Лешек Бальцерович: Люди извне должны сыграть свою роль в Украине

Лешек Бальцерович: Люди извне должны сыграть свою роль в Украине

Аналитика
3452
Ukrinform
Все осознают, что демократическая развивающаяся Украина является самой большой угрозой для нынешнего режима в России

Лешек Бальцерович согласился сыграть выдающуюся роль в истории Украины - помочь стране осуществить значительные экономические преобразования в условиях кризиса и российской агрессии. Инициатор ключевых реформ перехода от социализма к капитализму конца 80-х годов, которые вошли в историю под названием “шоковая терапия”, вместе со словаком Иваном Миклошем стал сопредседателем группы стратегических советников, которые будут работать для украинской власти, советником президента Петра Порошенко и его представителем в правительстве страны.

После возвращения из Киева Бальцерович провел в Варшаве брифинг для СМИ. Укринформ предлагает ряд его ответов на вопросы польских журналистов.

В НАЧАЛЕ БАЛЬЦЕРОВИЧ РАССКАЗАЛ, НАСКОЛЬКО ДОРОГО СТОИТ УКРАИНЕ ОТКЛАДЫВАНИЕ РЕФОРМ

- Я хочу начать с очевидного, что не все осознают: демократическая и стабильная развивающаяся Украина, а это - большая страна, важна не только для украинцев, но и для нового, лучшего геополитического порядка, созданного после распада СССР, в том числе и для Польши. Успех Украины будет успехом Польши, поскольку будет защищать нас от большой опасности.

Поэтому, с 1992 года я заинтересовался Украиной, бывал там еще работая в Национальном банке Польши, старался больше читать о ней. Главный вывод: на примере Украины хорошо видно, как дорого стоит откладывание радикальных и всеобъемлющую реформ, которые мы совершили в Польше, начиная с 1990 года. В Украине были реформы, но они были частичными и неполными. В результате этого, там создана система, которая якобы и не была социалистической, но не стала и хорошим капитализмом - с ограниченной конкуренцией, чрезмерной политической властью так называемых олигархов. Стоит сказать, что не все крупные бизнесмены в Украине являются олигархами. Олигархами являются люди, которые начали строить свое богатство, используя свое политическое влияние в мутной системе.

Большинство путает сложную ситуацию в Украине с плохой политикой власти в Украине. Это разные дела

Мы все следили за Оранжевой революцией, а потом были разочарованы, что она не привела к ускорению реформ, хотя некоторые изменения были сделаны. Янукович тоже начал реформы, потом быстро их свернул и занялся максимизацией своего имущества. Потом опять был Майдан - великое событие, организованный срыв гражданского общества, а после Майдана началась российская агрессия - и не только пропагандистская, но и экономическая. Эта российская агрессия (в экономическом плане - ред.) - это так же, как заблокировать экспорт Польши в Германию. Кроме того, в Украине осталось сложное наследство после  лет власти Януковича. Я рассказываю об этом, поскольку большинство путает сложную ситуацию в Украине с плохой политикой власти в Украине. Это разные дела. Никакая экономическая политика в Украине не была в состоянии предотвратить рецессию, ослабление гривни и инфляцию. Учитывая ситуацию, которая требовала изменений, в Украине сделано много шагов, которые дали бы возможность предотвратить экономическую катастрофу. Дефицит бюджета в 2014 году составил 10% ВВП, а в прошлом году он составил 2-3%. Обратите внимание, это изменение, и это в ситуации, в которой Украине, не имея армии, пришлось резко увеличивать расходы на оборону. Изменения происходят, но надо осознавать его масштабы. Между прочим, нынешняя украинская власть сделала то, чего не сделали предшественники: ограничила субсидии - доплаты за газ и тепло. Это приводило к гигантской коррупции, поскольку можно было дешево покупать газ для населения и дорого продавать экономике страны. Новая власть, особенно Национальный банк, предотвратили катастрофу банковской системы стабилизировали ситуацию, остановили дальнейшее падение гривны.

Все повторяют, что в Украине ничего не изменилось. Там многое изменилось, но нужно это понимать

Все повторяют, что в Украине ничего не изменилось. Там много изменилось, но нужно это понимать. Конечно, все еще не сделано, но, например, уменьшено влияние так называемых олигархов. И еще надо будет подумать, что следует сделать, чтобы вообще искоренить это явление.

Уже несколько месяцев подряд я еще более интенсивно интересуюсь Украиной, бывал там несколько раз без особой огласки. Различные спекуляции существуют относительно того, какие должности мне предлагали в Украине. Но я всегда считал, что премьером должен быть кто-то из Украины. В то же время, было принято мое предложение: создать группу стратегических советников, которые будут работать для всей украинской власти - правительства, президента и парламента для улучшения координации и чтобы участвовать в процессах принятия решения, от самого начала. Речь не идет о том, чтобы оценивать что-то по факту, а иметь экспертное влияние на первые проекты, стратегические планы, и мое предложение было принято.

Я предложил выдающемуся словацкому реформатору Ивану Миклошу, который уже два года находится в Украине и советует министерству финансов, стать сопредседателем группы, и он согласился. Нужна очень хорошая команда. Миклош предложил в группу три очень хорошие кандидатуры, я предложил две или три. Моим заместителем будет господин Ежи Миллер, который был моим сотрудником в 1997-2000 годах. Он является одним из выдающихся чиновников государственного уровня. Я не знаю ни одной другой личности, которая имела бы столь хороший опыт на разных должностях. Он владеет не только теоретическими знаниями, но и большим багажом практических знаний. Другим членом группы является Мирослав Чех, который является известным из СМИ и "живым мостом" между Польшей и Украиной. Они оба сейчас находятся в Украине и действуют согласно определенному плану. Кроме того, я также согласился на почетную функцию советника президента и его представителя в правительстве. Это не означает быть членом правительства. Поскольку я не буду в состоянии быть все время в Киеве, моим заместителем в правительстве будет Ежи Миллер. Здесь все будет решать организация и очень хорошая команда.

ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ УКРАИНА ЯВЛЯЕТСЯ САМОЙ БОЛЬШОЙ УГРОЗОЙ ДЛЯ НЫНЕШНЕГО РЕЖИМА В РОССИИ

- Господин профессор, какие проекты вы будете инициировать с самого начала вашей работы?

- Как всегда в таких ситуациях, надо посмотреть на план. Украина имела много предварительных планов, и надо разобраться, какие из них еще функционируют, что надо дополнить. Каждый план украинской власти учитывает путь Украины в ЕС - определенные обязательства в интересах Украины. Это касается также программы, согласованной украинским правительством с МВФ. Эта программа имеет смысл, поскольку учитывает элементы, необходимые для дальнейшей стабилизации ситуации в Украине, улучшения условий для частного предпринимательства, особенно малого и среднего.

Новое украинское правительство вскоре представит очень короткую, но содержательную программу 100 дней, которую я уже имею. Она будет дополняться в сотрудничестве с группой стратегических экспертов.

- Будете предлагать существенные изменения, реформы?

Мы пришли помогать в проведении реформ, что в интересах Украины и косвенно - в интересах Польши и Европы

- Я не требую изменений в Конституцию Украины (смеется). Важным является неформальное сотрудничество. Конечно, если окажется, что что-то не было учтено, а в этом есть необходимость, то мы будем предлагать. Но это не будет происходить по принципу: пойдем сначала к СМИ и будем говорить им, что вот такие плохие украинцы что-то не учли, а будем вести диалог, ведь для этого и существуют партнеры. Мы пришли сюда помогать в проведении реформ, что в интересах Украины и косвенно - в интересах Польши и Европы.

- У вас есть опасения по поводу работы в украинских реалиях?

- Если кто-то испытывает опасения, то пусть не выходит из дома, ведь как только он выйдет из дома, то его может сбить автомобиль. Понятно, что определенные реформы могут быть заблокированы, но не обязательно. Если какие-то реформы блокируются, то это хуже для общества.

- Об опасениях...

- ...Почему вы все говорите о боязни? (смеется).

- Вы не опасаетесь, что можете стать врагом Украины и когда услышите в свой адрес: Бальцерович должен уйти, как вы это слышите в Польше от политических противников?

- В каждой стране, где есть какие-то реформы, всегда найдется кто-то, кто будет повторять эти лозунги. И это должно быть аргументом, чтобы не улучшать жизнь в стране? Это же смешно...

- Как вы лично относитесь к этому вызову? Так же, как когда-то на начале польской трансформации, или по другому?

Не все осознают последствий российской агрессии, в том числе экономической

- Так же серьезно. Почему? Что может быть главнее желание улучшить уклад в стране. Здесь большое значение имеет хорошая команда, которая должна иметь хорошего лидера (смеется). И одно, и второе является необходимым. Сейчас работа ведется согласно определенной стратегии. Здесь нет больших интеллектуальных проблем, когда неизвестно, каким образом и что улучшать (в Украине - ред.). Конечно, еще много всего надо доработать. Однако, самое главное - быть в состоянии реализовать программу, что, между прочим, требует хорошей коммуникации с украинским обществом. Естественно, что много людей видят сложную ситуацию в стране и обвиняют в этом правительство. Впрочем, не все осознают последствия российской агрессии, в том числе экономической. А поэтому люди извне, которые не занимают публичных должностей в Украине, должны сыграть свою роль. Здесь я должен признать, что сколько бы я ни находился в Украине, я не чувствую отсутствия заинтересованности со стороны украинских СМИ. И я постараюсь использовать этот интерес и объяснять, откуда берутся проблемы, что нужно делать, чтобы их решать. Похожая ситуация царит на Западе, где также сложную ситуацию в Украине, возникающую из имеющегося наследия и агрессии России, путают с плохой политикой. Поэтому имею намерение, если будут подтверждаться факты реформ, сразу о них информировать, чтобы больше не путали сложную ситуацию в Украине с плохой политикой украинской власти. Это очень нужно.

Все осознают, что демократическая Украина, которая развивается, является самой большей угрозой для нынешнего режима в России.

- Считаете ли вы, что Владимир Гройсман будет естественным лидером, который объяснит украинскому обществу, возможно с вашей помощью, необходимость этих реформ и будет в состоянии их провести?

- Не требуйте от меня таких категоричных деклараций. Но должен признать, что мои впечатления от общения с господином Гройсманом являются положительными. Он выглядит личностью, которая в состоянии быстро понять суть проблемы, и старательно, но быстро принимать решения.

КОМАНДА И ПОДГОТОВКА ПРОГРАММЫ

- Можете назвать свои первые две-три главнейших предложения во время работы в Украине?

- Первое предложение - создание команды, второе - анализ и подготовка программы, которая должна быть конкретной и одновременно понятной. Эта программа должна быть основанием для принятия очередных практических решений и базой для коммуникации как с украинским обществом, так и с Западом.

- На каких реформах вы хотите сосредоточиться - административных, местного самоуправления, банковского сектора или других?

- Я не говорил, что буду заниматься только банковской системой. Я имею довольно богатый опыт. Мы начали с искоренения той части украинской системы, которая нуждается в исправлении и изменениях. С уверенностью могу сказать, что речь идет о юридическо-административном окружении предпринимательства, особенно в сфере малого бизнеса. Здесь нужны изменения. Это потребует решительных шагов, что потребует быстрых действий, в частности работы агентств или инспекций, если окажется, что предпринимателям препятствуют.

Во-вторых, в Украине есть 1,5 тыс. государственных предприятий, которые либо не действуют, или плохо функционируют, что является типичным для государственного сектора. Необходимым является процесс реструктуризации и после этого через некоторое время приватизации, чтобы не консервировать это состояние, и здесь нет предубеждений со стороны украинской власти.

В-третьих, надо провести аудит законодательства и подумать, что стоит ликвидировать. При этом надо ликвидировать так, чтобы оно потом не возродилось.

Конечно, необходимо стабилизировать бюджет. Здесь нужно особенно подчеркнуть роль министра финансов Натальи Яресько, которая проделала гигантскую работу. Она вместе со своими сотрудниками и правительством Яценюка спасла Украину от бюджетной катастрофы. Но необходимым является укрепление новой стабильности и избежание дестабилизации, в частности путем пересмотра всех секторов экономики по выявлению и устранению случаев монополистских позиций. Из диагноза ситуации вытекают очевидные пункты программы, и власть Украины осознает это.

ПОДДЕРЖКА ЕВРОКОМИССИИ И МВФ

- А вы ставили какие-то условия перед украинской властью: если за полгода, год или два не удастся совершить того и того, то я уйду?

- Нет. Мои партнеры в Украине осознают, что я берусь за выполнение заданий, но не держусь за должности.

- Имеете ли поддержку международных организаций, таких как МВФ и других?

- От президента Порошенко я услышал, и это было подтверждено из других источников, что Евросоюз поддерживает эту инициативу. Выезжая из Киева в пятницу, я имел телефонные разговоры с лицами из Еврокомиссии, которые занимаются Украиной, и постараюсь завязать с ними непосредственные контакты, как с представителями МВФ.

- Есть ли какие-то задумки, как нейтрализовать негативное влияние (для Украины), возникающее из российского торгового эмбарго?

Уменьшение Украиной импорта газа из России до нуля - это мировой рекорд в контексте обеспечения энергетической независимости

Задумки есть, но что можно сделать - это уже другой вопрос. Есть такая пословица: все негативное имеет свои положительные стороны. Возможно, немного утрирую, но в данном случае это подтверждается: произошла реструктуризация украинского экспорта. Для Украины Россия не является крупнейшим партнером, им является Запад, в частности ЕС. Произошло неслыханное уменьшение импорта газа из России. Несколько лет назад Украина импортировала из России свыше 44 млрд куб. м газа, а в нынешнем году - ноль. Это - мировой рекорд в контексте обеспечения энергетической независимости. Это возникает из рационального подхода, частично - из рецессии и в значительной мере - из диверсификации источников энергоснабжения.

- Вы большую часть своего времени будете находиться в Украине?

- Хорошая команда создается для того, чтобы выполнять работу. Большую часть времени я буду находиться в Польше, а по крайней мере раз в две-три недели на протяжении двух-трех дней буду находиться в Киеве.

- А ваш помощник Ежи Миллер будет находиться здесь регулярно?

- Да, конечно.

- Можете ли назвать других лиц, которые будут работать в группе?

- Сначала я их приглашу в группу, а уже потом озвучу эту информацию.

Юрий Банахевич, Варшава
 


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-