Граждане нуждаются в разъяснениях о предоставлении бесплатной вторичной правовой помощи

Граждане нуждаются в разъяснениях о предоставлении бесплатной вторичной правовой помощи

337
Ukrinform
Обращения на правительственную «горячую линию» свидетельствуют о недостаточном уровне осведомленности по предоставлению бесплатной правовой помощи.

Во многих странах мира правовые системы предусматривают ряд механизмов предоставления бесплатной правовой помощи. Тем не менее, в нашем государстве право каждого на получение профессиональной юридической помощи закреплено статьей 59 Конституции Украины. И эта помощь предоставляется бесплатно в предусмотренных законом случаях.

Так, Закон Украины «О бесплатной правовой помощи» предусматривает предоставление двух видов юридической помощи - первичной и вторичной. Таким образом, документом дифференцированно понятие «доступа к праву» и «доступа к правосудию», так как они разнятся, как по своей форме и содержанию, так и по способу реализации. Бесплатная первичная правовая помощь включает:

предоставление правовой информации;

предоставление консультаций и разъяснений по правовым вопросам;

составление заявлений, жалоб и других документов правового характера (кроме документов процессуального характера);

оказание помощи в обеспечении доступа лиц к  вторичной правовой помощи и медиации.

Получить такую ​​помощь имеет право каждый. Поэтому обратиться за предоставлением указанной помощи имеют право не только граждане Украины, но и иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы, то есть все лица, находящиеся под юрисдикцией Украины.

Бесплатная вторичная правовая помощь будет заключаться в предоставлении таких правовых услуг:

защита;

осуществление представительства интересов лиц, имеющих право на бесплатную вторичную правовую помощь, в судах, других государственных органах, органах местного самоуправления перед другими лицами;

составление документов процессуального характера.

Право на бесплатную вторичную правовую помощь, в отличие от первичной, имеют лишь отдельные категории лиц, определенные Законом, с учетом двух критериев - критерия малообеспеченности и принадлежности к тем категориям лиц, для которых законами уже закреплено право на бесплатную правовую помощь.

По информации Министерства юстиции Украины, система предоставления бесплатной правовой помощи (БПП) - это сеть региональных, местных центров по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи и бюро правовой помощи во всех регионах Украины, а также Координационный центр по оказанию правовой помощи.

В этом году в сентябре исполняется два года со времени создания бюро правовой помощи как структурного подразделения в местных центрах по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи. В то же время, есть категория граждан, для которых такая помощь является малодоступной. К ним относятся люди на колясках, с недостатками зрения или слуха, лежачие больные, которые гарантированно должны получать юридическую помощь.

Директор Координационного центра по предоставлению правовой помощи Алексей Бонюк отмечает, что среди тех, кто уже получил вторичную помощь в местных центрах и бюро системы БПП, почти 20% - это люди с инвалидностью. Для слабовидящих при поддержке украинско-канадского проекта «Доступная и качественная правовая помощь в Украине», в сотрудничестве с редакцией Украинского общества слепых «Призыв», Координационным центром были подготовлены брошюры шрифтом Брайля. Благодаря этому изданию информацию о системе бесплатной правовой помощи получили во всех регионах Украины.

Введение официального сайта общенационального просветительского проекта Минюста «Я имею право» в 2017 году стало дальнейшим важным шагом в повышении уровня правовой культуры и правового сознания граждан, а также развития системы БПП. На портале можно получить необходимую информацию по защите своих прав в различных жизненных ситуациях.

Однако есть также и немало проблем, которые возникают в функционировании системы предоставления бесплатной правовой помощи в стране. Не последнее место среди них занимают вопросы оплаты труда работников системы БПП, отток квалифицированных кадров из системы, ликвидация задолженности перед адвокатами. Уровень оплаты услуг адвокатов, в том числе за предоставление правовой помощи уязвимым категориям граждан в гражданских и административных делах, крайне низок. Это заставляет адвокатов отказываться от оказания помощи в таких делах, а в случае массовых отказов - создает серьезный риск нарушения конституционного права граждан на правовую помощь.

Так, Правительством принимаются меры по совершенствованию предоставления доступной и качественной бесплатной вторичной правовой помощи всем субъектам соответствующего права. В частности, с 1 января 2018 года оплата за час работы адвоката, который оказывает правовую помощь уязвимым категориям граждан, составляет 5 процентов размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц. Соответствующие изменения внесены в Методику исчисления размера вознаграждения адвокатов, предоставляющих бесплатную вторичную правовую помощь (постановление Кабинета Министров Украины от 21 декабря 2016 №1048).

О недостаточном уровне осведомленности в предоставлении бесплатной правовой помощи свидетельствуют обращения на правительственную «горячую линию».

Как сообщили Укринформу в управлении взаимодействия с общественностью Правительственного контактного центра, с начала 2018 года на правительственную «горячую линию» поступило около 300 обращений по этой тематике. Некоторые примеры, возможно, пригодятся другим гражданам.

В частности, жительница г. Конотоп Сумской области позвонила на правительственную «горячую линию» и попросила содействия в предоставлении ей юридической помощи для решения спорного вопроса по владению земельным участком в судебном порядке. Женщина объяснила, что в 2017 году обращалась в местный центр по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи, но получила отказ.

В Координационном центре по оказанию правовой помощи предоставили такой ответ. По информации местного центра по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи, в соответствии с обращением заявителя по вопросу о земельном участке, было выдано поручение адвокату для оказания бесплатной вторичной правовой помощи. Адвокатом при исполнении поручения было подготовлено исковое заявление в городской районный суд Сумской области. Во время одного из судебных заседаний адвокат узнала, что заявитель самостоятельно подала в суд заявление об оставлении иска без рассмотрения, о чем адвокат не была предупреждена. В связи с этим действие указанного поручения местным центром было прекращено.

Вскоре в местный центр повторно поступило обращение заявителя о предоставлении бесплатной вторичной правовой помощи по этому вопросу. Однако в соответствии с частью второй статьи 256 Гражданско-процессуального кодекса Украины, в случае закрытия производства по делу повторного обращения в суд по поводу спора между теми же сторонами о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Заявитель из г. Запорожье сообщил, что в июне этого года дважды обращался в Местный центр по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи по содействию в решении вопроса снятия с места регистрации его жены и дочери. Специалисты местного центра попросили предоставить справку о доходах из ГФС, справку из УПФУ, справку ОК-5, справку с УТСЗН о неполучении/получении помощи. Мужчина пояснил, что считает нецелесообразным предоставление таких справок и просил специалиста правительственной «горячей линии» предоставить разъяснения относительно целесообразности указанных справок.

В Региональном центре по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи в Донецкой и Запорожской областях сообщили о следующем. По информации местного центра по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи, специалист местного центра, со ссылкой на конкретные нормы действующего законодательства, предоставил заявителю устную правовую консультацию и разъяснения по данному вопросу. Итак, порядок подачи обращений о предоставлении бесплатной вторичной правовой помощи определен статьей 18 Закона Украины «О бесплатной правовой помощи». Согласно части 4 статьи 18 Закона Украины «О бесплатной правовой помощи» вместе с обращением о предоставлении бесплатной вторичной правовой помощи лицо или законный представитель лица должны представить документы, подтверждающие принадлежность лица или лиц, в отношении которых обращается законный представитель, одной из уязвимых категорий лиц, предусмотренных частью 1 статьи 14 настоящего Закона.

Учитывая изложенное, Региональный центр по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи в Донецкой и Запорожской областях предложил заявителю, если он нуждается в получении бесплатной вторичной правовой помощи, обратиться во Второй запорожский местный центр по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи с соблюдением порядка, определенного статьей 18 Закона Украины «О бесплатной правовой помощи».

За период с 31 августа по 6 сентября 2018 года на правительственной «горячей линии» зарегистрировано 24 тысячи 758 обращений, из них по телефону - 23257, через Интернет - 1501.

Получить ответ, разъяснение или справочную информацию можно, обратившись на правительственную «горячую линию» по телефону 1545 в круглосуточном режиме и бесплатно из сети фиксированной связи Укртелекома, телефонов мобильных операторов Киевстар, Vodafone Украины, Lifecell.

Лица с нарушением слуха могут обратиться на правительственную «горячую линию» с помощью Skype-связи по такому имени: Правительственная горячая линия 1545 -1; Правительственная горячая линия 1545-2; Правительственная горячая линия 1545-3.

Работает «горячая линия» для кандидатов на должности специалистов по вопросам реформ: (044)284-19-64.

Для предпринимателей действует «горячая линия» по телефону: 0-800-503-045.

Для граждан Украины, которые находятся за границей, номер телефона правительственной «горячей линии»: +38(044)284-19-15.

Оформить обращение можно через веб-сайт Правительственного контактного центра по адресу: www.ukc.gov.ua

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» и «PR» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>