Саммит НАТО в Варшаве. Чего ждать Украине?

Саммит НАТО в Варшаве. Чего ждать Украине?

1197
Ukrinform
В ответ на агрессивные действия РФ НАТО совершит самое большое после времен «холодной войны» усиление коллективной безопасности

Уже через несколько дней, 8-9 июля 2016 года в Варшаве состоится очередной саммит НАТО, главной повесткой дня которого будет определение политики Североатлантического Альянса в Восточной Европе, прежде всего, в направлении укрепления безопасности стран-союзников в связи с продолжающейся агрессией РФ против Украины. Данное событие приобретает особую актуальность в условиях обострения проблем в Европейском Союзе из-за будущего выхода Великобритании, и это обострение происходит на фоне усиления военных угроз Европе со стороны России.

Решения, принятые во время саммита, и положения, заложенные в итоговый документ, будут определяющими для НАТО минимум на следующие два года.

Безусловно, вопросы усиления сотрудничества между НАТО и Европейским Союзом в контексте роста количества и остроты вызовов глобальной безопасности будут проходить «красной нитью» сквозь обсуждения на всех панелях.

Сегодня отношения между НАТО и ЕС являются как никогда ранее, тесными и сплоченными. Это объясняется тем, что обе организации исповедуют одни и те же ценности демократии, свободы, уважения прав человека и верховенства закона, принципы международного права. В то же время 22 страны - члена Европейского Союза - являются, что важно, и членами Североатлантического Альянса.

Современная обстановка в Европе, а также в рамках всего евроатлантического пространства, более сложная даже по сравнению с периодом «холодной войны». Это обусловлено тем, что вблизи границ стран-членов НАТО и ЕС появились новые вызовы в сфере безопасности. Эти вызовы несут непосредственную угрозу на долгосрочную перспективу как национальным системам безопасности каждой страны отдельно, так и в целом коалиционной системе безопасности.

Такая ситуация сложилась по нескольким причинам: более чем двухлетняя циничная военная агрессия Российской Федерации против Украины; продолжающаяся в течение уже шести лет война в Сирии; крайнее обострение факторов нестабильности и экстремизма в Северной Африке и на Ближнем Востоке; активизацию деятельности террористической организации «Исламское Государство» (ИГ), а также возникновение в результате этого нового миграционного кризиса в Европе.

Североатлантический Альянс сосредотачивает значительные усилия на предотвращении непосредственных причин возникновения этих вызовов и угроз. Этой цели служит и участие стран-членов НАТО в Глобальной коалиции по борьбе с террористической организацией ИГ для предотвращения ее экстремистской идеологии и практики, и тесное сотрудничество с Европейским Союзом - когда встал вопрос о направлении 2-й постоянно действующей военно-морской группы НАТО на патрулирование и мониторинг Эгейского моря с целью борьбы с незаконной миграцией.

Несмотря на то, что НАТО является глобальной военно-политической организацией, ее успех зависит от способности вооруженных сил всех стран-членов действовать совместно. Тем более, что решить все возникшие вопросы только внешними силами невозможно. Для этого нужны сильные местные (национальные) силы безопасности и обороны, способные защитить свои страны от террора и беспорядков.

Не следует забывать также и о таких уже существующих инициативах, как «Средиземноморский диалог», «Стамбульская инициатива сотрудничества», а также основанная по результатам саммита в Уэльсе (4-5 сентября 2014 года) амбициозная инициатива расширения оборонных возможностей стран-партнеров «Defence Capacity Building».

В связи с этим Варшавский саммит может стать великолепной платформой для представления новых инициатив, в том числе с участием Украины. Цель их - подтверждение усилий НАТО на обеспечение стратегического воздействия на регион и безопасности в евроатлантическом пространстве. Можно рассчитывать на то, что во время предстоящего саммита в Варшаве лидеры стран-членов НАТО согласуют вопросы усиления поддержки указанных выше программ, а лидеры стран-членов ЕС примут на себя соответствующие обязательства для их имплементации.

Как известно, союзники по НАТО согласились прекратить практику сокращения расходов на национальную (а следовательно, и коалиционную!) оборону. Кроме того в настоящее время они продолжают практическое наполнение Плана боевой готовности НАТО.

Следует ожидать, что на саммите будут рассмотрены предложения и по укреплению коалиционной (коллективной) обороны НАТО на долгосрочную перспективу, в том числе за счет перехода от реализации мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, к «политике сдерживания России».

Так, согласно одному из последних заявлений командующего сухопутными войсками США в Европе генерал-лейтенанта Бена Ходжеса: «...НАТО откажется от стратегии страхования своих союзников в Европе в пользу стратегии сдерживания России. Для нас приоритет №1 - это иметь возможность приостановить дальнейшую агрессию (России)».

Ключевым моментом здесь должно стать решение об усилении роли Сил быстрого развертывания (на ротационной основе) с передовым присутствием войск союзников на территории восточноевропейских стран-членов НАТО. Это станет возможным благодаря решению США о существенном увеличении финансирования так называемой Европейской инициативы поддержки («European Reassurance Initiative»). Эта программа фактически вовлечена уже с 2014 года и предназначена оказывать помощь военным европейских стран, обеспокоенным действиями Москвы.

Следует ожидать, что меры по укреплению и наращиванию потенциала НАТО на восточном (а также и на южном!) направления будут заложены и в так называемом «Варшавском пакте». Основными принципами его будут баланс и адаптация.

Под балансом следует понимать равновесие между «политикой сдерживания» и военно-политическим курсом, направленным на диалог с партнерами (в основном со странами ЕС).

Адаптация означает включение в повестку дня деятельности НАТО новых реалий в сфере безопасности, минимизацию потенциальных вызовов и угроз Альяну, связанных с агрессивной внешней политикой России, а также значительное укрепление его восточных границ.

В свою очередь, восточные союзники НАТО уже призывают не только к воздержанию, но и нейтрализации агрессивных действий Российской Федерации и, они настаивают на возвращении жесткой военной стратегии коллективной обороны.

Поэтому вполне возможно, что на саммите в Варшаве будет принято решение об усилении присутствия войск союзников по НАТО в Восточной Европе посредством расширения и укрепления Сил передового базирования на Востоке.

В случае же развертывания сил Альянса на Востоке может появиться новая линия сдерживания, которая будет проходить через такие страны: Эстония, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Венгрия, Румыния и Болгария.

На сегодняшний день шесть из восьми интеграционных командных подразделений сил НАТО - передовых штабов по управлению совместными действиями союзных и национальных войск - уже практически действуют. Словакия и Венгрия готовятся к развертыванию подобных штабов на территории своих стран.

Решением Варшавского саммита может быть утверждено и размещение на ротационной основе по одному боевому батальону НАТО численностью 500-1000 человек в каждой из перечисленных выше стран (по другим источникам, только в странах Балтии и Польши).

Таким образом, наиболее вероятно, что Альянс не будет размещать громоздкие группировки на постоянной основе, а создавать возможности для маневра и быстрого перемещения и развертывания необходимых сил в заранее оборудованных местах с уже подготовленными пунктами управления, логистикой, складами и т.д.

Что все это означает для Украины? А то, что она окажется на передовых позициях восточных рубежей ЕС и НАТО. Это организации, которые пока не предлагают четко выраженной перспективы членства Украины в них, но всячески будут поддерживать ее нелетальным (оборонным) вооружением, поставками снаряжения и оборудования, участием в реформировании ВС Украины, подготовкой украинских военнослужащих, их реабилитацией после зоны АТО и т.д.

Вместе с тем, в современных геополитических реалиях страны Альянса могут сформулировать свою консолидированную позицию относительно военной агрессии России на суверенную территорию Украины.

Так, агрессия России против Украины в очередной раз показала всему миру, что территориальная целостность любой европейской страны может оказаться под угрозой. Своими действиями в Молдове, в Грузии, а также оккупацией АР Крым и военной дестабилизацией ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины РФ демонстрирует странам-членам Альянса нежелание быть интегрированной частью евроатлантического сообщества. Зато очевидным является ее стремление восстановить утраченную сферу влияния и готовность к использованию военной силы для изменения международно признанных границ.

Не исключено, что в ответ на такие действия Российской Федерации НАТО продолжит трансформацию своей политики и осуществит крупнейшее по своим масштабам после времен «холодной войны» усиление коллективной безопасности. Что и найдет свое отражение в результатах Варшавского саммита.

Скорее всего, реальная перспектива членства Украины в НАТО также не будет обсуждаться, потому что:

- во-первых, этот вопрос на сегодняшний день не поднимается на самом высоком уровне во время заседаний в формате Украина-НАТО;

- во-вторых, Украина официально не подавала заявку на вступление в НАТО. Как в Стратегии национальной безопасности, так и в Военной доктрине Украины определена «...долгосрочная цель присоединения к общеевропейской системе безопасности, основу которой составляет НАТО»;

- в-третьих, некоторые страны-члены НАТО считают, что вступление соседних с Россией стран может создать реальную угрозу применения Альянсом статьи 5 Вашингтонского договора (вооруженное нападение), учитывая их длящиеся годами конфликты с Российской Федерацией (Грузия, Молдова, Украина).

Одним из решений, принятых в рамках саммита НАТО в Варшаве, станет создание нового инструментария Альянса по противодействию проявлений «гибридной войны». Не исключено, что после окончательного согласования вопроса в Киеве откроется Центр НАТО по изучению опыта и противодействия «гибридной войне».

В любом случае, поддержка Украины силами НАТО и противодействие нарастающей агрессии Российской Федерации будут отражены в Заключительной Варшавской Декларации.

В Варшаве НАТО также в очередной раз задекларирует уважение европейскому и демократическому выбору Украины, поддержку ее суверенитета и независимости, территориальной целостности и неприкосновенности международно-признанных границ. Кроме того, Альянс подчеркнет необходимость мирного и дипломатического урегулирования российско-украинского конфликта на Донбассе, акцентировав при этом внимание на выполнении Минских договоренностей обеими сторонами.

Вполне очевидно и понятно, что Альянс не хочет прямого военного столкновения с Россией, поэтому для НАТО важно, чтобы Украина сдерживала российскую агрессию и не допустила ее распространения дальше на Запад.

Нужно быть готовыми и к тому, что руководство Альянса в очередной раз обратит внимание на необходимость осуществления реформ, в том числе в секторе безопасности и обороны, в вопросах стабилизации внутриполитической ситуации и искоренения коррупции.

Одновременно речь будет идти об имплементации Украиной стандартов НАТО, модернизации систем управления и контроля, расширении трастовых фондов, в частности, путем создания нового - по разминированию и усовершенствования существующих. Отдельно могут быть затронуты вопросы кибернетической безопасности, медицинской помощи украинским военнослужащим и их реабилитации, развития системы военного образования и логистики. А вот решений относительно поставок летального вооружения ожидать не стоит.

Очевидно, будет рассмотрено и участие Украины в проекте создания украинско-польско-литовской военной бригады, так и ее присоединения к Черноморской флотилии под эгидой НАТО, поддержка идеи создания украинско-румынско-болгарской военной бригады. Это не только приблизит Украину к партнерству со странами НАТО, но и качественно изменит характер и интенсивность сотрудничества с ним.

Как итог - Альянс подтвердит решение Бухарестского саммита НАТО (2-4 апреля 2008 года) о политике «открытых дверей» для Украины, как перспективной цели двустороннего стратегического военно-политического партнерства, и по оценке Независимого аналитического центра геополитических исследований «Борисфен Интел», сыграет ключевую роль в вопросах обеспечения безопасности как на Европейском континенте, так и в Украине минимум на следующие два года.

Юрий Радковец, вице-президент Независимого аналитического центра геополитических исследований «Борисфен Интел», кандидат военных наук, доцент, генерал-лейтенант запаса.


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-