Александр Клюжев, аналитик общественной сети «Опора», политолог
Новая ЦИК должена высказаться относительно возможных выборов на Донбассе
19.05.2016 15:42 426

- Общество не доверяет ЦИК. И эти люди не имеют морального права осуществлять данные полномочия. А в этой ситуации политикам очень легко оказывать политические манипуляции с избирательными правами граждан, переводя в плоскость ответственности ЦИК. И это неоднократно делалось. Последняя ситуация, которая у нас была с назначением промежуточных выборов народных депутатов Украины, продемонстрировала - насколько удобно иметь вот эту так называемую «подвешенную ЦИК». То есть, когда постановление о досрочном прекращении полномочий народного депутата идет в Центральную избирательную комиссию несколько месяцев, то возникают вопросы к парламенту. Потому что парламент просто технически должен быстро передать это постановление о прекращении полномочий, и ЦИК должен бы принимать решение. Но руководство парламента этого не делало. В обществе обсуждали, что Центральная избирательная комиссия игнорирует свои полномочия. И все политики будто с этим соглашались, снимая с себя ответственность и даже собственными усилиями демонизируя состав Центральной избирательной комиссии. Так же мы помним ситуацию с покойным Еремеевым. То есть ЦИК, действительно, могла быть более активной в поиске свидетельства о смерти Еремеева. Но, как оказалось, это свидетельство есть в аппарате Верховной Рады. И возникает вопрос, почему аппарат Верховной Рады держал это свидетельство столько времени? И, собственно, опять же, общество реагировало на эту ситуацию с точки зрения ответственности ЦИК, а не руководства парламента. Но если мы получим новый состав ЦИК, политики выйдут из зоны комфорта.

- Почему выйдут? ЦИК - фактически это парафия Президента. Он торгуется с парламентом. ЦИК всегда зависима.

- Нынешние члены ЦИК, которые на чемоданах сидят уже два года, не мотивированы действовать, и не беспокоятся о своей репутации. Когда же придут новые члены ЦИК, им надо показывать эффективность. У нынешних членов ЦИК было понимание, что они в новый состав ЦИК не попадут, поэтому они были готовы терпеть политическую демонизацию и не аргументировать: почему они принимают те или иные решения, и подстраиваются под определенные политические мотивы руководства государства, руководства парламента, политических фракций. С новыми такая история будет невозможной. Они вынуждены будут думать о деятельности ЦИК на среднесрочную и долгосрочную перспективу. У нас есть такое видение, что ЦИК - это орган, который координирует и организовывает только конкретные выборы. Это основная задача. Но в любой цивилизованной стране Центральная избирательная комиссия задает тренд. ЦИК не может формировать законодательное поле, но ЦИК может задавать тренды развития института выборов. Например, надо начинать дискуссию о цифровых выборах.

- Пилотные эксперименты идут. Но они, откровенно говоря, не всегда являются успешными, даже в тех странах, где нет рисков политически мотивированного вмешательства в эти системы. Впрочем, избиратель меняется, он становится все более мобильным и, объективно, мы идем к цифровым выборам. Хотя мы не можем так сразу сказать, что мы отказываемся от традиционных способов голосования. Мы должны пройти долгий путь и обсуждения выбора лучшей технологии, и внедрение проверки через пилотные эксперименты. Но я веду к тому, что у ЦИК есть много работы, которая не связана только с конкретным процессом. Организовать выборы в 5 округах нет никакой проблемы. Для любого члена ЦИК ...

- Политики боятся, потому что это будет четкий социологический показатель для результатов следующих выборов...

- С технологической точки зрения все известно, есть секретариат Центральной избирательной комиссии, который прекрасно владеет инструментарием организации таких выборов. Но скорее всего, их будет проводить уже новый состав ЦИК. Это конституционное право Президента и конституционное право Верховной Рады определить состав, мы лишь должны ставить четкие требования к ЦИК. С одной стороны - деполитизация деятельности, с другой стороны - надлежащая организация избирательных процессов, которые происходят в стране. И третье - это планирование мероприятий по совершенствованию избирательного процесса института выборов. Например, мы говорим много лет, и есть наработки, в том числе экспертной среды о введении системы обучения членов избирательных комиссий.

- Вы о тренингах для членов комиссий?

Любой состав нового ЦИК будет лучшим, чем то, что мы имеем сейчас

- Здесь вопрос не только в тренингах перед днем голосования или избирательным процессом. Это неэффективно. Особенно, когда мы видим, что члены избирательных комиссий меняются фактически за несколько дней до дня голосования. Мы одних научили, через два дня, эти, те, кто обучены, они уже идут, отказываются работать, и приходят люди, которые абсолютно не имеют никакого представления о том, как им работать. Поэтому должна быть постоянная система обучения потенциальных членов избирательных комиссий в межвыборный период. Такие наработки есть. Но когда два года ЦИК была неполноценная, реализовать эти наработки, обучение и аттестацию знаний потенциальных членов избирательных комиссий было просто невозможным.

Но любой состав нового ЦИК будет лучшим, чем то, что мы имеем сейчас. Это мы должны понимать. Потому что будет много определенных негативов по отдельным кандидатурам, и они наверняка будут объективные. Но это все равно продвижение вперед, потому что мы получаем полноценный стабильный орган, который будет нести уже полноценную ответственность. К новым членам ЦИК будут выдвигаться другие требования, и общество может контролировать их деятельность, и выдвигать конкретные требования.

- Внедрение системы обучения членов избирательных комиссий. Вопросы развития системы открытых данных. Мы должны внедрить систему открытых данных на всех этапах избирательного процесса, чтобы эти данные были доступны ученым, аналитикам общественных экспертных организаций, международной общественности. Если зайти на сайт избирательных комиссий в развитых странах, то мы увидим, насколько мы отстали в этом вопросе - в доступе к электоральным данным.

Деполитизация Центральной избирательной комиссии - это важный вопрос, и она обеспечивается только активным общественным контролем. Поэтому ЦИК должена отказаться от практики принимать решения, не объясняя их содержание и без правового обоснования. У нас, к сожалению, такая практика сложилась: если возникает определенный конфликт, решение принято, а объясняют это решение все, кроме членов ЦИК. Понятно, почему это делалось. Потому, что члены ЦИК в тех условиях, когда они были в подвешенном состоянии, просто не хотели брать на себя ответственность перед обществом. Они приняли, закрылись и дальше ничего не происходило. Повышение открытости ЦИК - является ключевой задачей.

Вопрос потенциально возможных выборов, связанных с мирным урегулированием. Должен быть хотя бы один человек, который будет способен говорить на эту тему в Центральной избирательной комиссии. В этом, предыдущем составе ЦИК такого человека, увы, не было. Дальше - вопрос внутренне перемещенных лиц. Как им обеспечить полноту избирательных прав на подконтрольных территориях? Если говорим о мирном урегулировании (потенциальное, гипотетическое), то ЦИК должена повышать свою компетентность в этом вопросе, мыслить на десятилетия вперед и понимать, что в случае достижения каких-либо мирных договоренностей она должна быть способна организовать этот избирательный процесс. Потому что только украинское ЦИК может организовывать такие избирательные процессы, если они потенциально когда-нибудь будут.

Лана Самохвалова, Киев.

Фото: Константин Ковпак

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-