Дмитрий Поляков, заместитель директора компании «Украинская бронетехника»
Украина научилась производить адекватный ответ на гибридную войну
15.06.2016 08:00 1842

- Раньше украинский ОПК в основном сосредоточивался на производстве боевых машин для работы на переднем крае боевых действий, а также на транспортных автомобилях, которые использовались для перевозки личного состава во втором эшелоне. В современных условиях, когда большинство конфликтов протекает не как столкновение двух регулярных армий, а одной из сторон выступают так называемые «партизаны» (повстанцы), роль машин MRAP становится важнее. В условиях ведения гибридной войны, когда в тылу пытаются действовать диверсионно-разведывательные группы, личный состав вооруженных сил может быть атакован в любое время, при любых условиях и чаще всего с применением фугасов и легкого стрелкового оружия. Машины класса MRAP применяются при перемещениях личного состава по территориям, где действуют различные иррегулярные формирования, для перевозки личного состава в условиях повышенной террористической опасности, для снабжения отдаленных опорных пунктов и гарнизонов и в других подобных случаях. Сегодня спрос на такого класса авто растет, и главной причиной этого является защита солдата. Жизнь бойца и его способность вести боевые действия в современных условиях является приоритетом для наших конструкторов.

«ВАРТА» НА СТРАЖЕ ЖИЗНЕЙ УКРАИНСКИХ СОЛДАТ

- Агрессивный внешний вид вашего броневика впечатляет, а как насчет других конструкционных особенностей и технических характеристик?

- Наши конструкторы длительное время изучали современные тенденции и отталкивались от классической конструкции машин MRAP, которые в основном имеют большой клиренс (дорожный просвет), бронированную капсулу с V-образным дном, что должно надежно противостоять осколкам и давать возможность эффективно рассеивать энергию взрыва, и мощное не дорожное шасси. Оно должно позволять без каких-либо проблем и в любых условиях работы надежно перевозить личный состав. Авто должно оснащаться также мощным дизельным двигателем и трансмиссией с понижающим или повышающим рядом, блокировками, то есть всеми «гаджетами», которые дают возможность уверенно управлять автомобилем по пересеченной местности.

- В Украин давние традиции бронетанкового строительства и производства бронированных листов. Качество украинской брони не уступает западным аналогам. Как вы увидели, бронекапсула «Стражи» сконструирована в V-образной форме на всю длину автомобиля, что дает возможность рассеивать осколки в случае подрыва мины или фугаса. Еще одним, не менее важным элементом MRAP есть специальные сидения, которые имеют поясную поддержку, подголовники специальной конструкции, пятиточечные ремни безопасности, которые плотно держат бойца в кресле в случае взрыва. Самое главное, они имеют специальные декомпрессионные элементы, которые компенсируют нагрузку во время взрыва, уменьшают травматическую опасность.

- Что вы имеете в виду?

- Физиологию человека не изменить. Во время взрыва человек получает кинетические нагрузки, передаваемые через конструктивные элементы автомобиля, в результате человек на некоторое время оказывается в своеобразном состоянии невесомости. Организм человека в этом состоянии расслаблен. Поэтому именно во время резкого падения тела бойца в полной боевой выкладке на дно боевого автомобиля и происходят компрессионные травмы подвижно-опорного аппарата. Чтобы избежать этого, каждое сиденье бронеавтомобиля было оборудовано демпферными вставками, которые существенно уменьшают действие этих факторов на солдата.

- А кто является производителем этих чудо-сидений?

- Сиденья сделаны из деталей, частично приобретенными за рубежом, а частично из деталей, изготовленных на отечественных предприятиях, собраны они у нас в Украине. Мы стараемся минимизировать содержание импортных комплектующих, но существует линейка запчастей и деталей, которые пока мы не можем производить, их мы вынуждены покупать у иностранных партнеров, ведущих мировых производителей, которые сертифицированы по стандартам НАТО, учитывая стратегический курс Украины на вступление в НАТО и ЕС.

- Существует заинтересованность в сотрудничестве и среди западных производителей. Мы провели несколько встреч с европейскими производителями комплектующих деталей и шасси также. В частности, у нас запланированы переговоры с представителями ТАТР для использования их шасси на «Варте». Это чешское предприятие сейчас производит уникальное шасси для военных машин, это достаточно надежное и мощное шасси. Учитывая свой опыт сотрудничества с другими производителями, ТАТР предлагает широкий спектр компонентов с участием других производителей, что делает продукт гибким и мотивирует партнеров к кооперации. Напомню, что наша компания - это скорее производственное объединение, в котором работают военные конструктора, которые знают требования и стандарты, с одной стороны, с другой - наши партнеры - это предприятия, которые посвятили свою деятельность серийному выпуску бронированных автомобилей, поэтому наш продукт будет соответствовать 100% требованиям заказчика. Мы готовы сотрудничать с западными партнерами гибко, но не в ущерб техническим характеристикам.

- Украина счейчас воюющая страна, повышает ли этот фактор, как бы это не звучало цинично, интерес к проекту?

- Сегодня много посетителей спрашивали, участвовала ли машина в боевых действиях. Страна воюет, давай посмотрим на нее.

- Принимала «Варта» участие в боевых действиях?

- Да, один образец передан на фронт и несет службу в одном из батальонов в зоне АТО. Мы постоянно на связи с офицерами и солдатами по ней. Отзывы есть.

- То есть, обратная связь таки существует?

Разница между боевыми порядками войск и офицерами и генералами, которые работают в штабах, постепенно стирается

- Да, это главное для развития, нет его - не будет новой генерации авто. Наша машина предназначена для военных, поэтому их видение, требования и оценки для нас очень важны. Не хочу никого обижать, но главное - есть мнение и впечатления тех людей, которые воюют и выполняют задачи в зоне боевых действий. Это мнение нам важнее, чем мнение генералов, принимающих решения. Но хочу подчеркнуть, что на самом деле разница между боевыми порядками войск и офицерами и генералами, которые работают в штабах, постепенно стирается. В штабы пришли генералы, которые воевали на фронте. Они сейчас возглавляют ключевые управления после того, как сами прошли через АТО.

- А кто ваши партнеры в Украине?

- Это конструкторское бюро «Екопроф», которое занимается разработкой автомобилей и конструкторской документацией, и предприятие «Реформ», которое производит непосредственно авто и выполняет работы по броне.

- Какие страны могут стать вашими заказчиками?

- Это Северная и Центральная Африка, Ближний Восток, АТР, но придется адаптировать машину для каждого региона.

- Как вы сотрудничаете с внешними рынками, ищете контакты партнеров напрямую?

- В Украине существует система, которая предполагает, что вся работа двойного и прямого военного назначения ведется спецэкспортерами, с которыми традиционно сотрудничают военные аташати за рубежом. Мы вынуждены работать через спецэкспортеров. У нас тесные деловые отношения с Укрспецэкспортом и Укринжмашем. Есть взаимопонимание.

- Спасибо за откровенный разговор.

Беседу вел Роман Сущенко, Париж

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-