Николай Точицкий, посол Украины при ЕС
Потери ЕС от санкций против России не могут оцениваться выше, чем жизни украинцев
26.06.2016 09:00 611

- Прежде всего, стоит отметить, что для граждан Украины безвизовый режим означает больше, чем просто свобода передвижения - это показатель того, что наша страна является неотъемлемой частью Европы, ее ценностей и принципов.

Для достижения этой цели совместными скоординированными усилиями Президента, Правительства, Верховной Рады были имплементированы все реформы, предусмотренные Планом действий по визовой либерализации. То есть, Украина выполнила свое домашнее задание, обеспечив внедрение системных реформ в сфере юстиции, свободы и безопасности. В частности, это касается создания новых институциональных рамок для борьбы с коррупцией, введение биометрических паспортов, приведение к европейским стандартам системы управления границами. Соответствие нашего государства необходимым критериям было подтверждено Еврокомиссией, которая 20 апреля внесла соответствующее законодательное предложение на рассмотрение Совета ЕС и Европейского Парламента.

Теперь - слово за нашими европейскими партнерами, а именно за государствами-членами и Европарламентом. Вместе с тем, следует учитывать, что для принятия окончательного решения в институциях ЕС должны быть пройдены все формальные бюрократические процедуры. Это, в частности, рассмотрение вопроса в рабочих группах Совета ЕС на уровне постоянных представителей, прохождение вопроса через соответствующие комитеты Европарламента и согласование окончательного решения между ЕП, Еврокомиссией и Советом ЕС. Этот процесс длится, как правило, полгода и даже больше.

Вместе с тем, мы активно работаем с институтами ЕС, с целью максимального ускорения хода рассмотрения этого вопроса. Так, в частности, первые обсуждения уже состоялись в Комитете ЕП по иностранным делам и на уровне рабочих групп Совета ЕС. Наши европейские партнеры подтверждают, что создавать лишние задержки и выдвигать дополнительные предпосылки никто не собирается. Поэтому рассчитываем, что ключевые решения будут приняты уже в начале нового политического сезона.

- А не станет ли Украина, так сказать, «политическим заложником» в процессе отмены виз из-за других проблем, которые сейчас вынужден преодолевать ЕС?

- Мы осознаем, что сейчас Европейский Союз сталкивается со многими вызовами, в том числе, что касается миграционного кризиса. Конечно, это не может не влиять на рассмотрение вопроса либерализации Евросоюзом визового режима с другими странами. ЕС уже разработал механизм временного приостановления действия безвизового режима, который сейчас находится на рассмотрении Совета ЕС и Европарламента. Указанный механизм горизонтально будет применяться ко всем странам, граждане которых пользуются правом безвизового въезда в страны Евросоюза, и не связан с Украиной, которая, как известно, не создает никаких миграционных рисков для ЕС.

Поэтому, убежден, что быстрое одобрение законодательного предложения относительно либерализации ЕС визового режима для граждан нашего государства станет достижением не только для нашего государства, но и для Европы. Безвизовый режим позволит усилить связи между деловыми кругами Украины и ЕС, предоставит нашим гражданам больше возможностей для посещения ЕС, что особенно важно для молодого поколения украинцев.

ОСЛАБЛЕНИЕ САНКЦИЙ ПРОТИВ РОССИИ - ЭТО ПОРАЖЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ

- Очевидно, что Евросоюз продлит на полгода действие экономических санкций против России. Но, согласны ли вы с тем, что в дальнейшем - и официальному Киеву, и нашим друзьям в ЕС - будет все сложнее убеждать некоторые традиционно склонные к Москве европейские столицы в необходимости усиливать давление на РФ?

- На сегодня Европейский Союз имеет четкую привязку срока действия секторальных санкций к полному, я подчеркну - полному выполнению Минских договоренностей. Соответствующая позиция была формализована на уровне глав государств и правительств еще в 2015 году. Ни одного признака положительной динамики продвижения этого процесса из-за отсутствия политической воли Кремля мы не видим. Не видят ее и наши европейские партнеры.

Конечно, с приближением каждого очередного просмотра этого санкционного режима ряд стран, я даже сказал бы - ряд политических деятелей и групп из отдельных государств-членов, пытаются искусственно спекулировать этим вопросом, настаивая на необходимости демонстрации своеобразной открытости Брюсселя к восстановлению диалога с Москвой, важности более взвешенной оценки Минского процесса, ложности в целом санкционной политики, подчеркивая огромные убытки, которые несет европейский бизнес.

Ослабление санкций в отношении РФ станет свидетельством того, что в 21-м веке страна-агрессор, страна-оккупант сможет диктовать собственные правила в геополитическом измерении

Но надо всегда помнить, что санкции не направлены на наказание России. Это - лишь инструмент, который уже обеспечил сдерживание полномасштабной агрессии и, в конечном счете, я надеюсь, способен вернуть эту страну в международное правовое поле и обеспечить полное восстановление территориальной целостности Украины. Ослабление санкционного режима без полного выполнения Минских договоренностей станет, прежде всего, поражением основополагающих ценностей ЕС, а также свидетельством того, что в 21-м веке страна-агрессор, страна-оккупант не только может вернуться за один стол переговоров с остальной мировой общественностью, но и диктовать собственные правила в геополитическом измерении.

Финансовые потери ЕС не могут ставиться выше чем цена, которую Украина платит каждый день за собственный европейский выбор - человеческая жизнь

Возвращаясь к вопросу экономических убытков от введения экономических санкций и ответных ограничительных контрмер РФ, хотел бы отметить, что такая риторика отдельных политиков в современных условиях выглядит, по меньшей мере цинично.

Фактически, финансовые потери ставятся выше за цену, которую Украина платит каждый день за собственный европейский выбор - человеческая жизнь. Но такая риторика скорее исключение, чем правило. Понятно, что каждая из 28 стран имеет собственные экономические интересы, традиционные рынки и торговые связи. Но ЕС - это клуб, где проблемы одной страны решаются совместно. Именно поэтому и конкретно в этой ситуации Европейская Комиссия на постоянной основе принимает меры, направленные на оказание необходимой помощи тем государствам-членами, которые наиболее пострадали в результате этой ситуации. Это касается и замещению рынков сбыта и изменения структуры экспорта. Общая статистика, кстати, свидетельствует, что влияние санкций и контрсанкций на экономику ЕС является незначительным.

- Как в таких обстоятельствах должена действовать украинская дипломатия?

- В контексте работы отечественной дипломатии отмечу, что благодаря последовательным внешнеполитическим усилиям Украины, в том числе активным взаимодействиям с официальными органами государств-членов и институтов ЕС, в этот раз удалось достичь принципиального единства внутри ЕС о необходимости продолжения санкций. Ожидаем, что формальное решение будет принято в ближайшее время. Следующие шесть месяцев мы не будем менять собственную дипломатическую тактику - это доведение на всех уровнях и во всех возможных форматах объективной информации о ходе ситуации на Донбассе, продвижение стратегических инициатив в рамках Нормандского формата и Трехсторонней контактной группы, активное взаимодействие не только с политическим истеблишментом, но и гражданским обществом государств-членов, применение «тихой» дипломатии и в конце концов активное противодействие российской пропагандистской компании при тесном взаимодействии с нашими европейскими партнерами.

ВИЗИТ ПОРОШЕНКО: ЕС ДОЛЖЕН ОЦЕНИТЬ ПРОГРЕСС КЛЮЧЕВЫХ РЕФОРМ

- На следующей неделе с визитом в Брюсселе будет находиться Президент Украины Петр Порошенко. Каковы результаты встреч главы государства с руководителями институтов ЕС могли бы стать мощными и, что самое главное, оптимистичными сигналами для нашего государства на пути европейской интеграции и противостояния российской агрессии?

- Несмотря на разнообразие позиций и мнений внутри ЕС по вопросам внутреннего развития и внешней политики Союза, поддержка Украины, ее суверенитета и территориальной целостности остается тем вопросом, который объединяет европейские институты и государства-члены ЕС. Недавнее решение о продлении на летний период до июня 2017 года санкций в связи с незаконной аннексией АР Крым и города Севастополя стало очередным проявлением неизменности политики непризнания со стороны Евросоюза. Крайне важно это единство и солидарность сохранять и в дальнейшем.

Как я уже отметил, на сегодня государства-члены на уровне постоянных представителей достигли согласия относительно продления на следующий шестимесячный период экономических и секторальных санкций против РФ в связи с невыполнением ею Минских договоренностей. Срок действия этих ограничительных мер истекает 31 июля, и потому уже в ближайшее время должно быть принято соответствующее формальное решение на уровне Совета ЕС. Мы ожидаем, что по итогам переговоров Президента Петра Порошенко с лидерами ЕС будет отправлено четкий политический сигнал относительно сохранения обусловленности между санкционным режимом против РФ и полной имплементацией Минских договоренностей.

Мы также ожидаем, что лидеры ЕС по достоинству оценят прогресс, достигнутый Украиной за последнее время в имплементации ключевых реформ. ЕС является нашим важным партнером в процессе поддержки преобразований в нашем государстве, и мы рассчитываем на дальнейшую поддержку в этой связи.

Безусловно, будет обсуждаться также вопрос либерализации визового режима для граждан Украины. Мы ожидаем четкие сигналы в поддержку введения безвизового режима для Украины, которая выполнила все необходимые критерии. Рассчитываем, что Европейский Парламент и Совет ЕС, которые сейчас рассматривают соответствующее решение, примут его так быстро, как позволяют существующие процедуры, без лишних задержек и дополнительных условий.

Практическим результатом визита станет подписание двух двусторонних документов между Украиной и ЕС - Соглашения о сотрудничестве с Европейской организацией по вопросам юстиции и Соглашения относительно ассоциируемого участия Украины в исследовательских и учебных программах Евратома.

- Господин Посол, каково текущее состояние в процессе поиска решения по завершению ратификации Соглашения об ассоциации Украина-ЕС, которое приостановлено правительством Нидерландов после референдума 6 апреля?

- Скорейшее завершение ратификации Соглашения об ассоциации без внесения изменений в ее текст является для нас принципиальным вопросом. На этой позиции основаны все наши официальные и неформальные беседы с нидерландскими коллегами и представителями институтов ЕС.

Вместе с тем, надо также понимать чувствительность этой темы для нидерландского общества и важность выработки Правительством этой страны сбалансированного решения, которое бы учло позиции всех сторон.

Надеюсь, что уже в ближайшее время мы увидим определенную динамику в этом процессе.

Хотел бы предостеречь от возможного преждевременного пессимизма - при любых условиях Украина будет продолжать имплементацию Соглашения об ассоциации и внедрять предусмотренные ею системные реформы. Уверен, мы найдем возможность воплотить в жизнь цивилизационный выбор украинского народа и полное вступление в силу соглашения об ассоциации с ЕС станет очередным шагом на пути к этой цели.

ЗСТ: ТОРГОВЛЯ АГРАРНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ ОСТАЕТСЯ ЛИШЬ ЧАСТИЧНО ЛИБЕРАЛИЗОВАННОЙ

- На этой неделе Украина и ЕС провели встречу в формате Аграрного диалога. Какова роль аграрного сектора в торговле между сторонами? Чувствуется положительное влияние начала функционирования зоны свободной торговли?

- Как известно, аграрная отрасль Украины на сегодня является локомотивом нашего экспорта и одним из главных источников валютных поступлений в экономику страны. По результатам 2015 года общий объем экспорта украинской сельхозпродукции составил 14,8 млрд долл. США или 38,2% в товарной структуре экспорта Украины.

Экспорт аграрной продукции из Украины за январь-май 2016 года в сравнении с аналогичным периодом 2015 года, вырос на 2,7% и составил 5,7 млрд долл. США. При этом доля аграрной продукции в общей структуре выросла с 35,8% за первые пять месяцев 2015 года до 41,3% в 2016-ом. Экспорт в Европейском Союзе не стал исключением - по сравнению с соответствующим периодом 2015 года он увеличился на 16%, с $980 млн до $1,14 млрд.

В то же время, не следует забывать о том, что на сегодня в рамках углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли Украина-ЕС торговля аграрной продукцией остается лишь частично либерализованою. Соглашение об ассоциации вводит тарифные квоты на экспорт в ЕС по 36 позициям украинских аграрных товаров. В рамках этих квот украинская продукция может экспортироваться в беспошлинном режиме, вне их рамок пошлины сохраняются. Красноречивый пример - в 2015 году Украина экспортировала в ЕС 1,63 млн тонн пшеницы, обогнав в этом США, Канаду и РФ. При этом, беспошлинная квота на импорт украинской пшеницы в ЕС составляет всего 950 тыс. тонн. Понятно, что расширение доступа украинской агропродукции на европейский рынок на сегодня является одним из основных вопросов повестки дня диалога между Киевом и Брюсселем.

Наряду с этим, зона свободной торговли Украина-ЕС - это не только доступ к рынкам. Это также всесторонняя программа модернизации украинского законодательства в сфере пищевой безопасности и защиты потребителей на основе стандартов ЕС. Ее реализация объективно укрепляет аграрный сектор Украины, делает его конкурентным не только на рынке ЕС, но и на международном уровне. Другими словами, углубленная и всеохватывающая зона свободной торгвли - это стимул к реформам в украинской аграрной отрасли, о котором мы не должны забывать.

В этом контексте Украина и ЕС нуждаются в регулярном канале диалога на политическом и экспертном уровнях для сопровождения и продвижения двусторонней аграрной торговли и инвестиций, откровенного обсуждения и эффективного решения проблемных вопросов, возникающих в торговых отношениях. И у нас такой канал есть. Буквально на днях, 23 июня, в Брюсселе состоялось ежегодное 11-е заседание Аграрного диалога Украина - ЕС при участии украинской делегации во главе с министром аграрной политики Тарасом Кутовым. На полях Диалога мы провели украинско-европейский аграрный деловой круглый стол, в котором приняли участие представители более 15 украинских и европейских аграрных бизнес-ассоциаций. Такие деловые мероприятия помогают открыть для европейского аграрного бизнеса Украину на деловой карте Европы, провести практическое обсуждение возможностей и вызовов в рамках углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли, а следовательно - способствовать наращиванию взаимной торговли и инвестиций. Это мероприятие может стать моделью для диалогов между бизнесом Украины и ЕС во многих других секторах.

Андрей Лавренюк, Брюссель.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-