Встреча «нормандской четверки» в Париже: чего ждать?

Встреча «нормандской четверки» в Париже: чего ждать?

1110
Ukrinform
Произойдет прорыв или стороны ограничатся констатацией достигнутого в рамках «минских договоренностей?

Встреча "нормандской четверки" на уровне глав МИД состоится в Париже 3 марта. Или она станет ключевой, где будут засвидетельствованы определенные успехи, или следующей очередной, на которой стороны лишь выскажут свои позиции, рассуждения или предостережение, вскоре узнаем. На сегодня участники переговорного процесса уже озвучили намерения, которых планируют добиваться.

ПОЗИЦИЯ УКРАИНЫ: СНАЧАЛА БЕЗОПАСНОСТЬ, А ПОТОМ ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ

Украинская сторона вынесет на обсуждение три ключевых блока вопросов. По словам главы внешнеполитического ведомства Украины Павла Климкина, это во-первых, вопрос по безопасности; второе - обмен заложниками, в том числе пленными, на Донбассе и политическими заложниками в Крыму и России; третье - выборы на Донбассе.

Четкую и аргументированную позицию Украины о приоритетности определенной на переговорах заданий изложил представитель Украины в политической подгруппе Трехсторонней контактной группы Роман Бессмертный.

«Ни о каких выборах, пока не обеспечена безопасность, говорить невозможно. Согласно с минскими договоренностями тема выборов стоит лишь третьим пунктом после решения вопросов безопасности и освобождение пленных. Мы готовы к диалогу. Прекращаются обстрелы, насыщение оружием этой территории, освобождаются люди, а уже потом говорим о политических вопросах. Главное - донести эту тему до Европы, США. Это же не Украина не допускает представителей ОБСЕ к гуманитарному грузу?! Украина действует конструктивно и последовательно! Скоро год, как должна быть увеличен миссия ОБСЕ. Почему не увеличена? РФ не допускает", - отметил Безсмертный.

Он убежден, что в "Париже надо обсуждать в первую очередь тему насыщения Донбасса оружием со стороны РФ. В Париже Украина должна кричать: надо перекрыть поставки оружия". В этом контексте Бессмертный готов предоставить пошаговый план обеспечения составляющей политики безопасности. Но, по его мнению, другая сторона это категорически не воспринимает. "Мы предлагаем, чтобы в момент обеспечения безопасности компонент политики безопасности мониторился сразу тремя участниками на пропорциональной основе. Скажем, если речь идет о элементарном общественном порядке, то патруль состоит: 2 представители украинской полиции, 2 представителя местной общины, 2 представители полицейского контингента ОБСЕ. Позиция противной стороны - категорическое "нет", - отметил он.

ШТАЙНМАЙЕР ХОЧЕТ КОМПРОМИССОВ ПО ВЫБОРАХ НА ДОНБАССЕ

В то же время министр иностранных дел Германии Вальтер Штайнмайер в очередной раз заявил, что следующим шагом в работе "Нормандской четверки" должно стать достижение соглашения о принятии в Украине законодательства о выборах на Донбассе.

С таким заявлением он выступил во вторник на слушаниях Хельсинской комиссии в Конгрессе США в качестве председателя ОБСЕ в 2016 году.

"Сейчас мы (представители формата "Нормандской четверки" – ред.) обсуждаем следующий шаг. За последовательностью Минским соглашениям, следующее, что должно быть сделано сейчас – это договоренность о новоем избирательном законодательстве, которое будет организовывать выборы на востоке Украины", - подчеркнул Штайнмайер.

По его убеждению, это позволит создать "новую легитимность" на Донбассе, но добавил, что до сих пор в этом вопросе существуют большие пробелы, которые надо преодолевать. Однако, даже при этом существенном предостережении глава немецкого МИД, рассчитывает, что выборы на Донбассе состоятся в первой половине 2016 года. «Мы постараемся достичь какого-то прогресса, особенно в вопросе ситуации с безопасностью, и обсудить новое избирательное право для восточной Украины, для Донбасса, что является основным условием для проведения выборов, которые должны состояться в первой половине этого года», - заявил Штайнмайер журналистам после окончания заседания Совбеза ООН, где представил программу Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе на 2016 год - год председательства в ней ФРГ.

Во время визита в Вашингтон Штайнмайер четко дал понять, что на переговорах в Париже тема выборов и поиска компромисса с принятием избирательного закона будет одной из главных. "Нам нужны компромиссы в принятии закона о выборах, который является предпосылкой для возможности проведения выборов на востоке Украины", - отметил он. По словам руководителя внешнеполитического ведомства ФРГ, это будут основные вопросы, которые главы МИД «нормандского формата» обсудят в Париже.

РОМАН БЕЗСМЕРТНЫЙ: У ТЕХ, КТО ВБРАСЫВАЕТ ТЕМУ ВЫБОРОВ, ХОЧЕТСЯ СПРОСИТЬ: «РАЗУМ, ГДЕ ТЫ?»

При отсутствии достижения полного перемирия, освобождения всех пленных и обеспечения безопасности стабильности возникает простой вопрос, как можно так быстро провести выборы, при чем - даже без обсуждения самого закона. Представитель Украины в политической подгруппе Трехсторонней контактной группы Роман Бессмертный отмечает, что на переговорах тема закона о выборах даже не поднималась: "До нынешнего момента в Минске обсуждали только модальности выборов, а не закон о выборах». Бессмертный сказал, что ему хочется спросить тех, кто при сегодняшнем кризисе вбрасывает тему выборов: "Разум, где ты?". Ведь, по его убеждению, это только усилит политический кризис, еще больше возмутит общество. «Люди этого не поймут. Как только запустится тема закона о выборах, поднимется тема амнистии. За полгода невозможно провести выборы на оккупированной территории. Возьмите хотя бы тему регистра избирателей, его нет. За эти два года кто-то родился, кто-то достиг 18 лет, кто-то умер, уехал. Реестра нет. Чтобы его составить нужно время", - резюмировал Бессмертный.

ЗАЯВЛЕНИЕ О НЕОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ ПРИВЯЗКИ ВЫБОРОВ К БЕЗОПАСНОСТИ – «ТЯЖЕЛЫЙ НЕМЕЦКИЙ ЮМОР».

Политолог Виктор Небоженко убежден, что для "нормандской четверки" важна европейская безопасность, а не выборы на Донбассе, и поэтому основным вопросом повестки дня встречи в Париже будет влияние конфликта на востоке Украины на европейскую безопасность, а не решение проблемы мироустройства Донбасса путем выборов.

"Запад заинтересован не в нашей демократии, а в том, чтобы конфликт на востоке нашей страны был максимально безопасным для Европы. Европа поняла, что он будет долгим, что Россия не отступит, поэтому главным вопросом будет проблема европейской безопасности, а не мироустройство Донбасса, поскольку безопасность не включает легализации сепаратистских бандформирований на территории Украины", - сказал Небоженко в эксклюзивном комментарии Укринформу.

Он добавил, что от встречи "нормандской четверки" не стоит ждать прорыва, но если его прогноз повестки дня подтвердится, то это тоже очень важно для Украины, поскольку совпадает с нашей позицией. "Мы можем ожидать, что речь пойдет о создании серьезных мониторинговых структур, которые позволяют фиксировать любые нарушения, то есть, о прозрачности, замораживании каких-то процессов, а самое главное - прекращение огня и гибели людей", - подчеркнул Небоженко.

По мнению политолога, само появление нормандского формата свидетельствует об осознании европейской дипломатией неэффективности Минского процесса.

"Нормандская четверка" прячет неэффективный Минский переговорный процесс. Это очень важно. Появление "нормандской четверки", на языке дипломатов, говорит о том, что от Украины уже не потребуют изменений в Конституцию, а речь пойдет о формировании некой внешней системы безопасности в зоне АТО. А это уже немножко другие претензии, и это очень хорошо", - считает Небоженко.

Комментируя заявление министра иностранных дел ФРГ о том, что несоблюдение боевиками безопасности не должно оправдывать отсутствие подготовки к выборам на Донбассе, политолог отметил, что это "тяжелый немецкий юмор".

"В Европе все прекрасно понимают, на чьей стороне Штайнмайер, поэтому для них нет ничего удивительного в том, что он озвучивает позицию Кремля. Но, несмотря на глубокое дипломатическое искусство Штайнмайера, все же в Германии решения принимает канцлер, а не министр иностранных дел, а Меркель не заявляла о том, что сначала выборы, а потом безопасность, она сказала наоборот", - подчеркнул Небоженко.

Подытоживая, политолог выразил мнение, что "большие страны" должны взять на себя те решения, которые они должны выполнять в рамках Будапештского меморандума о гарантии безопасности Украины. "Мы два года назад об этом говорили, просто они сейчас это начали", - отметил Небоженко.

ФРАНЦИЯ, ГЕРМАНИЯ И США БУДУТ ТРЕБОВАТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ МИНСКИХ ДОГОВОРЕННОСТЕЙ

Выступая в понедельник перед членами Совбеза ООН в Нью-Йорке в качестве председателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, глава МИД Германии заявил: "Вместе с нашими французскими коллегами мы, как и раньше, склонны к поддержке Минского процесса в "нормандском формате", и я рассчитываю на поддержку Совета Безопасности в связи с этим".

Министр вновь напомнил о неоценимой помощи ОБСЕ в украинском конфликте и о том, что без специальной мониторинговой миссии стороны не достигли прогресса, который мы наблюдаем в военной деэскалации и изъятии оружия. Одновременно он выразил серьезную озабоченность продолжающимися нарушениями режима прекращения огня и ограничением доступа для СММ.

Постоянный представитель Франции при ООН Франсуа Делаттр, выступая в дебатах после речи Штайнмайера, также подтвердил, что, кроме вопросов перемирия, в Париже будут рассмотрены и «другие мероприятия, предусмотренные Минскими соглашениями, в частности, конституционная реформа, децентрализация и специальное избирательное законодательство для Донбасса». Саму встречу «нормандской четверки» дипломат из Франции назвал «важнейшим моментом в посреднических усилиях в урегулировании конфликта».

По словам Делаттра, урегулирование украинского кризиса – «приоритет для Франции», и она полна решимости продолжать усилия в «нормандском формате» относительно полного выполнения Минских договоренностей, что являются единственно возможными рамками для мирного урегулирования этого конфликта. Постпред также подчеркнул, что целью Парижа в перспективе остается возвращение Украины в международно признанные границы, что означает восстановление контроля над Крымом.

Тезис о том, что реализация Минских договоренностей - это единственный путь к устойчивому политическому решению, а их невыполнение подорвет доверие ко всему процессу, озвучили по итогам переговоров в Вашингтоне глава МИД США Джон Керри и его немецкий коллега. Они также заявили, что настаивают на решительных шагах в исполнении Минских договоренностей уже в ближайшие недели.

«Готовность всех сторон конфликта к реализации реальных шагов очень ограничена. Если уже в ближайшие недели такие шаги не будут сделаны, придется признать, что минский процесс провалился», - сказал Штайнмайер. Он призвал не допустить такого, подчеркнув, что «процесс имплементации - это вопрос доверия», и напомнил, что обе стороны конфликта признают договоренности «Минск-2» основополагающим документом урегулирования.

Госсекретарь Керри со своей стороны заявил, что обе стороны - не только Россия, но и власти в Киеве - «должны показать усилия». При этом, от России нужно, чтобы она гарантировала, что сепаратисты будут выполнять свою часть договоренностей.

ЭКСПЕРТ СЮЗАН СТЮАРТ О ВОЗМОЖНОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ТАКТИКИ ПЕРЕГОВОРОВ

Оценивая возможность изменения шагов Киева и Москвы в рамках «минских договоренностей», эксперт фонда «Наука и политика» Германского института международной политики и безопасности Сьюзан Стюарт считает, что ситуация может измениться, но не скоро.

Сюзан Стюарт, которая только что завершила очередное исследование по Минским соглашениям и собирается посетить Украину, отметила, в частности: «нельзя исключать того, что одна из сторон или сразу обе (Украина и Россия) изменят свои расчеты в какой-то момент. Однако, этого точно не произойдет в «нормандской встречи».

Она не думает, что от предстоящей встречи министров «нормандского формата» стоит ждать каких-то прорывов. Вряд ли, по мнению эксперта, в ближайшем будущем и Россия, и Украина будут «существенно больше» в рамках Минска, чем они делают сейчас. Россия не заинтересована в том, чтобы позволить сделать оккупированные территории более открытыми, в том числе для наблюдателей ОБСЕ. Вместо этого она предпочитает делать акцент на обязательствах Украины в Минских договоренностях. Украинские руководители, в свою очередь, не имеют поддержки большой части элиты и населения для дальнейшего выполнения Минских соглашений. По крайней мере, до тех пор, пока Россия и сепаратисты не сделают большего для обеспечения безопасности на оккупированных территориях. «Таким образом, мы сейчас в тупике», - констатирует Стюарт.

Германия и Франция оказывают давление на Украину и Россию в вопросе продвижению минского процесса. Это особенно важно для Германии как нынешнего председателя ОБСЕ. Кроме того, и Берлин, и Париж хотели бы достичь некоторого пункта, который стал бы оправданием для снятия некоторых санкций ЕС против России», - считает Стюарт.

Россия, по ее мнению, сначала попробует добиться отмены санкций без демонстрации гибкости. Но если увидит, что это не срабатывает, то есть если летом санкции вновь будут продолжены, Москва может изменить тактику и стать более готовой к компромиссам по некоторым пунктам. Поведение Кремля зависит, к тому же, и от других факторов, таких как цены на нефть и развитие событий в Сирии.

В Украине же многое будет зависеть от исхода нынешней внутриполитической борьбы. Хотя, уточняет Стюарт, приход более ориентированной на реформы команды не обязательно внесет коррективы в отношение к Минских договоренностей. Более того, это может даже осложнить процесс получения необходимых голосов при принятии необходимых законов. «Но важно помнить, что отказ от Минских соглашений вряд ли приведет к появлению лучших и более работающих договоренностей. Кроме того, это может поставить под вопрос санкции ЕС против России, которые сейчас связали с полным выполнением Минских договоренностей», - предупреждает она.

По мнению аналитика, до того, как переходить к «спорным политическим пунктам» минского пакета, нужно концентрироваться на первых 7-и или 8-и с тем, чтобы создать более безопасную и более гуманную ситуацию» на оккупированных территориях Донбасса. Обе стороны - Украина, с одной стороны и Россия с сепаратистами с другой - должны сделать свой вклад к тому, чтобы перемирие соблюдалось, и происходил обмен пленными. Россия должна использовать свое влияние на сепаратистов с тем, чтобы те позволили наблюдателям ОБСЕ попасть во все точки. Также в рамках контактной группы под эгидой ОБСЕ должна вестись дискуссия о том, какие группы попадут под амнистию. И наконец, обе стороны должны увеличить усилия для улучшения гуманитарной ситуации путем упрощения доступа к логистическим центрам, созданных Киевом. Россия и сепаратисты обязаны дать постоянный доступ на территорию международным гуманитарным организациям. «Только заметные успехи по этим позициям могут создать предпосылки для того, чтобы говорить о выполнении завершающих пунктов, тех, которые касаются конституционных изменений, проведения выборов и установления контроля над границей», - резюмирует Сюзан Стюарт.

МИД ГЕРМАНИИ: НАЗВАТЬ ТОЧНУЮ ДАТУ ВЫБОРОВ НЕВОЗМОЖНО

2 марта, накануне встречи в Париже, МИД Германии озвучило свою очередную позицию относительно выборов на Донбассе.

Ее суть сводится к тому, что Берлин пока не берется называть дату голосования. Официальный представитель МИД ФРГ Мартин Шефер заявил, в частности: «Чем быстрее пройдут выборы, тем лучше будет для Минского процесса». Однако, отметил он, «назвать точную дату выборов, пока нет деталей соответствующего закона, не говоря уже об обеспечении безопасности для проведения таких выборов, невозможно».

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ В ОБСЕ БЕРЛИН НАЦЕЛИЛСЯ НА ДОСТИЖЕНИЕ ПРОГРЕССА В РЕАЛИЗАЦИИ МИНСКИХ СОГЛАШЕНИЙ

На переговорах министров иностранных дел в формате «нормандской четверки», запланированных на четверг 3 марта в Париже, западные партнеры будут настаивать, чтобы Украина уже в ближайшее время приняла закон о местных выборах в отдельных районах Донецкой и Луганской области.

Такое мнение в комментарии корреспонденту Укринформа выразил политолог, председатель правления East European Security Research Initiative, Максим Хилько.

«Украине на этих переговорах нужно быть готовой к очень сложному разговору, потому что в соответствии с заявлением немецкого министра (министра иностранных дел ФРГ Франка-Вальтера Штайнмаера – ред.), очевидно, что, председательствующий в ОБСЕ Берлин нацелился на достижение определенного прогресса в реализации Минских соглашений - имеется в виду принятие закона о проведении выборов на Донбассе... Украину будут побуждать принять закон о проведении выборов уже в ближайшее время», - сказал он.

В то же время эксперт не исключил, что при этом Киеву будут предлагать определенный компромисс. По его словам, компромисс может заключаться в том, что Россия не очень будет настаивать на «особых требованиях» к тексту самого закона.

«Мы понимаем, что Москве не так важно, в принципе, какой будет текст данного закона о выборах, главное, чтобы он формально появился и появилось формальное основание у контролируемых Кремлем сепаратистов провести выборы», - объяснил Хилько, добавив, что сомневается в соблюдении сепаратистами требований закона в случае его принятия.

Политолог убежден, что Москва признает выборы на Донбассе легитимными, а вот сделает ли то же Запад, будет зависеть от того, насколько Европа будет хотеть продемонстрировать прогресс в исполнении Минских соглашений и снять санкции с России.

«Украине нужно будет максимально отстоять свою позицию. Если не удастся избежать необходимости принятия закона о выборах еще до установления мира, то тогда по крайней мере нужно максимально четко прописать в договоренности о тексте такого закона предпосылки проведения выборов. Туда нужно записать и прекращение огня, и деятельность миссии ОБСЕ по всей территории Донбасса, включая границу, и соответствие этих выборов украинскому законодательству, включая участие украинских партий, вопросы  голосования переселенцев, деятельность украинских СМИ и т.п.», - подчеркнул эксперт.

По мнению Хилько, Европа так настаивает на принятии закона о выборах на Донбассе по двум причинам: во-первых, он станет еще одним рычагом, чтобы требовать от РФ выполнения ее части договоренностей, а во-вторых, предоставит европейским политикам аргументы для обоснования  перед своими избирателями, почему необходимо продолжать санкции против России.

ФЕСЕНКО: МЫ НЕ МОЖЕМ БЫТЬ ГИБКИМИ В ОДНОСТОРОННЕМ ПОРЯДКЕ

Украина не должна быть гибкой в одностороннем порядке в вопросе выборов на Донбассе во время встречи "Нормандской четверки", которая состоится 3 марта в Париже.

Такую позицию в комментарии корреспонденту Укринформа озвучил политолог, руководитель Центра политических исследований "Пента" Владимир Фесенко.

"Мы не можем быть гибкими в одностороннем порядке. Наша позиция должна быть принципиальной, а не гибкой. Если мы будем гибкими в одностороннем порядке, то мы будем проигрывать", - сказал Фесенко.

Так, по его словам, сейчас есть ряд принципиальных позиций, так называемая "красная линия", за которую не стоит переступать. В частности, прекращение военных действий, реальный отвод тяжелого оружия и обмен заложниками. "А вопрос выборов должен решаться только в связи с выведением иностранных наемников из зоны конфликта и с пошаговой передачей контроля над границей в подчинение Украины", - отметил политолог.

При этом Фесенко подчеркнул, что в избирательном процессе на Донбассе должны принимать участие украинские политические партии, вынужденные переселенцы - как избиратели или кандидаты, а также должна быть обеспечена деятельность украинских СМИ.

"Если не будет выполнения этих принципиальных позиций, то для нас эти выборы теряют какой-либо смысл. Мы не можем идти на уступки только ради выборов. Они не являются для нас самоцелью. Для нас целью является возвращение этих территорий в состав Украины", - подчеркнул он.

В то же время Фесенко сознался, что не ожидает от завтрашней встречи "Нормандской четверки" прорыва: эта встреча, скорее всего, "должна способствовать реанимации переговорного процесса". Главной проблемой на переговорах будет оставаться реальное перемирие в Донбассе, поскольку все другие вопросы без прекращения военных действий не имеют смысла.

"По поводу выборов ситуация еще хуже. По подтверждениям Романа Бессмертного, на сегодняшний день нет реальных попыток найти компромисс: и сепаратисты и российская сторона выдвигают ультиматумы и требуют односторонних уступок от украинской стороны. Поэтому я на данный момент не ожидаю какого-то прорыва от этой встречи "Нормандской четверки". В прошлом году на таких встречах был достигнут только один конкретный результат, который был реализован, и то с пятой попытки - это договоренность об отводе оружия среднего калибра", - констатировал политолог.

Напомним, нормандский формат - тип встреч в четырехстороннем формате: Украина-Германия-Франция-Россия по мирному урегулированию вооруженного конфликта на востоке Украины, развязанного Россией в 2014 году. Основан 6 июня 2014 года в ходе встречи глав четырех государств в Нормандии (Франция) в рамках празднования 70-й годовщины высадки союзнических войск в Нормандии в годы Второй Мировой войны.

В Нормандском формате состоялось четыре встречи первых лиц Украины (П.Порошенко), Германии (А.Меркель), Франции (Ф.Олланд), России (В.Путин), начиная с июня 2014 года. Еще одна встреча в августе 2015 года прошла без участия российского президента. Вместе с тем, в Нормандском формате переговоры продолжаются во время телефонных разговоров.

Нормандский формат предусматривает также отдельные встречи министров иностранных дел четырех стран без участия глав государств Нормандской четверки. Всего прошло 10 таких встреч.

Последний саммит в Нормандском формате на уровне министров иностранных дел Украины, Германии, Франции и России состоялся 13 февраля 2016 года на Мюнхенской конференции по безопасности. Тогда Францию представлял политдиректор МИД Франции Николя де Ривьер. На этой встрече впервые заговорили о Крыме, расширив таким образом спектр вопросов Нормандии. До этого Нормандские переговоры касались исключительно тематики Донбасса, направленной на мирное урегулирование кризисной ситуации в восточной Украине на базе Минского соглашения, с учетом устойчивого политического процесса.

Ольга Танасийчук, Берлин; Надежда Юрченко, Елена Литвиненко, Ирина Демура, Киев


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-