Ситуация на рынке микрокредитования Украины в первом полугодии 2017-го года

Ситуация на рынке микрокредитования Украины в первом полугодии 2017-го года

144
Ukrinform

Сегмент микрокредитования в Украине стремительно развивается и при этом не регламентируется специальными нормативными актами и законами, существуя в общих рамках правового поля. Массовое открытие МФО началось в 2009-2011 гг и сегодня их число продолжает расти. Открытой статистики нет, но по оценкам экспертов ежемесячно украинцы берут 25-27 тысяч микрозаймов.

Рынок микрокредитования ежегодно растет на 80-100% и темпы роста увеличиваются на фоне нестабильной экономической ситуации и усложнения алгоритмов потребительского кредитования в банковской системе. Объективно, взять деньги в банке в 2016-м году стало сложнее, чем в 2015-м. За первое полугодие 2017-го года в объемах выдачи потребительских кредитов наметился рост, но МФО от этого практически ничего не потеряли.

Де-факто банки не являются конкурентами для МФО – последние работают в сегменте PDL (payday loan – займы до зарплаты). Более того, ряд банковских организаций дополнительно учреждает микрофинансовые компании для работы сразу в нескольких сферах кредитования населения. Яркий пример – «дочка» ПростоБанка «МoneyVeo», которая вместе с сервисом онлайн-микрокредитования Credit365 забирает свыше 40% от общего «пирога».

Другое дело, что этот пирог не всем по зубам. Отсутствие прямого законодательного регулирования с одной стороны стимулирует рост МФО, а с другой закрывает дорогу в PDL-сегмент предпринимателям, не готовых работать в рамках «плавающих» нормативов. К тому же бороться с гигантами вроде MoneyVeo и Credit365 не так просто, потому новые онлайн-сервисы микрокредитования сразу испытывают на себе давление конкурентов.

Законодательное регулирование деятельности МФО в Украине

В Украине нет специализированного закона об МФО – такой, например, вступил в силу в России в 2017-м году, но рынок серьезно не затронул и не снизил его объемы более чем на 5%. Особого регулирования процентных ставок со стороны государства тоже нет – сейчас МФО находятся в наиболее выгодном положении. Откровенно они снимают сливки и продолжат делать это до тех пор, пока Минфин не возьмется за регулирование их деятельности всерьез.

При этом нельзя говорить о том, что украинские МФО находятся вне закона – их работу регулируют:

  • Закон «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг»;
  • Нормы гражданского законодательства Украины;
  • И другие нормативно-правовые акты.

Де-юре МФО являются небанковскими финансовыми организациями (к их числу, кстати, относятся ломбарды) и их деятельность находится в ведении Национальной комиссии по государственному регулированию в сфере рынков финансовых услуг. Сведения о компаниях обязательно вносятся в госреестр юридических лиц и предпринимателей, а также в реестр финансовых учреждений.

Если говорить об онлайн-сервисах, которые являются абсолютными лидерами по темпам роста и объемам выданных займов, то их деятельность так же регулирует Закон «Об электронной коммерции». В своей работе они используют электронные договоры, имеющие ту же юридическую силу, что и обычные «бумажные». Потому онлайн-сервисы и работающие оффлайн компании находятся абсолютно в одинаковых условиях с точки зрения законодательства за исключением нюансов.

Онлайн-сервисы – лидеры по объемам кредитования и темпам роста

Несмотря на ряд ограничений, связанных с работой МФО в сети, интернет сервисы микрокредитования продолжают лидировать, демонстрируя большие объемы выдачи займов в сравнении с компаниями, которые работают исключительно в режиме оффлайн.

Для удобства создаются агрегаторы, где любой человек может сравнить условия, процентные ставки, почитать отзывы о компаниях. Один из таких сервисов - Micro-Credit.com.ua. Возможность сравнить предложения круглосуточно в micro-credit.com.ua позволяет находить наиболее выгодные кредиты, отслеживать акции и бонусы.

Рассмотрим ТОП-5 микрофинансовых организаций Украины, работающих онлайн (выборка сделана по трафику и объемам кредитования):

  • MoneyVeo;
  • Credit365;
  • MoneyBoom;
  • CreditUp;
  • Быстрозайм.

Маркетинговые кампании онлайн-сервисов также нацелены на продвижение в сети. Несмотря на то, что доступ к контекстной рекламе МФО практически закрыт (Яндекс частично блокирован, а Google с лета 2016-го года перестал принимать рекламные объявления на тему микрокредитов в Adwords), каналы привлечения трафика оказываются эффективными.

Преимущественно это партнерские сети, SEO и SMM. Стоит отметить, что несмотря на ограничения, та же МoneyVeo продолжает вести рекламную кампанию в Яндекс.Директ, активно продвигается в поисковых системах и на YouTube. По мнению экспертов, именно эта МФО располагает самыми большими рекламными бюджетами.

Перспективы рынка кредитования в Украине

Согласно прогнозам экспертов, рынок микрокредитования в Украине продолжит расти даже после стабилизации экономики. Единственной преградой для него может стать ужесточение законодательства, которое ограничит максимальные процентные ставки и загонит работу фирм под жесткие нормативы и ограничения.

Возможность взять круглосуточный кредит, пусть и на сумму до 2-3 тысяч гривен (максимальные 10 000 гривен в компаниях одобряют крайне редко и только постоянным клиентам) стала для украинцев довольно привлекательной возможностью пусть временно, но поправить финансовое положение. Процентная ставка в среднем составляет 2% в день – даже с учетом больших рисков не возврата микрофинансовым организациям по силам не только покрывать потенциальные убытки, но и получать стабильную прибыль.

Учитывая, что в начале года закон «О потребительских кредитах» так и не был принят, ждать ужесточения законодательства в этой сфере стоит не ранее, чем через год-полтора. В течение этого времени лидеры рынка продолжат собирать сливки, а новички получат определенные перспективы для роста и смогут выжить даже при изменении условий функционирования МФО в Украине. Поэтому можно смело прогнозировать рост числа микрофинансовых организаций – как онлайн-сервисов, так и работающих оффлайн компаний.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-