Существует ли парламентская коалиция?

605
Ukrinform
Чтобы удостовериться в параметрах коалиции, нужно посчитать... и изучить опыт августа 2014 года

Сколько людей, столько и мнений. В нашем же случае, который касается парламентской коалиции, у каждого депутата и эксперта свой взгляд на то, существует ли сегодня коалиция, или она распалась, правовые основания ее нынешнего функционирования (при наличии заявлений нескольких фракций о выходе из коалиции).

Мы пытались разобраться, на каких юридических и законодательных нормах основывается работа коалиции, должны ли депутаты инициировать еще какие-то шаги, чтобы доказать сам факт существования или распада коалиции?

Восстановить стабильность проевропейской коалиции и дать возможность правительству работать и отвечать перед народом, забыв о политических распрях, уже на этой неделе предложил участникам политического процесса премьер-министр Украины Арсений Яценюк. В свою очередь, председатель Верховной Рады Владимир Гройсман заявил, что сейчас Украине необходим четкий план действий дальнейшего развития, вокруг которого готовы объединиться почти все фракции коалиции «Европейская Украина».

Как отреагируют лидеры фракций на такие предложения и заявления? Ведь на данном этапе нам известно, что "Батькивщина", выйдя из коалиции, начала отсчет 30-и дней, за которые необходимо сформировать новую коалицию; во фракции "Самопомощь" считают, что действующая коалиция формально сохраняется, хотя также озвучили заявление о выходе из коалиции. Причем, обе фракции отозвали и подписи депутатов. А вот фракция «Радикальной партии», несмотря на то, что вышла из коалиции еще в сентябре прошлого года, подписи своих нардепов не отозвала, мотивируя тем, что не видит в этом целесообразности.

КОАЛИЦИЯ - ВОПРОС НЕ БУМАГИ, А ЖИВЫХ ЛЮДЕЙ

Борис Беспалый, политический эксперт:

- Сегодня ситуация с существованием коалиции неопределенная, и каждый трактует, как ему удобнее. Ляшко говорит, что коалиции не существует, потому что входить к большинству по новому - это выдвигать новые условия и торговаться. Гройсман говорит, что существует, потому что ему удобнее.

Юридическая сторона существования коалиции четко не прописана. Коалиционное соглашение подписали люди. С другой стороны, субъекты коалиции не люди, а фракции. Когда Иван Плющ говорил, что не хочет быть в коалиции с Тимошенко, а КС сказал: «Нет. Фракция в коалиции, значит и вы там». А в 2010 году разрешили формировать коалицию на основе индивидуального членства. Нет четко прописанных правил. И потом, как выходить из коалиции? Или надо каждому отозвать отдельно свою подпись? Или достаточно заявления от имени всей фракции? Поэтому это - вопрос, который подлежит толкованию. Но есть фактическая сторона дела. Если коалиция есть, то покажите товар лицом. Вопрос коалиции - вопрос не бумаги, а живых людей. Есть или нет коалиции, показывает голосование. Поэтому, чтобы не будоражить общество, спикер имел бы фактически подтвердить ее ну, скажем поднятием рук. Ну нет детализированной процедуры создания коалиции. Я считаю, что она и не нужна, когда есть живые люди. Правовые основания существования коалиции определены Конституцией, а определить, есть ли коалиция, можно, только физически предъявив этих людей.

Конституционный суд не устанавливает факты, а толкует законодательство, использует факты, установленные судами общей юрисдикции. А в данном случае речь идет об установлении факта. Ну как КС установит факт существования или не существования коалиции? Поэтому, тем, кто считает, что коалиции нет, им ничего не надо доказывать, а тем, кто считает, что она есть, просто завести в зал парламента и попросить зарегистрироваться. Дайте сигнал, и факт будет установлен.

КОАЛИЦИЯ - ВОПРОС НЕ ЗАКОНА, А ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Александр Барабаш, президент ассоциации народных депутатов Украины:

- Вопрос формального существования или не существования коалиции - глубоко вторичный. Ибо это право, а не обязанность президента - распускать парламент. У президента свои соображения, он не готов. И мне кажется, что лучше, чтобы он это сделал, для действующей власти лучше распустить. Потому что чем дальше, то тем хуже будет результат для действующей власти. Это вопрос, который относится к политико-правовой культуре, а не юридическим нормам. Есть желание договариваться и действовать вместе, то найдут Конституционные и регламентные нормы, и все едет, а нет, то начинают искать юридические зацепки и возможность поговорить об этом, иметь выгоду с этого. В основе совместной работы парламентского большинства лежит культура и воля, а не формальные нормы. Даже КС дал толкование относительно того, как формируется коалиция.

Коалиция - лишь средство, технологический прием превращается в смысл существования парламента. Нигде это так не конститується, как у нас. Большинство парламента - конституционный институт, это просто порядок организации. Я категорический противник такой конституционной организации. Парламентское большинство - это лишь политическая воля и политическая культура.

Ставят вопрос так, будто Верховная Рада существует для коалиции. Есть парламентское согласие - правила, как ее составляют, и другие формальные условия найдутся. А как нет, то разные люди будут жонглировать нормами.

Мне кажется, что Верховная Рада себя исчерпала. Доверие народа сильнее всех писаных норм. Все остальное: способы и механизмы, а не цели. И они сами не знают, есть ли коалиция, или нет. Не знают, написал Ляшко заявление или нет. И когда серьезные люди, которые обходятся стране в миллиард ежегодно, занимаются тем, что то пишут, то не пишут заявления - это страшно. Еще полгода будет колотиться ситуация. Но перевыборы - мощный стабилизирующий фактор. Новая Верховная Рада получит новый кредит доверия еще на год минимум.

Выборы будут досрочные. Не весной, так весной следующего года. Уже не оживить парламент. Большинство людей вернется в новый парламент. Но у общества будет согласие, что произошло обновление.

А что думают по этому поводу в парламенти?

СУЩЕСТВОВАНИЯ КОАЛИЦИИ ДЕ-ЮРЕ УЖЕ НЕ ВАЖНО

Леонид Емец, народный депутат, фракция «Народный фронт»:

- Конкретный ответ относительно существования коалиции может предоставить Аппарат Верховной Рады, потому что все зависит от количества подписей нардепов. Но юридическое существование коалиции не имеет никакого смысла, если в зале отсутствуют 226 голосов для принятия решений. Очень часто часть фракции не голосовала в зале, сокращая количество голосов коалиции. Поэтому коалиция де-юре существовала и раньше, а де-факто сейчас - нет. Для меня, как политика, важное существования коалиции де-факто".

Депутат добавил, что, согласно решению Конституционного Суда от 2010 года, коалиция формируется конкретно от народных депутатов и туда имеют право входить и внефракционные, и исключены из фракций нардепы.

- Поэтому это делает важным установление конкретного количества депутатов, которые своими подписями засвидетельствовали вход к коалиции. Возникают дискуссии, потому что когда Верховная Рада вернула Конституцию 2004 года, то изменений в регламент внесено не было, и там нет никакого упоминания относительно формирования коалиции, - пояснил Емец.

Он отметил, что для избежания дискуссий нужно или решение Конституционного Суда, или применение аналогий.

- Применение аналогии - если где входили в коалицию путем подписания своих личных заявлений, а не только фракционной принадлежностью, то наверное по такой же процедуре они должны покидать коалицию", - сказал Емец.

Отвечая на вопрос, обсуждала фракция Народного фронта возможность обращения в КС за разъяснениями, Емец отметил: "мы обсуждали, но для обращения в КС, думаю, должна быть согласованная позиция всех политических фракций".

НЕ НУЖНО НИКАКИХ ЛИЧНЫХ ЗАЯВЛЕНИЙ О ВЫХОДЕ ИЗ КОАЛИЦИИ

Андрей Лозовой, народный депутат, фракция «Радикальной партии»:

- Мы, когда 1 сентября 2015 года - ред.) вышли из коалиции, у них (коалицианты - ред.) полгода не было сомнения, что нас в коалиции нет. Поэтому сейчас они откровенно лгут людям, что будто бы мы в коалиции, пытаясь этого покойника спасти. Есть решение фракции, мы подали заявление, все необходимые документы. Заявление Гройсман с трибуны объявил. Никаких личных заявлений не нужно, - сказал народный депутат.

Фото: asn.in.ua

В то же время он подчеркнул: ни Регламент Верховной Рады, ни Конституция Украины никак не прописывают личное членство парламентариев в коалиции. Поэтому, по его словам, народные депутаты из «Радикальной партии» не должны подтверждать свой выход из коалиции написанием отдельных заявлений об отзыве подписей из-под Коалиционного соглашения.

КОАЛИЦИЯ СУЩЕСТВУЕТ, И ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ ПОКА НЕТ

Мнение осведомленного источника:

На сегодня действует норма Конституции, статья 83, которая говорит о том, что в результате выборов депутатские фракции в Верховной Раде на основе согласования политических позиций формируют коалицию депутатских фракций. Однако, у нас есть решение Конституционного суда от 2010 года о том, что в состав коалиции могут входить и единолично народные депутаты Украины. Таким образом, к содержанию конституционной нормы, которая говорит о том, что на основе согласования политических позиций формируется коалиция депутатских фракций, следует подходить критически.

Ведь мы имеем смешанную избирательную систему, при которой 225 депутатов избираются по пропорциональной избирательной системе, а 225 - по мажоритарным округам. То есть, может быть такая ситуация, когда ни один мажоритарщик не захочет входить в коалицию. Правильно? Например, на выборах победили три партии, они сформировали свои фракции, и у них 225 депутатов. И ни один из депутатов-мажоритарщиков не хочет входить в коалицию. Что дальше? А следствием того, когда в течение установленного Конституцией срока не была сформирована коалиция, должно стать досрочное прекращение полномочий, со следующими выборами.

Итак, сейчас существует решение Конституционного суда о толковании конституционных положений, согласно которым могут входить единолично народные депутаты Украины в состав коалиции.

К сожалению, по состоянию на сегодня регламент Верховной Рады, после восстановления редакции Конституции 2004 года законом от 21 февраля 2014 года, не был приведен в соответствие восстановленных положений Конституции. В том числе, и в части возможности формирования коалиции депутатских фракций. На нынешний день таких положений не существует в самом регламенте. При этом, после знаменитого решения Конституционного Суда от 30 сентября 2010 года, которым была восстановлена редакция Конституции 1996 года, 7 октября был принят Закон, которым было изъято положение относительно коалиции и ее формирование из Закона о регламенте.

Именно поэтому и возникают разные точки зрения. И кое-кто утверждает, что вообще нельзя прекратить коалицию, поскольку нет закона. Но, если сейчас нет закона, то тогда не было закона и относительно ее формирования. Правильно?

Учитывая это, встает вопрос - а каким образом сформировали коалицию? А сформировали ее на основании того, как понимали утверждение "нормы Конституции являются нормам прямого действия". Исходя из этого аспекта, а также из парламентских "прецедентов", парламентской практики, и была сформирована коалиция, подписано соглашение между депутатскими фракциями - депутаты единолично подписали, фактически поставили подписи в списках фракций о вхождении в состав коалиции.

Таким образом, коалиция формировалась на основании соглашения, и плюс должны быть, и очевидно они есть, списки с личными подписями народных депутатов - членов соответствующих депутатских фракций. Хотя, по некоторой информации, эти списки были переданы в аппарат Верховной Рады. Хотя это не предмет моего внимания, и я не занимаюсь учетом этих списков.

Сейчас стоит вопрос о том, имеют ли право фракции на выход из состава коалиции? Очевидно, если они принимали решение о вхождении в свое время при наличии на то регламентных положений, но при существовании конституционных положений относительно возможности создания коалиции депутатских фракций, то они могут принять решение и о выходе. Как известно, в феврале две фракции передали свои решения, обращение к председателю Верховной Рады относительно обнародования решений о выходе - это "Батькивщина" и "Самопомощь" - и добавили к ним списки народных депутатов, членов фракции с персональным подписью народных депутатов относительно выхода из фракции. Фракция "Радикальной партии" Олега Ляшко еще в сентябре прошлого года заявила о выходе из состава коалиции депутатской фракции в Верховной Раде восьмого созыва, подав выписку из протокола и сделав соответствующее заявление. Между тем, насколько мне известно, возможно, это не соответствует действительности, но списки состава фракции с персональными подписями тогда не были поданы.

Это то, что имеет место на сегодняшний день.

Чтобы ответить на вопрос, есть ли у нас коалиция или нет, нужно посчитать количественный состав одной фракции за минусом тех, кто заявил о выходе, второй фракции за минусом тех, кто вышел, а также учесть списки тех депутатов, единолично заявили и поставили подписи о вхождении в состав коалиции. Потом подытожить - если есть 226 депутатов в двух фракциях плюс в отдельных списках, значит есть коалиция. Если нет, то тогда ситуация уже другая.

Думаю, что это должно интересовать и Регламентный комитет, и тех лидеров фракций, которые не приняли решение о выходе из коалиции, решение о которых не было проинформировано на пленарном заседании Верховной Рады.

Потому, что, согласно ранее существующих норм, которые дали основания для формирования парламентского прецедента, уведомление о формировании коалиции было сделано на пленарном заседании Верховной Рады. Поэтому и сообщение о выходе отдельных фракций из состава коалиции делается председательствующим на пленарном заседании.

Раньше так и было. Несмотря на отсутствие в Регламенте положений относительно порядка формирования и прекращения коалиции, было сообщено и о формировании коалиции в декабре 2014 года, и проинформированы о решении фракций о выходе из состава коалиции.

Думаю, что и Регламентный комитет, и руководители фракций, о которых шла речь, должны были бы объявить о том, сколько депутатов находится в составе коалиции на этот момент. Это в принципе не сложно сделать.

С момента сообщения на пленарном заседании о том, что нет 226 народных депутатов в составе коалиции - то считайте, что коалиция исчезла. И начинают действовать требования Конституции относительно формирования коалиции в 30-дневный срок. В случае, если новая коалиция не будет сформирована, то тогда - новые досрочные парламентские выборы.

Но, насколько я понимаю, коалиция существует, и оснований для проведения выборов пока нет.

Отсчет должен начинаться после объявления на пленарном заседании?

По крайней мере, если было объявлено о формировании коалиции, то и о прекращении коалиции в связи с отсутствием в ней 226 депутатов, по моему мнению, тоже должно быть объявлено на пленарном заседании.

По крайней мере, если вы вспомните в августе 2014 года, когда "Удар" выходил из состава коалиции (возьмите стенограмму августовского пленарного заседания и что было сказано председательствующим на пленарном заседании), и когда исследуете, тогда вам станет понятно к концу и практику реализации.

Кстати, в 2014 году в августе не было у нас положений в Регламенте относительно коалиции. Но у нас внеочередные выборы состоялись? Ничего не появилось в Регламенте и после этого. Я думаю, что вам поможет изучение стенограммы относительно событий с прекращения коалиции в августе 2014 года.

Василий Короткий, Елена Литвиненко, Лана Самохвалова, Божена Чекусь, Київ.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-