Автокефалия для чайников

Автокефалия для чайников

1001
Ukrinform
О гибридной автокефалии и о том, что будет и чего не будет на Соборе...

Сегодня все взгляды нашего общества прикованы к Всеправославному Собору, который проходит на Крите с 19 по 27 июня. Так или иначе с ним связаны надежды на решение главной украинской церковной проблемы.

Впрочем, ошибочно ожидать решения этой проблемы именно на нынешнем Соборе. Повторим, украинского вопроса нет в повестке дня. Собор - просто этап, который должен был миновать, чтобы события разворачивались в правильном для нас направлении. Это событие, которое должно произойти, чтобы развязать руки первому по чести православному патриарху Варфоломею.

Нас попросили разобраться и растолковать, как именно может решиться церковный вопрос, и какие есть формулы независимости.

СИТУАЦИЯ ПО СОСТОЯНИЮ НА СЕГОДНЯ

В Украине есть три православные церкви.

УПЦ МП. В Министерстве юстиции она значится как УПЦ: в свое время иерархи сняли довесок «МП», чтобы не раздражать верующих.

На сайте Моспатриархии она указана так - «Украинская Православная Церковь является самоуправляемой Церковью с правами широкой автономии в составе Московского Патриархата». У УПЦ МП были разные периоды, но она - яркий пример, что «саморуководство церкви» зависит только от того, сколько широты предоставит ей начальница-патриархия. Так, ее «саморуководство и широту автономии» мы можем отчетливо видеть на протяжении последних лет, когда начальство церкви целенаправленно превращает ее в фактически наиболее лояльную епархию РПЦ.

УПЦ КП. Большая православная, но не признана другими церквями Диптиха (такой общепринятый список церквей) Церковь.

Фактически, в сознании людей она уже стала и поместной, и национальной. Но церковь не имеет официального признания, в том числе - из-за большой пропагандистской машины России. 1992 года, когда создавалась УПЦ КП, мировое православие было на стороне Москвы. Сказались и пропаганда, и использование спецслужб, переворот в церковном руководстве и насаждения определенных идеологических схем: «Вот это - нелегитимное, а легитимно только то, что поддерживает Москва».

УАПЦ. Наименьшая по количеству приходов церковь. В прошлом году она вышла из переговоров с УПЦ КП про объединение, это связывают с интересом и материальными стимулами со стороны Вадима Новинского, который всегда препятствовал процессам единения. УАПЦ лишила себя права считаться влиятельным игроком, мощнейшие из ее иерархов и приходов будут присоединяться к КП, другие маргинализироваться.

ДВА ВИДА ЦЕРКОВНОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ

Автокефалия имеет несколько степеней признания.

Патриаршество - высшая степень признания и определения веса в православном мире.

Полностью независимой церковью управляет патриарх.

Но так бывает не всегда. Например, на территории государства церковь может быть автокефальная, национальная, впрочем руководит ею Синод (такой себе церковный кабмин), который подчиняется архиепископу.

Каждая православная церковь в Диптихе, кроме первых четырех (восточных) патриархатов, автокефалию которых признали Вселенские Соборы, получала так называемый Томос (документ) о независимости от одного из патриархов.

У автокефалии чуть ниже степень признания. То есть церковь может быть автокефальной и одновременно зависимым. Зависимость делают через миро, то есть митрополия должна получать миро от своего патриарха. Миро (специально освященная масло), которое используют в таинствах. То есть, во всем остальном церковь независима, но не может варить свое миро.

Это отмечается в Томосе на автокефалию.

Все признанные православные церкви в Диптихе - таком официальном списке православных церквей. В нем есть патриархии (полностью независимые церкви) и митрополии. Например, в Польше, Чехии, Словакии и Албании нет своих патриархов, там есть архиепископы, которые, хоть и не подчиненные Константинополю, впрочем получают миро от своего патриарха.

Первые четыре древние патриархата получили статус патриархов в первые века христианства. Сербская патриархия получила признание в 14-м веке, Русская - в 16-м, Болгария - в 20-м, Албания и Польша - также в 20-ом.

Отметим, это лишь богословский порядок. А есть еще политическое влияния. Конечно, что бывшие империи пытались и на независимых кафедрах поставить своих патриархов. И патриархии некоторых из постсоветских стран действительно испытывают такие воздействия. Ну кто бы мог подумать, что уважаемый человек - грузинский патриарх Илия Второй будет действовать в интересах Москвы и откажется от поездки на Собор? Хотя это было ожидаемо, скажем, от Болгарского патриарха, где Москве в свое время удалось посадить своего человека.

БОГОСЛОВСКАЯ ФОРМУЛА ДЛЯ УКРАИНЫ

В принципе, единой формулы для признания церкви не существует. И это к лучшему, ибо не существует никакого правила, которое запретило бы Украине иметь свою признанную автокефальную церковь.

Если мы говорим об Украине и ее формуле для автокефалии, то здесь нужно определить, кому последняя нужна, и кому она может быть предоставлена в принципе. Как отмечалось, УАПЦ в расписаниях не присутствует, поэтому говорим только о двух церквях.

УПЦ МП может получить независимость от Москвы. Но, во-первых, управляют УПЦ МП люди, которым эта независимость не нужна. Они видят себя частью РПЦ. Они плоть от плоти РПЦ. Церковная независимость нужна части епископата и прогрессивному наиболее образованному священству. Москва это прекрасно понимает, но если и даст такой «подарок», как отпускную грамоту своей «духовной колонии», то она оставит в своем прямом подчинении все монастыри. То есть, независимость от Москвы будет совершенно узаконенная возможностью держать на территории Украины даже не лаборатории, а целые своеобразные военные базы «русского мира». Вместо такой гибридной автокефалии для нас гораздо более безопасный отрыв епархий от Москвы без разрешения патриарха Кирилла.

УПЦ КП. Давно хочет получить признание. В принципе, давно над этим работает. И когда мы говорим о предоставлении Томоса (в данном случае - грамоты о признании), мы имеем в виду именно эту церковь.

Исторически здесь рассматривались два варианта.

Первый путь. Киевский патриархат отказывается от статуса патриархии и получает немного ниже статус кафедры Константинополя, который становится административным центром. 2008 года первый вариант рассматривался, и тогда от этого отказался патриарх Филарет. А сегодня это уже невозможно - и не только потому, что этого не допустит патриарх Филарет. Просто очень изменилась паства. После всех страданий, лишений и унижений паства Киевского патриархата уже не захотела бы именно такого изменения статуса. Я убеждена, что просто верующим КП - лучше хоть и непризнанное, но свое. В мировой истории нет прецедентов, когда признание автокефалии происходило путем предварительного присоединения к той церкви, от которой отделялись.

Второй путь. Константинопольский патриархат просто признает Киевский патриархат. Это делает его полноценным представителем в списке Диптих. Там как раз есть свободное 15-е место.

И этот путь был бы оптимальным, потому что он в будущем создает возможности для более широкого единения разных православных юрисдикций. Потому что свой патриархат всегда привлекательнее просто митрополии в подчинении другого. Есть основания думать, что тогда к Киевскогму патриархату будут присоединяться сотни нынешних приходов УПЦ МП.

Какие угрозы этому сценарию? Традиционные: интриги и клевета Московской патриархии. Когда мне говорили, что есть угроза, что часть клира Моспатриархии захочет вместо признания Киевского патриархата «пригласить» Константинопольску церковь. То есть поменять Московского патриарха на Константинопольского. Вероятность этого невысока, но она существует. Не желая иметь патриарха Филарета (годы пропаганды и его слава диктатора сделали свое дело), могут заявить свое желание вместо Москвы подчиняться другому центру - Константинополю. Это было бы не страшно и не критично в другой мирной стране, у которой нет большой границы с Россией. В Украине же нужна одна сильная национальная православная церковь.

ОЗНАЧАЕТ ЛИ ПРИЗНАНИЕ КИЕВСКОГО ПАТРИАРХАТА АВТОМАТИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО С ДРУГИМИ ЮРИСДИКЦИЯМИ?

Конечно, нет. Единство - долгий путь. И здесь готовность его пройти, договариваться, уступать в своих интересах должны демонстрировать все иерархи. Переговоры - сложная штука, тем более для людей, наделенных церковной властью.

А готовы ли верующие и священство идти на это?

В воскресенье на Троицу за столом известного столичного прихода сидели несколько священников и настоятель храма УПЦ МП. Обсуждали Собор, говорили, что у патриарха Кирилла много других проблем (монастыри не прощают ему встречу с Папой), а когда зашла речь о признании КП, то настоятель - украиноязычный, но очень рассудительный, сказал неожиданную вещь.

- Пусть бы их, Киевский патриархат, уже признали. Мы, может, и не породнимся,  не успеем. А наши дети и внуки точно должны вместе причащаться. Мы же - одно и то же!

Лана Самохвалова


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-