Оффшоры в законе

Оффшоры в законе

940
Ukrinform
Для украинского бизнеса «оффшорный рай» стал доступным уже в 1991 году

Уже двое суток украинское информпространство лихорадит из-за «панамского скандала». Обнародование расследования Международного консорциума журналистов-расследователей (ICIJ) в отношении высокопоставленных клиентов панамской юридической компании Mossack Fonseca обострило вопрос декларирования доходов, уплаты налогов и конфликта интересов, а также заставило задуматься – а что же такое оффшоры и как их деятельность коррелируется в рамках украинского законодательства и международного частного права?

Что такое оффшор?

Оффшорная компания — это компания, пользующаяся льготами в сфере налогообложения, и зарегистрированная в оффшорной зоне, то есть в стране или на территории, целенаправленно привлекающей международный бизнес путем предоставления ему налоговых льгот. Так называют страны и юрисдикции, где для компаний-нерезидентов установлены низкие или нулевые налоги, а собственникам предоставляют широкие возможности скрыть факт участия в бизнесе. К оффшорам, прежде всего относят островные государства карибского бассейна: Панама, Белиз, Британские Виргинские острова.

Кто такой регистрационный агент?

В большинстве оффшорных зон бизнесмен не может напрямую зарегистрировать компанию, ему необходимо обратиться к регистрационному агенту. К таким относится, например, и Mossak Fonseca. Регистрационный агент от своего имени подает документы на регистрацию компании. Он сохраняет реестр директоров и совладельцев. Как правило, регистрационные агенты предоставляют широкий набор сопутствующих услуг: его сотрудники могут выступать номинальными владельцами и номинальными директорами по просьбе клиента. Согласно закону, регистрационный агент должен знать реального владельца компании. Для регистрации оффшора от будущего владельца, как правило, нужен паспорт, рекомендация банка и какой-нибудь счет за коммунальные услуги, чтобы подтвердить адрес проживания.

Посредники при регистрации

Регистрационный агент - единственный посредник между бизнесменом и его бизнесом. Дела от имени клиента чаще всего ведут специальные компании, которые управляют его активами. Цепочка посредников может быть достаточно длинной. Например, дела от имени клиента могут вести сотрудника банка, которые в свою очередь нанимают юридическую компанию, а та уже непосредственно работает с регистрационный агентом.

Имеют ли право украинские бизнесмены открывать оффшорные компании?

Впервые украинские бизнесмены получили возможность открывать оффшорные компании в 1991 году. В апреле 1991 года швейцарская компания Riggs Walmet Group объявила о том, что выходит на украинский рынок с предложением об организации компаний. Предлагалась не только помощь в создании безналоговых компаний, но и поддержание их деятельности - внесение ежегодных взносов в бюджет страны базирования, обеспечение секретарских услуг по обработке нерегулярной почты, организация ежегодных собраний акционеров, составление балансов и тому подобное.

Сначала это делалось в соответствии с Законом Украины "О налогообложении прибыли предприятий", затем - в соответствии с Налоговым кодексом Азарова-Януковича. Перечень оффшорных зон всегда утверждался актами Кабинета Министров. Практически, такой перечень обновлялся каждый один-три года, иногда – через большие периоды.

Каким законодательным актом регламентируется перечень оффшоров?

Перечень оффшорных зон утверждается распоряжением Кабинета Министров Украины.

В 2015 году правительство принял три распоряжения, которые содержали разное количество оффшорных зон, в частности:

Распоряжение КМУ № 449-р от 14 мая 2015 года «Об утверждении перечня государств (территорий), которые отвечают критериям, установленным подпунктом 39.2.1.2 подпункта 39.2.1 пункта 39.2 статьи 39 Налогового кодекса Украины»;

Распоряжение КМУ от 1 июля 2015 г. № 677 "О внесении изменения в приложение к распоряжению Кабинета Министров Украины от 14 мая 2015 г. № 449" (Официальный вестник Украины, 2015 г., № 54, ст. 1762);

Распоряжение КМУ от 16 сентября 2015 г. № 977-р «Об утверждении перечня государств (территорий), которые отвечают критериям, установленным подпунктом 39.2.1.2 подпункта 39.2.1 пункта 39.2 статьи 39 Налогового кодекса Украины».

Этим документом утвержден такой Перечень государств (территорий), которые отвечают критериям, установленным подпунктом 39.2.1.2 подпункта 39.2.1 пункта 39.2 статьи 39 Налогового кодекса Украины:

Ангилья
Княжество Андорра
Антигуа и Барбуда
Аруба
Содружество Багамских Островов
Барбадос
Королевство Бахрейн
Белиз
Бермудские Острова
Республика Болгария
Босния и Герцеговина
Британские Виргинские Острова
Бруней-Даруссалам
Виргинские острова Соединенных Штатов Америки
Республика Вануату
Гернси
Гибралтар
Особый административный район Китая Гонконг (ЕС)
Гренада
Джерси
Ирландия
Автономное сообщество Канарские острова Королевства Испания
Республика Кабо-Верде
Каймановы Острова
Государство Катар
Кыргызская Республика
Республика Кипр
Автономный край Косово и Метохия Республики Сербия
Кюрасао
Королевство Лесото
Республика Либерия
Княжество Лихтенштейн
Особый административный район Китая Макао
Бывшая Югославская Республика Македония
Федеративная территория Лабуан Малайзии
Мальдивская Республика
Мартиника
Республика Маршалловы Острова
Федеративные Штаты Микронезии
Республика Молдова
Монтсеррат
Республика Науру
Ниуэ
Султанат Оман
Остров Мэн
Острова Кука
Острова Теркс и Кайкос
Республика Палау
Республика Панама
Республика Парагвай
Содружество Северных Марианских Островов
Автономный регион Мадейра Португальской Республики
Республика Сан-Марино
Демократическая Республика Сан-Томе и Принсипи
Республика Сейшельские Острова
Сент-Винсент и Гренадины
Сент-Китс и Невис
Сент-Люсия
Синт-Мартен (Нидерландская часть)
Республика Судан
Демократическая Республика Тимор-Лешти
Туркменистан
Республика Узбекистан
Французская Гвиана
Черногория.

Место оффшоров в экономике Украины

В обществе существует убеждение, что бизнесменов в оффшорные зоны влечет возможность уклонения от уплаты налогов или отмывания «грязных денег».

В контексте Украины оффшорные компании всегда использовались в процессе финансирования украинских проектов из-за рубежа – как текущего, так и долгосрочного. В схемах этого типа широко использовались специализированные компании, расположенные в зонах налоговых льгот.

Украинские банки и финансовые компании использовали оффшорные схемы деятельности на мировых рынках ценных бумаг.

Увеличилась роль оффшорных схем в формировании транснациональных хозяйственных систем, когда оффшорные фирмы встраивались в сеть внешних филиалов украинских предприятий.

Чем обусловлена популярность оффшоров

Существует комплекс факторов, стимулирующих развитие оффшорного бизнеса в Украине. К главным из них относятся: тяжесть налоговой нагрузки и неэффективность фискальной политики, неблагоприятный инвестиционный климат и мощные мотивы к экспорту капитала за рубеж, высокие инвестиционные риски и использование оффшорных схем для сокрытия факта владения инвестиционными объектами в Украине, криминализация экономики и использование оффшорных схем для отмывания доходов, полученных преступным путем.

По мнению экспертов, в течение 1980-х годов в Швейцарию были переведены из Центральной Европы и бывшего СССР миллиарды долларов. У швейцарцев нет однозначного мнения, можно ли считать все эти взносы преступными. Однако по международным стандартам эти деньги попадают в категорию «подозрительных» и могут быть заблокированы.

Для примера, по данным исследования двух американских неправительственных организаций - Center for Tax Justice и U. S. Public Interest Research Group Education Fund, проведенного в 2015 году, пятьсот крупнейших американских корпораций держат в оффшорах более 2,1 трлн долларов доходов. В случае возврата этих средств в США корпорациям пришлось бы уплатить дополнительно 620 млрд долларов налогов. Наибольшую сумму на зарубежных счетах имеет корпорация Apple - свыше 181 млрд долл. За ней идет конгломерат General Electric с 119 млрд "оффшорных" долларов, а также фирма Microsoft, которая держит на зарубежных счетах 108,3 млрд долл.

Укринформ

При подготовке статьи использованы материалы:

Распоряжение КМУ от 16 сентября 2015 г. № 977-р

Налоговый кодекс Украины

Как работают оффшоры: краткий ликбез

Оффшор (Википедия)
 

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-