Британский референдум: действительно ли мир перевернулся?

Британский референдум: действительно ли мир перевернулся?

545
Ukrinform
Цена «регуляторного суверенитета» Британии. Будет ли наращивать немецко-французский дуэт автономность ЕС от трансатлантических отношений

Референдум в Великобритании стал большой авантюрой британского правительства, глава которого уже взял на себя (без)ответственность за то, что произошло, и вызовом для игроков регионального и мирового масштаба. И, конечно же, для Украины, которая следит за результатами референдума тщательнее, чем за ходом чемпионата Евро-2016. И хотя результаты референдума не являются юридически обязательными согласно European Union Referendum Act 2015, экспертная среда спешит выяснить, кто же выиграл и кто проиграл.

BREXIT ДЛЯ БРИТАНИИ

Вспомним, что не удовлетворяло британцев - сильнейших евроскептиков от самого момента своего вступления в ЕС? Углубление европейской интеграции и наднационализация, то есть включения более широкого спектра вопросов в компетенцию центральных органов власти в ЕС, в частности, в сфере безопасности и обороны; политика ЕС по распределению мигрантов между его членами и их содержанием; процедуры функционирования общего рынка и валютная политика ЕС. Поэтому, какой будет цена «регуляторного суверенитета» Объединенного Королевства?

Экономические и финансовые последствия для Британии станут заметными в первую очередь, и об этом британцев неоднократно предупреждали экономисты. Это и вопрос падения фунта стерлинга, и вопросы торговли и инвестиций. Объем британской торговли внутри ЕС вдвое превышает объем ее торговли за пределами ЕС. Выход из ЕС потребует пересмотр режима торговли и договоров со всеми партнерами с целью обеспечения выгодных для Королевства условий доступа и участия. Экономисты прогнозируют возможный отток значительной части европейского капитала и инвестиций из Великобритании.

Далее. Соглашение о Трансатлантической торговли и инвестиционное партнерство. Барак Обама уже предупреждал Дэвида Кэмерона, что Британия, в случае ее выхода из ЕС, будет последней в очереди на подписание соглашения нового типа из США.

Еще задолго до референдума ряд политических сил Шотландии и Северной Ирландии заявили о своем намерении провести очередной референдум о выходе субъектов из состава Объединенного Королевства в случае, если Brexit окажется реальностью. Результаты голосования 23 июня продемонстрировали желание шотландцев и северных ирландцев остаться в ЕС. Кроме того, еще одним территориально-административным вызовом для Британии станет определение статуса Гибралтара, который территориально находится в Испании, то есть в ЕС, но по факту, за его пределами.

В конце концов, очевидной становится смена власти в Великобритании вследствие необходимости формирования нового правительства.

BREXIT ДЛЯ ЕС

Brexit однозначно будет иметь последствия для самого ЕС. Во-первых, в институционально-функциональном смысле. Можно прогнозировать, что для дальнейшего эффективного существования ЕС придется искать новую интеграционную модель, которая, вполне вероятно, может быть дифференцированной, скажем, двухуровневой - для тех, кто готов к высокой наднационализации, и тех, кто ее не хочет.

Без Британии немецко-французский дуэт будет наращивать автономность ЕС от трансатлантических отношений, преимущественно, от США. Великобритания всегда была главным промоутером сильных трансатлантических отношений Европы с США и роли НАТО как ключевой организации по безопасности в Европе. В этом контексте Британия всегда тормозила углубление интеграции в сфере безопасности и обороны в ЕС, за что традиционно выступала Франция. С выходом Британии из процесса принятия решений в ЕС, можно прогнозировать рост политической воли, в первую очередь, Франции и ФРГ наращивать безопасности и оборонные возможности ЕС. Однако, конечно, при наличии политической воли выделять на эти нужды гораздо большую долю собственных ВВП (сейчас Франция выделяет 1,8% на оборону (с перспективой увеличения до 2019 г.), Германия - 1,2% (для сравнения, США - 3,4%)).

В этом контексте встает вопрос отношений с Россией. Ведь наращивание оборонного потенциала ЕС вызовет однозначную реакцию и дальнейшую милитаризацию России. Появится во Франции и Германии консолидированное стратегическое видение - как и ради чего стоит начинать раздражать РФ - вопрос. Или же они начнут конкурировать за то, кто предложит России лучшую модель партнерских отношений как противовес друг другу - а это традиционная политика, по крайней мере для Франции.

Можно прогнозировать, что Евросоюз ожидает дальнейшая фрагментация и перебалансировка по следующим критериям:

- немецкое или франко-немецкое лидерство в ЕС;

- политическими и экономическими, в первую очередь - на основе (не)согласия с немецким лидерством в ЕС (вопрос об объеме торговли с ФРГ);

- геополитическими и политики безопасности (Северная Европа и Центрально-Восточная Европа); налаживание отношений с РФ;

- Центрально-Восточная Европа как наиболее динамичная, амбициозная и уязвимая зона, будет консолидироваться. Здесь присутствует фактор торговли с Германией, что, с одной стороны, привязать эти страны к предложенной ФРГ модели развития ЕС. С другой стороны, эта часть, в отличие от других, существенно зависит от поддерживаемых Британией сильных трансатлантических отношений в сфере политики безопасност. В случае их ослабления именно с этого региона можно ожидать свежий импульс и новые инициативы по углубленной интеграции и кооперации политики безопасности в различных формах. И именно здесь кроются возможности для Украины.

Однозначно, Германия - первая страна, которая должна будет сделать выводы из того, что произошло, если она хочет наращивать лидерские позиции в Европе. Германия понимает, что выход Британии - это прецедент для других. А учитывая растущую популярность во многих европейских странах правых евроскептков, которые теперь получили дополнительный козырь для своей пропаганды, - это придется учитывать.

BREXIT: РОССИЯ И УКРАИНА

Конечно, больше всего спекуляций вызывает вопрос - выиграла ли Россия.

Здесь нельзя сказать однозначно, ведь стоит рассматривать несколько различных сценариев. Если следовать конспирологическим теориям о том, что Россия наводнила Европу беженцами, что, в конечном итоге, и стало спусковым крючком для референдума, который следует рассматривать как первый шаг к развалу ЕС, тогда да.

Однако, если трезво взглянуть на вещи, Россия будет учитывать усиление трансатлантической связки США-Великобритания, что будет означать более жесткую политику по отношению к РФ, особенно после смены администрации Обамы, независимо от того, кто станет хозяином Белого дома. То же самое можно сказать о сценарие, в котором Германия и Франция займут консолидированную стратегию в отношении России. С другой стороны, если двое ключевых стейкхолдеров в ЕС сделают ставку на соперничество, а отношения с РФ будут рассматривать как инструмент влияния на соседа, это обеспечит России поле для маневров и манипуляций в Европе и, соответственно, давления на нее.

Что касается Украины, то здесь также возможны разные сценарии, в первую очередь, учитывая вышесказанное. Можно говорить о том, что Украина в лице Британии теряет весомого лоббиста ее членства в ЕС. А Британия традиционно выступала за расширение ЕС как фактор торможения углубления интеграции. Помним также, что правительство Нидерландов отложило принятие решения по Соглашению об ассоциации и ПВЗСТ с Украиной к британскому референдуму. Сомнительно, чтобы Украина получила положительное решение в данном контексте.

В любом случае, Украина предстает перед фактом поиска Евросоюзом своего нового лица, что однозначно подвинет Украину с и без того не первого места в повестке дня внешней политики ЕС. Однако, это время должно быть не потеряно в ожиданиях, а наполнено конкретными реформами, которые нужны не ЕС, не для вступления Украины в Союз, а отвечают потребностям внутреннего развития. Именно это даст возможность нарастить мышцы и стать менее зависимыми от внешнеполитической конъюнктуры и более гибкими в выборе модели развития и безопасности.

Елена Хилько, кандидат политических наук, доцент Института международных отношений КНУ им.Тараса Шевченко; эксперт East European Security Research Initiative (EESRI)

Первое фото: Geert Vanden Wijngaert/AP


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-