная тревога любой местной власти. Даже в экономически успешных странах.

- 1 декабря, как и ежегодно, в районах Киева заработали пункты обогрева. Люди могут туда прийти, но это – не ночлежка, они работают преимущественно днем, но есть и круглосуточные пункты. В первую очередь бездомные могут обращаться в Дом социальной опеки на улице Суздальской, 4/6.

При падении температуры до -10 градусов мы разворачиваем дополнительные крупные пункты обогрева на Южном и Дарницком вокзалах. Раньше с их обустройством помогали волонтеры, сейчас мы купили свои палатки с дизель-генераторами, обогревателями, наладили доставку горячего питания. И волонтеры тоже помогают: чай, кофе, какие-то сладости для нуждающихся. Плюс информирование, работа социального патруля.

Наш социальный патруль ежедневно ездит по городу, выявляет бездомных, предлагает помощь. К сожалению, мы не можем человека забрать во временный приют принудительно. Можем только предоставить консультацию и предложить место для ночлега, питания, воспользоваться банком одежды. Хотя, честно говоря, на вокзалах сейчас, пожалуй, 90% – это не бездомные, а заробитчане, которые экономят на хостелах и на столовых.

- А какие возможности социальной поддержки киевлян, которые временно попали в сложные обстоятельства, например, потеряв доходы из-за коронавирусных ограничений? Знаю, что во время первой волны карантина многие такие киевляне состояли на учете и могли рассчитывать на хотя бы минимальную поддержку – скажем, бесплатное питание, продуктовые наборы...

- Еще во время первого локдауна городской председатель Виталий Кличко инициировал создание в городе Единого координационного центра для согласования работы тех, кто имел возможность и хотел поддержать в экстремальных условиях наиболее нуждающихся горожан. Много продуктовых наборов предоставила сеть супермаркетов “Новус”. Активно помогали другие субъекты хозяйствования и частные лица.

Бизнесу это было интересно, потому что он был на 100% уверен: речь идет о целевой помощи людям, которые стоят на учете в районных управлениях социальной защиты. А это эффективнее, чем работать через волонтерские благотворительные организации, которые помогают в основном выборочно. Причем, вы же понимаете, что старым людям опасно открывать дверь посторонним – очень много злоупотреблений, краж, грабежей, случаев мошенничества. А если помощь от благотворителя приносит социальный работник, которого человек уже знает, – никаких рисков. Очень эффективный инструмент. Сейчас мы его приостановили, но можем быстро развернуть в случае нового локдауна или других форс-мажоров.

Также любой человек, который оказался в трудных жизненных условиях, может обратиться за материальной помощью или к своему депутату, или в райуправление соцзащиты, или напрямую в Департамент социальной политики КГГА. При этом необходимо предоставить документ, подтверждающий, что он действительно оказался в затруднительной ситуации. И из бюджета Киева ему выплатят материальную помощь. Речь идет, например, о случаях, когда человек пережил сложную операцию, временно прикован к постели. Или, скажем, пожар... Словом, любая ситуативная беда, в которой оказались киевляне.

Добавлю, что все эти выплаты сохранятся и в дальнейшем. Недавно утвержденной программой "Забота. Навстречу киевлянам" на 2022-2024 годы предусмотрена также материальная помощь людям, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах, и выплаты отдельным категориям киевлян к большим праздникам, и обеспечение продуктовыми наборами тех, кто в этом больше всего нуждается. Плюс мы предусмотрели дополнительные средства на развитие системы предоставления социальных услуг.

В целом программа "Забота" в 2022 году будет профинансирована на почти 3,7 миллиарда гривень. Среди прочего, город снова предоставляет деньги для компенсации стоимости проезда всех льготных категорий. Однако замечу, что этот ресурс расходуется не только на киевлян, а, согласно постановлению Кабмина, на всех льготников, которые пользуются столичным общественным транспортом. Считаю, что это несправедливо, ведь расходы за транспортное обслуживание сотен тысяч гостей столицы компенсируются за средства киевлян. Хотя эти деньги можно было бы использовать на другие цели.

Также, согласно этой программе, город обеспечивает людей протезами и техническими средствами реабилитации, оказывает поддержку участникам АТО. Недавно мы купили для них автомобили. Это те киевляне, которые защищали территориальную целостность и суверенитет Украины и в результате ранения потеряли конечности. По программе "Забота. Навстречу киевлянам" мы приобрели для них автомобили, оборудованные под нужды новых владельцев. Кроме того, Киев компенсирует семьям погибших (умерших) киевлян-участников АТО стоимость земельных участков – почти по миллиону гривень каждому.

В целом на весь период действия программы "Забота. Навстречу киевлянам" предусмотрено более 11 млрд гривень, которые пойдут на поддержку социально уязвимых категорий киевлян. Благодаря новой программе Киев значительно расширит спектр социальных услуг - через их закупку, в частности, для детей с инвалидностью, лиц с инвалидностью, паллиативных больных и т.д. Кроме того, Программа дополнена новыми средствами, такими как дополнительное денежное обеспечение за содержание ребенка в семье патронатного воспитателя и создание сети центров по оказанию социальных и реабилитационных услуг для детей и лиц с инвалидностью.

Также Департамент социальной политики отвечает за реализацию программы “Социальное партнерство”, в рамках которой общественные организации участвуют в конкурсах и получают финансирование на внедрение социально важных проектов. Благодаря этой программе город Киев сможет реализовать 372 проекта социальной направленности, разработанных общественными объединениями лиц с инвалидностью и ветеранов войны, которые прошли конкурсный отбор. На эти цели на 2022-2024 годы запланировано более 62 миллионов гривень.

Еще одна важная социальная программа "Киев - город равных возможностей" заработает в 2022 году - она направлена на реализацию проектов по гендерному равенству. Программа разработана в соответствии с приоритетами Стратегии развития Киева до 2025 года, а перечень основных направлений деятельности, задач и мероприятий по реализации этой Программы с определением объемов и источников финансирования полностью коррелирует со Стратегией. Объемы финансирования Программы предусмотрены в рамках 13300,0 тыс. грн, из них: бюджет города – 10800,0 тыс. грн., другие источники – 2500,0 тыс. грн.

В целом Департамент работает по десяткам важных направлений. И мы прилагаем все возможные усилия, чтобы наши стремления, планы и проекты становились реальностью и улучшали жизнь социально уязвимых слоев киевлян уже сегодня.

Владислав Обух, Киев

Фото Елены Худяковой

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-