Российские информагенства: какое дело до них Украине?

Российские информагенства: какое дело до них Украине?

Укринформ
Украинский медиарынок является объектом влияния большинства российских СМИ, аудиовизуальных и электронных. И дело здесь даже не в постсоветском наследии и размытости информационных границ

Украинский медиарынок является объектом влияния большинства российских СМИ, аудиовизуальных и электронных. И дело здесь даже не в постсоветском наследии и размытости информационных границ. Информационная составляющая традиционно занимает важное место в политике РФ по расширению своего экономического и политического влияния. Она позволяет российским властям эффективно «стимулировать» общественное мнение в пользу российских интересов, а по необходимости - «воспитывает» несговорчивых соседей информационными методами.

Не случайно информационные агентства России, как и многие другие российские издания, широко представлены в Украине. Некоторые из них находятся здесь де-юре с самого начала, еще со времен провозглашения независимости, как, например, частное агентство Интерфакс-Украина.

Другие, как РИА Новости, в последние несколько лет значительно усилили свое присутствие в Украине. Это агентство серьезно занимаются расширением и совершенствованием своего киевского корпункта.

Третьи, как ИТАР-ТАСС, только приступают к переформатированию своего присутствия в нашей стране. Проведение недавней кадровой ротации в центральном офисе ИТАР-ТАСС в Москве привело и к смене руководителя его корпункта в Киеве, что может быть свидетельством качественных изменений на украинском направлении.

Нет сомнений, что Россия будет только наращивать информационное присутствие в Украине. Этому способствует существование «де-факто» единого информационного пространства между Украиной и Россией, где начисто отсутствуют четкие границы. Благоприятен такой фактор, как язык общения: по последним данным исследования Рунета, в Украине 79% сайтов - русскоязычные.

К тому же, в Украине отсутствует юридический инструментарий по защите собственных информационных интересов. Попытки администрации президента В.Ющенко ограничить в Украине вещание российских телеканалов, как помним, ни к чему не привели. Поэтому не приходится удивляться, что информационные кампании часто начинаются в СМИ одной страны и легко перекочевывают в медиа соседки.

При этом Украине до сих пор не удалось сформировать более-менее внятного представления о собственных информационных интересах и, уж тем более, о методах и средствах для их защиты. Компанейщина вокруг вопросов о «разгосударствлении» СМИ в Украине свидетельствует, скорее, о желании государства самоустраниться от решения подобных «абстрактных» проблем, чем о стремлении к осмыслению и защите собственных информационных интересов.

Международная же практика свидетельствует о целесообразности прямо противоположного подхода. Мировые лидеры, а среди них и Россия, уже давно осознали, что разношерстный медиарынок не предлагает приемлемого инструментария по защите государственных интересов в информационной сфере. Поэтому уважающие себя государства пошли по пути концентрации ресурсов, технологий и интеллекта для создания собственных мощных медиа, способных эффективно воздействовать на внутреннее и внешнее информационное поле.

Российский опыт.

Современные государственные информационные агентства в России не только выполняют традиционную роль первоисточника новостей для остальных СМИ, но и уже начали активную борьбу за умы и симпатии каждого из пользователей интернет-ресурсов. Сделав ставку на мультимедийность, информагентства превращаются из простых «банков информации» в полноценные электронные СМИ - если раньше они поставляли информацию исключительно для профессионалов медиарынка (тех же телеканалов, газет/журналов и радиостанций), то теперь потребителями их информации должен стать каждый отдельный индивидуум.

РИА Новости

Успех деятельности государственного информационного агентства РИА Новости свидетельствует о правильности выбранной стратегии. По итогам марта 2013 года совокупная аудитория проектов РИА Новости составила 21 миллион человек (из 67 миллионов человек всей интернет аудитории). При этом аудитория только главного сайта агентства (www.ria.ru) составляет 37% от числа постоянных посетителей всех новостных сайтов и превышает по посещаемости сайты многих мировых изданий, включая Spiegel.de и Lemonde.fr, у которых - 8,6 и 8,5 миллиона посетителей соответственно.

РИА Новости активны в социальных сетях: подписчиков странички агентства в Facebook 859 тысяч, а в Twitter - 265 тысяч человек. О популярности ресурса www.ria.ru у мировой интернет-аудитории свидетельствует также высокое значение индекса цитируемости Google Page Rank - 8 баллов из 10 возможных. Такой же балл имеют, например, такие лидирующие мировые новостные ресурсы, как телекомпания CNN, несколько выше балл у порталов газет New York Times и Guardian - 9.

С 2012 года группа РИА работает в 7 форматах (фото, видео, аудио, текст, инфографика, инфоэкран, 3D-изображения), выпускает новостной контент на 7 платформах (сайтах, газетах, инфоэкранах, мобильном ТВ, социальных сетях, приложениях для планшетных и мобильных устройств, работающих на базе 7 операционных систем: iOs, Android, Symbian, WP7, Bada, MeeGo, Blackberry).

Одной из причин успеха РИА Новости является грамотная кадровая политика этого государственного СМИ - не в последнюю очередь благодаря хорошему финансированию агентство собрало лучших медиа-специалистов, в том числе из других медиа. В результате РИА Новости создали суперсовременную медиакомпанию западного образца, внедрив на практике мировой передовой опыт, применяя современные технологии в своей деятельности.

Вероятно поэтому РИА Новости на хорошем счету у руководства РФ. Подтверждение тому - бюджетное финансирование на 2013 год в объеме 2 миллиарда 743 миллиона рублей (около 88 млн долларов). При том, что РИА получают доход и от рекламы, информационных проектов и целевых государственных программ, перед агентством не стоит задача зарабатывания денег. РИА успешно решают другую задачу - удерживают лидерство на рынке и увеличивают размер своей аудитории. Что, собственно, от государственного агентства и требуется.

ИТАР-ТАСС.

Похоже, что достичь соответствующего РИА Новости уровня - такая задача поставлена и перед другим российским государственным информагентством, ИТАР-ТАСС.

Если в 2012 году активно обсуждалась идея их объединения в одну структуру - на базе РИА Новости (по слухам, такую идею называли давней мечтой руководителя РИА Светланы Миронюк), то теперь такой шаг не стоит на повестке дня. «Если их сливать, то получится один неуправляемый монстр. РИА и так весьма эффективно справляется со своими функциями»,- заявил источник газеты «КоммерсантЪ» в Кремле.

В результате изменения подхода к будущему этих агентств произошла замена топ-менеджмента ИТАР-ТАСС, задача которого - поднять «морально устаревшее» агентство до современных стандартов. О будущем векторе развития агентства можно судить хотя бы по назначению нового генерального директора - им стал не выходец из СМИ, а основатель одного из старейших в России пиар-агентств Сергей Михайлов.

«Сейчас стоит задача - влить в ТАСС свежую кровь и обновить агентство. Вопрос теперь в том, что на этой должности будет делать сам Михайлов. Особого опыта работы с информагентствами у него нет. С другой стороны, может получиться некий свежий взгляд», - объясняет логику кадрового назначения высокопоставленный источник "Ъ" в Кремле.

При этом, в 2013 году ИТАР-ТАССу не удалось получить желаемое бюджетное финансирование - минфин на 30% урезал запрашиваемую сумму и теперь агентство получит 1 миллиард 46 миллионов рублей (около 33 млн долларов). Это может означать, что ИТАР-ТАСС еще только предстоит доказать высшему руководству России свою важность и незаменимость.

Есть ли ответ у Украины.

Украинским государственным СМИ также приходится доказывать свою важность, однако при других исходных условиях. Отсутствие четко сформулированной государственной информационной политики приводит к разного рода казусам вокруг государственных изданий - от их «разгосударствления» до реформирования основ. При этом ни на первое, ни на второе должного финансирования нет, что обрекает эти издания, в лучшем случае, на стагнацию, а в недалекой перспективе - на кадровую деградацию и мучительное умирание.

Печально, что у государства нет понимания очевидного факта - эффективно противодействовать медиа-атакам можно только при наличии собственного информационного инструмента, который будет способен не только точно, быстро и технологично отразить официальную позицию Украины, но и сделать такую позицию достоянием мирового общественного мнения. Другими средствами будет крайне сложно обеспечивать информационную безопасность страны, особенно в условиях информационных войн и провокаций.

Любой перевод контента с иностранного на украинский язык, пусть даже самый качественный, еще не делает его украинским информационным продуктом. Это значит, что украинские государственные средства массовой информации должны быть способны создавать собственное содержание и предлагать его окружающему миру. Никакое коммерческое издание этого сделать просто не в состоянии.

До тех пор, пока украинская власть, независимо от политического окраса, не осознает эту простую истину, информационный фон на украинском медиарынке будут определять иностранные СМИ. Которые, нужно признать, существенно влияют не только на настроения в обществе, но и на решения представителей самой украинской власти.

Игорь Соловей, МОСКВА. 30 апреля 2013 года.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-