Ярославский - ХТЗ: второе пришествие

Ярославский - ХТЗ: второе пришествие

Аналитика
3039
Ukrinform
Реалии "Харьковского тракторного завода" - устами нового владельца контрольного пакета акций ПАО - Александра Ярославского

Некогда многолюдный наземный переход от станции метро "Харьковский тракторный завод" к административному корпусу прославленного с 30-х годов 20 века гиганта социалистической экономики, выпускавшего в 80-е годы до 70-ти тысяч тракторов в год, сейчас девственно пуст, если не считать случайных прохожих. Два "бусика" с журналистами, приглашенными на встречу с новым владельцем контрольного пакета акций ПАО "ХТЗ", известным украинским мультимиллионером Александром Ярославским, останавливаются у центрального входа, минуя постамент, избавившийся в ходе декоммунизации от бюста наркома тяжелой промышленности СССР Серго Орджоникидзе - инициатора строительства завода.

У турникета на проходной - контроль: журналистов пускают по списку. В вестибюле полумрак. Оно и лучше: не так видны обшарпанные стены.

Зато в конференц-зале двумя этажами выше - солнечный свет, льющийся через большие окна, уютный стол с нехитрым угощением: чай, кофе, сладости. Только распробовали - и в зал "летящей походкой", как в песне, вошел Александр Ярославский. Юношески стройный в свои 57, как всегда - загорелый, в простой - или не простой? - белой рубашке и джинсах. По виду - студент-заочник. По бизнес-статусу - миллиардер, вошедший в историю Харькова масштабными новостройками, включая сданные в эксплуатацию к "Евро-2012" стадион "Металлист", международный аэропорт "Харьков", пятизвездный отель "Харьков-палас" на площади Свободы...

Брифинг на тему возрождения ХТЗ, чьи счета арестованы в связи с многомиллионными долгами, в том числе, по зарплате, превратился в разговор о первоочередных планах.

Для справки: Александр Ярославский был основным акционером ХТЗ до 2007 года, когда завод приобрела группа ГАЗ российского миллиардера Олега Дерипаски. Компания DCH (Киев), совладельцем которой является Ярославский, выкупила завод в минувшем марте. На сегодня общая сумма кредиторских требований - 1 млрд 133 млн грн. Наиболее крупный кредитор - налоговая администрация: долг - более 400 млн грн. 9 июня общее собрание кредиторов "ХТЗ" согласилось на проведение досудебной санации завода для разблокирования его счетов.

ПОСТАВЛЮ НА ЗАВОДЕ ЖЕЛЕЗНУЮ КРОВАТЬ, БУДУ ВСТАВАТЬ В 4 УТРА И ДЕРЖАТЬ ВСЕ НА КОНТРОЛЕ

- Завод сейчас не работает. Но главное и основное - подписали договор санации завода. Теперь надо разблокировать счета, заплатить зарплату. Документы, необходимые для разблокировки счетов, уже в суде. Я готов сегодня заплатить, но дело в том, что по процедуре, как юристы говорят, разблокировка счетов займет от недели до двух. На сегодня 20 млн грн - задолженность по зарплате. Первое, что должны люди получить, - зарплату. Я готов погасить не только эту задолженность, но и выделить деньги на производство тракторов. Объем этих инвестиций - десятки миллионов долларов. Мне не нужны инвесторы - у меня есть деньги, которые я сам заработал. В свое время, в 2010 году, я продал большие активы. Завод для меня не новый, я уже здесь был, во второй раз пришел. Нам нужно наладить производство тракторов. Я поставлю на заводе железную кровать, буду вставать в 4 утра и держать все на контроле. Специалисты есть, производственные площадки есть. Желание есть, деньги есть. Что касается рынков сбыта, то я бы не взялся за производство тракторов, если бы не знал, куда их сбывать. Рынок номер один - внутренний в Украине. Еще один рынок сбыта - Россия, перспективные - Казахстан, Куба, Иран. Я буду искать возможность продавать тракторы в Россию: нужно кормить 3 тыс. работников завода и 10 тыс. членов их семей.

ХТЗ МОЖЕТ ВЫПУСКАТЬ И ВОЕННУЮ ПРОДУКЦИЮ

- Наряду с конкурентоспособными тракторами, цена которых втрое ниже зарубежных, ХТЗ может выпускать и военную продукцию - при условии господдержки. Завод не работает на оборонку уже около 20 лет, однако профильные специалисты и площадки для возобновления производства есть. Можно налаживать производство оборонной продукции, но нужны инвестиции в 350 - 400 млн грн. Если государство обеспечит условия, то мы готовы это делать (ред. - ранее ХТЗ выпускал легкобронированный тягач и самоходное орудие "Гвоздика"). 

Я встречался с президентом Украины Петром Порошенко, изложил ему свои доводы, и он согласен поддержать завод. Мы договорились запустить и тракторное, и военное производство. Будем оптимистами, эта встреча откроет нам новые возможности. Если говорить о технике для МО, то нужен госзаказ, а если о тракторах - госпрограмма развития сельхозпроизводства.

ГЛОБАЛЬНЫХ СОКРАЩЕНИЙ НЕ БУДЕТ, ВЕРНЕМ ПЕНСИОНЕРОВ

- Глобальных сокращений на заводе не будет. Для восстановления производства после разблокирования будем привлекать специалистов, в том числе, пенсионеров, и налаживать работу таким образом, чтобы каждый из них обучал по пять-семь молодых специалистов. Буквально будем ездить по домам пенсионеров и приглашать их на работу. 

Еще недавно на заводе работало 3 тысячи человек, а сейчас почти вдвое меньше. Так вот: прежнее число работников будет восстановлено. Все будет, но для начала - разблокировать счета.

В режиме блица Ярославский ответил и на другие вопросы. 

О претензиях по линии СБУ к генеральному директору ХТЗ Андрею Ковалю: "Как гражданин, я не верю в его вину, надо разобраться по поводу обвинений в якобы подготовке документов для передачи в РФ, вопрос тонкий, пусть следствие разбирается, но я знаю его 20 лет и сам пригласил на эту должность как опытного менеджера, который работал у меня на черкасском "Азоте".

По поводу взаимоотношений с мэром Харькова Геннадием Кернесом, Ярославский сообщил, что после того, как в 2012 году поменялся собственник ФК "Металлист", он с Кернесом не контактирует.

Новый собственник ХТЗ заверил, что не собирается идти в политику: "Был опыт - больше не хочу" (в 2002-2005 г.г. Александр Ярославский был народным депутатом Украины по списку Партии Зеленых Украины, - ред.). 

Ответил г-н Ярославский и на вопрос о российском миллиардере Олеге Дерипаске: "В 2007 году я продал ему ХТЗ, так как видел больше перспектив у российского собственника, но сейчас ему неудобно работать на украинском рынке. Возможны ли участие российских фондов, российские инвестиции? - Мне они не нужны, у меня есть деньги, я "Укрсиббанк" продал французам за огромные деньги".

Вместо эпилога: экскурсия в заводские цеха для журналистов не состоялась - все на замке.

Как сообщал ранее Укринформ, ХТЗ выпускает колесные и гусеничные тракторы, а также дорожно-строительную технику. В 2015 г. завод произвел 1600 тракторов.

Светлана Лигостаева, Харьков


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-