Ежи Помяновский, исполнительный директор Европейского фонда за демократию
В перспективе к "коалиции" противодействия российской пропаганде должны присоединиться США и Канада
09.12.2015 11:32

- Примером может быть информирование о ситуации в Донецком аэропорту: его уже почти захватили сепаратисты, а в украинском медийном пространстве часто подавалась другая версия. В этом не было необходимости, ведь это ничего не изменило, а лишь добавило аргументов Кремлю: "У вас имеется своя пропаганда, а у нас своя". Эта формула очень выгодна Путину. В свою очередь, четкое разграничение, что это - правда, а это - ложь, ему не выгодно.

Конечно, в краткосрочной перспективе информационные действия Украины понятны, ведь Украина является жертвой в противостоянии с Россией. Но если речь идет о средне- или долгосрочной перспективе, то нам просто необходимо строить пространство правды, пространство реальных дискуссий россиян с россиянами, украинцев с россиянами, белорусов с украинцами. Все должны иметь возможность общаться друг с другом, чтобы лучше себя понимать.

Сейчас люди в России верят Путину, но это не будет длиться вечно. Они будут спрашивать: почему у наших братьев с другой стороны границы имеется другая точка зрения? Но они должны услышать эти голоса, их надо распространять. В нашем докладе мы говорим так: есть много независимых, хороших русскоязычных СМИ, которые следует поддерживать. В то же время, другие независимые СМИ, которые передают информацию на своих языках, должны также распространять свой продукт на русском языке.

Кризис с наплывом беженцев в Европу приводит к тому, что внимание правительств многих европейских стран, которые потенциально могли бы выделять больше средств на противодействие пропаганде, в сфере планирования бюджета сфокусировалось на решении проблемы мигрантов.

Кроме того, в демократических странах все еще не видят угрозы со стороны российской пропаганды и проблемы, которой является доминирование прокремлевского информационного влияния в огромном русскоязычном медиапространстве.

Средства, которые сегодня задекларированы странами, меньше, чем те, которые мы хотели бы видеть на первом этапе реализации проекта по противодействию пропаганде России. Мы рассчитывали на первом этапе собирать ежегодно 5-10 млн евро. Впрочем, задекларированные странами средства - это уровень 3-4 млн евро в год. Сейчас из официально выделенных средств имеем 3 млн евро непосредственно на улучшение ситуации русскоязычных СМИ в странах "Восточного партнерства" и непосредственно России.

Сейчас продолжается завершение работы над бюджетами во всех странах. Мы все же планируем собрать 5-6 млн евро в год на перспективу работы в 3-5 лет. Если бы удалось собрать более 10 млн евро в год, то это помогло бы реализовать большинство задач, определенных в докладе.

КТО ИЗ СТРАН ЕВРОПЫ В АКТИВИСТАХ ИНФОРМАЦИОННОГО ФРОНТА?

- Какие страны являются наиболее активными в вопросе финансовой поддержки мер по противодействию российской пропаганде?

Больше всего заинтересованы в противодействии российской пропаганде страны Балтии, а также севера - Швеция, Дания, Норвегия, да еще Германия. В перспективе - это США, Канада и шире - Еврокомиссия

- Если говорить о конкретных странах, то на первую фазу реализации проекта Голландия, например, уже выделила 1,3 млн евро, а вклад Польши должен составлять 1 млн евро. Недавняя смена польской власти должна положительно повлиять на этот процесс, поскольку восточная политика является приоритетом нынешнего правительства.

Свою заинтересованность в совместном фронте против российской пропаганды больше всего демонстрируют страны Балтии (Литва, Латвия, Эстония), но они имеют небольшие бюджеты. Кроме того, к активным в этом контексте можно отнести страны севера - Швецию, Данию, Норвегию, а также Германию. В более широкой перспективе к "коалиции" могут примкнуть США и Канада. Кроме отдельных стран, Еврокомиссия также включится в этот процесс.

В то же время, следует отметить, что в докладе мы указываем, что российские деньги на пропаганду расходуются неэффективно, бюджеты, которыми владеют российские телеканалы, разворовываются. То есть значительно меньшими средствами, чем у россиян, мы можем действовать более эффективно.

Для этого нужно иметь нормальную альтернативу не только в сфере информации, но и в сегменте развлекательных программ. Например, одна из наших рекомендаций - финансирование высокобюджетной развлекательной продукции в рамках функционирования так называемого Production Hub или Production Center. Туда могли бы прийти работать талантливые люди, и этим можно компенсировать недостаток средств. В действительности, на это нужны небольшие средства - 2-3 млн евро в год, и этот центр мог бы стать двигателем продукции развлекательного содержания.

Страны Европы планируют и в дальнейшем координировать работу по сбору средств и реализации соответствующих проектов. В частности, после сентябрьской встречи стран-доноров в Варшаве уже была проведена встреча в Голландии по созданию центра подготовки информации (News Hub), в декабре должна состояться встреча в Риге, а в начале следующего года - вторая большая конференция по противодействию российской пропаганде в Стокгольме.

ГДЕ ГРУППЫ МОНИТОРИНГА РОССИЙСКОЙ ПРОПАГАНДЫ?

- Есть ли страны, которые скептически настроены относительно реализации проектов по противодействию пропаганде России?

- Европейские страны по-разному относятся к противодействию российской пропаганде, и часто их помощь является символической. Те, которые не являются активными или не помогают, по крайней мере, не препятствовали, например, созданию при Еврокомиссии центра по мониторингу российской пропаганды на востоке (East Stratcom). Очень важно, что эта организация будет следить за информационным пространством на востоке Европы и предлагать решения, в том числе и финансовые, чтобы реагировать на вызовы в информационной сфере. Эта группа в своей работе руководствуется, в частности, и докладом нашего фонда. Через 2-3 месяца будем оценивать результаты работы East Stratcom, а также реализацию нескольких других проектов - в частности, голландского по созданию "информационного хаба" (News Hub) и Балтийского центра повышения медиа квалификации (Baltiс Media Excelence Center).

Кстати, своего рода группы мониторинга российской пропаганды созданы также отдельно во многих странах. В Польше, например, такая группа функционирует при пресс-службе МИД, в Великобритании - при министерстве обороны, а в некоторых государствах они действуют в политических кабинетах глав правительств.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-