Электронное правительство – маршрут, который выведет украинцев из «проблемной зоны»

Электронное правительство – маршрут, который выведет украинцев из «проблемной зоны»

666
Ukrinform
Для того, чтобы государство стремилось удовлетворить потребности своих граждан, необходима его трансформация из полубога в обслуживающую компанию

Представьте, что вы заходите в государственную поликлинику и вместо хамоватой женщины в регистратуре вас встречает вежливый секретарь, готовый ответить на все ваши вопросы. Вы пришли на прием к врачу и вам не нужно приносить с собой ни перчатки для осмотра, ни шприцы для анализов. Вы приходите по записи (предварительно встав в электронную очередь) и вам не нужно сидеть еще сорок минут под кабинетом врача. Пока такой сервис в украинских реалиях возможен лишь в частных клиниках, а те, кому нужна, например справка, подтверждающая больничный, так и вынуждены полдня провести в очереди.

Другая ситуация: вы хотите оформить загранпаспорт. Для того, чтобы получить паспорт, вам не нужно приезжать с самого утра и занимать очередь, в которой вам все равно придется провести полдня. Вместо этого вы можете записаться в электронную очередь и прийти в назначенный вам день и в определенное время.

Для того, чтобы государство стремилось удовлетворить потребности своих граждан, необходима его трансформация из полубога в обслуживающую компанию. Это не мгновенный процесс, но вполне возможный, если на смену «государству-нации» придет  «государство-корпорация». Оказывающее услуги государство имеет над своим гражданином гораздо больше власти, чем частное предприятие над акционером. Тип компании, которая больше всего подходит для сравнения с государством, – это частная монополия, не только устанавливающая правила, но и сама одновременно являющаяся игроком и арбитром.

Государство, которое построено на принципах сервиса, можно сравнить с акционерным обществом, выборы – с собранием акционеров (где акционеры выражают свою поддержку команде менеджеров), а налоговую политику – с распределением прибыли и дивидендов. Такое государство скорее напоминает авиакомпанию или «Макдональдс». При этом  граждане-потребители должны иметь право выбора таковой компании и право смены менеджмента. Сервисное государство предоставляет неоспоримое преимущество своим гражданам – возможность отказаться от некачественных услуг, заставляя «партии- компании» конкурировать друг с другом за предоставление им наилучшего сервиса.

События, происходящие в Украине с тех пор, как в 2014-м году прогремел Майдан, подталкивают к мысли, что роль государственного аппарата и функционального обеспечения чиновничества необходимо пересмотреть. Не украинцы должны государству, эта идея должна умереть вместе с нашим советским прошлым. Напротив – государство обязано украинцам. Чем скорее эта мысль получит поддержку большинства, тем раньше она материализуется в сервисное государство в Украине.

Удовлетворить потребности общества и гражданина старая система, базирующаяся на бюрократических принципах, не в состоянии. Для построения сервисного государства необходим способ, который сведет к минимуму точки пересечения между простым гражданином и органами власти. Таким способом является электронное правительство (e-government). Через посредничество электронного сервиса можно повысить качество и скорость услуг.

Сервисное е-government может быть как отдельным инструментом призванным удовлетворить потребности граждан и повысить их комфорт, так и средством достижения прямой демократии.

В последнем исследовании мирового индекса eGov в тройке лидеров названы Южная Корея, Австралия, Сингапур. При этом их трудно назвать в числе флагманов прямой демократии.

Какие трансформации происходят на высшем уровне власти сейчас? Это вопрос, который является «ключом от всех дверей». Пока на законодательном уровне не будут приняты реформы, Украина не перейдет на e-gov.

В 2014-м году комитет инноваций переформировали в Госагентство по вопросам электронного правительства Украины. Что оно успело сделать в поле e-gov за два года? В основном, Госагенство может похвастаться лишь пилотными проектами по диджитализации услуг или открытым данным, которые охватывают некоторые области Украины. Или выполнением Плана действий Инициативы «Відкритий Уряд». Но вместо активного внедрения системы электронного правительства мы видим пока небольшие сдвиги, как запуск проекта электронного детского садика.

Пока в рейтинге ООН мирового индекса eGov за 2014 год Украина находится только на 87 месте, рядом с Албанией и Ливаном. Прогнозы развития е-government в Украине разные, кто-то утверждает, что реформы украинцев ждут не раньше, чем через пять лет, кто-то ожидает их в течение года. Но однозначно можно сказать, что для этого необходимо масштабное финансирование и поддержка инициатив на правительственном уровне. Так же, как необходима глобальная стратегия развития электронного сервиса. Такие изменения, как автоматизация системы управления, невозможны без синхронизации между собой всех государственных баз данных. Пока же, в реалиях Украины, «индекс бюрократии» не становится меньше и чтобы получить выдержку из реестра о несудимости необходимо прождать 25 рабочих дней. Радует то, что «образованность и готовность населения к внедрению электронного правительства» по оценке рейтинга ООН в Украине находится на высоком уровне.

Приоритетные направления реализации электронного правительства, принятые 3 февраля 2016 года в ВР Украины на Парламентских слушаниях, конечно, внушают оптимизм. Но пока это лишь намеченные векторы развития, а как уж получится их запустить с поправкой на сопротивление украинской политической машины – неизвестно. Тут вопрос  насколько сильно мы заинтересованы в запуске электронного правительства. Не стоит недооценивать потенциал человеческого ресурса украинцев – в нашей зоне ответственности не молчать и следить за выполнением властями ее обязательств. От нашей инициативности зависит, сколько времени понадобится, чтобы е-government полноценно заработал в Украине.

Павел Куфтырев

* Мнение автора публикации может не совпадать с позицией агентства

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-