Украина-Россия: неизбежность отчуждения

Украина-Россия: неизбежность отчуждения

1078
Ukrinform
На длительное время для Украины остается только формат ограниченного, вынужденного, конфронтационного, холодного сосуществования с Россией

Во время российской агрессии в отношениях Киева и Москвы сформировалась беспрецедентная политико-идеологическая реальность. Она нашла выражение в массиве нормативно-правовых актов (обращения и постановления Верховной Рады относительно агрессии РФ, соответствующие указы Президента, решения СНБО и Кабмина, новые Стратегия национальной безопасности и Военная доктрина). В максимально общем виде нынешняя «идеологическая матрица» украинской политики на российском направлении выглядит следующим образом: Россия есть агрессор и военный противник, цель Кремля - разрушение украинской государственности, агрессия будет носить длительный характер, нормализация отношений возможна при условиях возвращения оккупированных территорий, компенсации убытков от агрессии, невмешательстве во внутренние дела Украины.

Очевидно, в ближайшей перспективе политика Кремля в отношении Украины не изменится к лучшему и кардинальных внутриполитических изменений в РФ не произойдет (наиболее реальный вариант - следующая президентская каденция В.Путина). Следовательно, возникает вопрос: каким образом и по какой модели длительное время сосуществовать с путинской Россией? Как и на каких принципах формировать отношения в политико-дипломатической, сфере безопасности, экономической, энергетической, информационной, гуманитарной сферах? То есть какой должна быть среднесрочная стратегия Украины на российском направлении?

Причем, как мы все понимаем, речь идет о формировании концептуально новой модели отношений не с какой-то далекой и малозначительной страной, а с соседним государством, с которым Украина имеет 2 тыс. км общей границы и многочисленные межличностные, социокультурные, исторические связи (только в 2015г. зафиксировано более 7,5 млн пересечений украинско-российской границы).

ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ИЛЛЮЗИЙ

Говоря о перспективах двусторонних отношений, следует обратить внимание по крайней мере на следующие важные обстоятельства.

Новейшие отношения Киева и Москвы никогда не были действительно партнерскими и равноправными - это был политико-экономический бартер - обмен национальных интересов на экономические преференции («Харьковские соглашения», «интеграционный разворот» в Вильнюсе и др). Кремль рассматривает социокультурную и, прежде всего, геополитическую самоидентификацию Украины исключительно в рамках зоны своих «привилегированных» интересов как составляющую «русского мира». «Неидентичность» Киева, его европейский дрейф воспринимается как вызов и угроза. Одновременно в глазах российского руководства Украина - «исторический казус», искусственное образование неукраинских территорий (отсюда - план «Новороссия»).

Есть ряд базовых проблем, где компромисс в ближайшей перспективе невозможен. Даже не прослеживаются международно-правовые, политико-дипломатические, экономические перспективы решения проблемы Крыма. Для РФ это вопрос закрыт. Конфликт на Донбассе в лучшем случае будет замораживаться на длительное время. Для Кремля европейская интеграция Киева является неприемлемой, а евроатлантическая - недопустимой. При этом Москва имеет сомнения относительно легитимности нынешней украинской власти и осуждает «укрепление националистической идеологии» (см. новую Стратегию национальной безопасности РФ, подписанную В.Путиным 31 декабря 2015г.).

Украина понесла беспрецедентные потери, получила огромный травматический опыт от «братского государства». На Донбассе погибло более 9 тыс. украинских граждан, более 20 тыс. раненых, 1,7 млн внутренних переселенцев. Оккупировано около 44 тыс. кв. км украинской территории. Потеряно около 20% промышленного потенциала страны.

Произошел глубинный «ментальный «разрыв». За годы конфликта в корне изменилось отношение граждан Украины к РФ, ее руководству, политике Кремля относительно Украины, к перспективам отношений с Россией. Возник «водораздел» отчуждения, недоверия и враждебности. Такие изменения в общественном сознании будут иметь долгосрочный глубинный характер, по крайней мере, в течение поколений.

ОТ «БРАТСКОГО ПАРТНЕРСТВА» ДО «КОНФРОНТАЦИОННОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ»

Двухлетняя «гибридная» война из всего модельного ряда межгосударственных отношений (не говоря о войне как таковой) оставляет на длительное время Украине только формат сосуществования с Россией - ограниченного, вынужденного, конфронтационного, холодного - в зависимости от текущей ситуации. Пока не прекратится российская агрессия, не будет восстановлена территориальная целостность и компенсированы потери.

Сейчас такой формат предполагает, по крайней мере, четыре неотложных пункта повестки дня для Украины: а) создание эффективной системы противостояния российской агрессии, проведение внутренних реформ и обеспечение внешней поддержки; б) пересмотр (ограничение/отмена) контактов во всех сферах и отраслях; в) жесткое отстаивание национальных интересов с привлечением стран-союзников и международных структур; г) ликвидация финансово-экономической, энергетической зависимости от РФ.

В целом концептуальные составляющие украинской политики на российском направлении могут выглядеть следующим образом:

Первое. Россия является страной-агрессором, и нормализация отношений с нынешней путинской Россией невозможна.

Второе. Учитывая различные военно-экономические потенциалы стран, возможна лишь минимизация, но не полная нейтрализация российской угрозы, поэтому противостоять РФ можно только совместными международными усилиями. Следовательно - жизненно важна международная солидарность и внешняя поддержка.

Третье. Неприемлемыми являются как модель российского государственно-политического устройства и развития, так и формулы «стратегического партнерства», «братских государств», «добрососедства».

Четвертое. Официальная фиксация пакета проблем, где компромисс с РФ является невозможным ни при каких условиях (в частности, геополитический выбор Украины, ее государственный строй и тому подобное).

Пятое. Киев не будет принимать участие ни в каких интеграционных проектах на постсоветском пространстве под эгидой РФ. Киев и Москва не партнеры в системе отношений интеграционного типа.

Шестое. Условия поэтапного урегулирования российско-украинского конфликта - прекращение агрессии РФ, освобождение оккупированных территорий, компенсация потерь, невмешательство во внутренние дела и уважение к геополитическому выбору Украины.

Безусловно, это лишь предварительный очерк наиболее общих принципов длительного сосуществования с таким политическим режимом РФ, что содержит угрозу украинской государственности.

Однако, следует иметь в виду, что политические режимы приходят и уходят, а отношения между народами продолжаются. Поэтому принципиально важно, с одной стороны, четко отличать нынешний политический режим в РФ и Россию как таковой. С другой - видеть стратегическую цель - восстановление заинтересованности народов в мирном соседстве и уважении к геополитическому (цивилизационному) выбору партнера.

Михаил Пашков, содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова. Киев.


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-