Волынь: В поисках примирения

Волынь: В поисках примирения

Аналитика
1370
Ukrinform
Июнь-июль сказались небывалым до сих пор повышением в Польше градуса эмоций вокруг вопроса Волынской трагедии

Начало июля в Польше ежегодно проходит под знаком трагических событий на Волыни, которые унесли жизни, по приблизительным подсчетам, от нескольких десятков до более чем сотни тысяч поляков и украинцев. Однако этот год значительно превысил традиционный градус эмоций и не обещает их резкого снижения в ближайшие дни и недели.

СМЕНА ПАРАДИГМЫ

В предыдущие годы наибольшее внимание привлекали, прежде всего, круглые даты - 60, 65, 70 лет от совершения преступления на Волыни, котоое в Польше традиционно отмечают 11 июля 1943 года. Именно в этот день, который в Польше называют "кровавым воскресеньем", погибло больше всего поляков от рук украинцев. В этом году исполняется 73-я годовщина этих трагических событий, но такой горячей дискуссии в РП, наверное, еще не было никогда. Что же произошло?

Основная причина - смена власти в Польше. Правящая ныне партия "Право и Справедливость" (PiS) Ярослава Качиньского на протяжении последних лет имела отличную от "Гражданской платформы" (РО), которая находилась при власти в 2007-2015 гг., позицию в вопросе Волынского преступления и обещала признать его "геноцидом" польского народа. Предыдущая властная команда не решалась на это определение, чтобы не портить отношения с Украиной. Следовательно, на 70-ю годовщину Волынского преступления эти трагические события, несмотря на значительные протесты оппозиции, были названы "этническими чистками с признаками геноцида".

На протяжении последних нескольких месяцев представители Кресовых организаций (от польского слова Kresy - край, символизирующих бывшие территории довоенной Польши в границах с западными частями Украины, Беларуси и Литвы), которые объединяют потомков погибших на Волыни поляков, и которые в силу своих консервативных ценностей являются потенциальным электоратом партии власти, добиваются от нее выполнить обязательства, взятые несколько лет назад. Речь идет о том, чтобы назвать эти трагические события "геноцидом" и установить 11 июля днем памяти польских жертв, погибших от рук УПА. Собственно, частично это было сделано: Сенат Польши 7 июля назвал трагические события на Волыни "геноцидом", совершенным против поляков в 1943-1944 годах. Высшая палата польского парламента осудила действия украинских националистов, выразив признательность подразделениям АК и другим польским вооруженным формированиям за оборону польских поселений, а также справедливым украинцам, которые часто ценой своей жизни защищали польских соседей от истребления. Сенат также обратился к Сейму, чтобы тот своим решением установил 11 июля "Национальным днем памяти жертв геноцида, совершенного украинскими националистами в отношении граждан Второй Речи Посполитой". В нижней палате польского парламента сейчас находится на рассмотрении несколько проектов резолюций в этом деле. Маршалок польского Сейма Марек Кухцинский пообещал, что резолюция будет принята во время ближайшего заседания Сейма 19-22 июля.

ЖЕСТ ВИЛЛИ БРАНДТА

Последние несколько месяцев, и особенно июнь, прошли под знаком небывалого доселе повышения в Польше градуса эмоций вокруг вопроса Волынской трагедии. Его можно разделить на чрезвычайно интенсивный политический диалог в этом деле между Украиной и Польшей и на крайне подогретые эмоции в польском обществе. В ответ на регистрацию в Сейме нескольких законопроектов в деле Волынской трагедии украинские интеллектуалы в начале июня вышли с инициативой обращения к польской власти и народу.

"Просим прощения и в равной мере прощаем преступления и несправедливости, совершенные в отношении нас, - это единая духовная формула, которая должна быть мотивом каждого украинского и польского сердца, которое хочет мира и понимания... Пока будут жить наши народы, до тех пор будут болеть раны истории. Но будут жить наши народы только тогда, если, несмотря на прошлое, научимся относиться друг к другу как равные собратья",- говорилось в обращении, которое подписали моральные авторитеты Мирослав Попович, Вячеслав Брюховецкий, Дмитрий Павлычко, владыки УГКЦ и УПЦ КП Блаженнейший Святослав и Святейший Филарет, экс-президенты Леонид Кравчук и Виктор Ющенко. В письме украинцы попросили поляков не принимать необдуманных политических деклараций", а вернуться к традиции "совместных парламентских воззваний, которые не будут разделять, а объединять нас в покаянии и прощении".

Но реакция на это письмо в Польше, за незначительными исключениями, в частности одобрительные отзывов части католического духовенства, вызвала противоположную реакцию от ожидаемой в Украине. Польские элиты, в частности, сосредоточенные вокруг правящей политической силы, восприняли его с недоверием и даже некоторой враждебностью. Над Вислой признали, что этим письмом украинцы не приближают оба народа к исторической правде, а размывают ответственность сторон за преступления и пытаются, фактически, шантажировать польскую сторону, лишая Варшаву права правильно назвать преступление. В письме, которое подписали более 200 депутатов Сейма, вежливо декларируя поддержку Украине, польские законодатели подчеркнули, что для Польши является проблемным отношение в Украине к тем лицам, которых в Польше считают преступниками. Речь идет прежде всего о руководителях ОУН Степане Бандере и командующем УПА Романе Шухевиче. "Мы не можем согласиться на то, чтобы называть запланированную и осуществленную жестоким способом акцию против гражданского населения польско-украинской войной",- говорится в заявлении.

На дипломатическом языке это означало отклонение украинской инициативы о взаимном прощении и принятии совместного парламентского воззвания в очередную годовщину Волынского преступления. Впрочем, украинская сторона в начале июля дождалась еще одного письма - от общественной элиты Польши, удаленной от нынешнего властного центра. Тональность обращения, подписанного значительным количеством польских общественных деятелей, в частности, тремя президентами Лехом Валенсой, Александером Квасьневским и Брониславом Коморовским, была отличной от тона письма польских провластных политиков. В нем польские авторитеты поблагодарили за извинения с украинской стороны и в духе христианского примирения попросили прощения у украинцев.

Жест президента Петра Порошенко, который, несмотря на напряженный график встреч на саммите НАТО 8-9 июля, нашел время, чтобы приехать в Варшаву к памятнику жертвам Волынской трагедии и склонить голову в память о жертвах бессмысленного братоубийства, на самом деле является неоценимым. С уверенностью можно сказать, что этот шаг займет свое должное место в истории двух народов. В Украине его уже окрестили на уровне веса жеста немецкого канцлера Вилли Брандта, который в 1970 году стал в Варшаве на колени перед памятником Героям Гетто. Именно этот жест считается окончательным примирением и прощением Германии за несправедливости, совершенные гитлеровцами против граждан Польши в годы Второй мировой войны. И, хотя в Польше шаг Порошенко не называли "жестом Вилли Брандта", он все же не остался незамеченным. В годовщину, 11 июля, большинство польских телеканалов в блоках новостей постоянно показывали картинку с посещения украинской делегацией Волынского сквера. И даже традиционные критики Украины в Польше вынуждены были признать, что этот жест является "хорошим". Польские политики высокого ранга, в частности президент Анджей Дуда и лидер PiS Ярослав Качинский, назвали его очень важным в контексте дальнейшего исторического диалога между Киевом и Варшавой.

Этот жест был сделан в добрую пору, чтобы несколько снизить градус напряженности в польском обществе. Свидетельством того, что ситуация начала выходить из под контроля, были факты нападения на украинскую мирную процессию польскими националистами в конце июня в Перемышле или протест агрессивных молодых людей во время украинского концерта в Варшаве в начале июля.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Для дальнейшего успешного исторического диалога и прощения взаимных обид обеим сторонам нужно научиться слушать друг друга и попытаться понять. В таком случае легче будет прийти к на самом деле универсальной формуле примирения "прощаем и просим прощения", которая, несмотря на более десяти лет декларативного применения так и не получила реального содержания.

Украинцам стоит попробовать попросить прощения у поляков за преступления на Волыни, не дожидаясь взаимных извинений с польской стороны. Это будет своеобразным волынским катарсисом, осознанием собственных обид, нанесенных полякам. Нам следует понять и смириться с мыслью, что УПА - это не только история несокрушимости и славных побед на фронтах войны с "советами" и гитлеровской Германией, но и позорное пятно этнических чисток польского гражданского населения на Волыни. И это, несмотря на провокации НКВД, которые пытались столкнуть между собой украинский и польский народы.

Украинцам стоит также осознать, что история для поляков имеет очень важное значение, и с Польшей никогда не удастся перейти к другой повестке дня, как это часто предлагают украинские политики, не решив исторических проблем. Чтобы это осознать, стоит заглянуть в любой газетный киоск Польши, который кишит исторической периодикой. Поляки хорошо знают свою историю, а об исторической памяти нации заботится влиятельный и с огромным бюджетом Институт национальной памяти с армией архивистов и историков, которые ежегодно издают десятки книг и даже общеразвивающих исторических игр для детей.

Нам также следует осознать, что не все в Польше, кто поднимает вопрос Волынской трагедии, являются агентами Кремля, которые только спят и видят, как поссорить украинцев и поляков. Конечно, "старший брат" не спит и как только может использует этот вопрос, чтобы поссорить украинцев и поляков и навешать на всех украинцев ярлыки "нацистов" и "убийц невинных женщин и детей". Неслучайно, кое-где "защитники" польских Кресов на громких акциях протеста, не умея правильно написать на плакате польском языке слово "геноцид", хорошо выучили слова "Донбасс" и "Новороссия". И еще - украинцам теперь нужно будет научиться жить с польским словом ludobojstwo (геноцид), которое, вероятно, с этого года уже навсегда войдет в польский лексикон и до польские учебники истории.

Но и полякам стоит понять, что для украинцев УПА - это не преступления на Волыни (большинство украинцев либо вообще не знает об этом, или не осознает масштабов преступлений), а прежде всего героическая и заранее обреченная на поражение борьба с гитлеровским и советским оккупантами. Полякам нужно принять, что украинцы вряд ли откажутся от наследия УПА. Осудить отдельные эпизоды, часть подразделений - да, но не формацию в целом. Ведь УПА действовала не только на Волыни и Галичине, и не все воины поддерживали этнические чистки на Волыни. Свидетельством этого являются воспоминания одного из воинов УПА на Волыни, многолетнего узника ГУЛАГа Даниила Шумука, который в своих биографических воспоминаниях осуждал эти позорные действия.

В выяснении исторической правды польской стороне вряд ли стоит действовать с позиции ментора, мол, мы придем и научим вас истории, что порой слышится из уст польских политиков. И не стоит приписывать свои штампы и обижаться на украинцев, например, за употребление термина "Волынская трагедия" вместо более близких полякам определений "Волынский преступление" или "Волынская резня". Это только может оттолкнуть от диалога.

Стоит ли сегодня Польше активно давить на Украину в деле признания несправедливости предков за Волынь? В Польше звучит утверждение, что у украинцев никогда не будет подходящего времени для этого, а потому это дело не стоит откладывать в долгий ящик. Но это не совсем правда. До 2013 года был относительно спокойный период в истории Украины и до того времени можно было вести дискуссию. Но это время уже прошло. Давление в деле истории именно сейчас, когда продолжается агрессия против Украины на востоке страны, на самом деле является неудачным. Диалог и дискуссии - да, но без принуждений и ультиматумов. Тем более, что осознание трагических событий на Волыни требует времени и широких образовательных мероприятий. Ведь невозможно искреннее прощение без осознания вины.

И последнее, возможно самое важное. В Польше в последнее время Волынское преступление почему-то представляется только в черно-белых тонах с понятным заранее распределением ролей. Хотя, трагические события на Волыни, скорее, можно описать многими оттенками серого. Преступления украинцев против поляков в коем случае нельзя преуменьшать. Вместе с тем, нельзя замалчивать и преступления поляков против украинцев. Да, масштабы были разными, но может ли это быть оправданием и легче ли от этого родственникам жертв погибших? Каждое человеческое существо является ценностью, которая требует уважения, памяти и... креста на часто безымянных могилах. Только с признанием всего выше указанного обоим сторонам, наверное, будет легко сказать: "прощаем и просим прощения".

А к этому маленькими шагами можно идти уже сейчас, даже не прилагая чрезмерных усилий историков и не ломая политические копья.

Например, организуя совместно, украинской и польской молодежью, экспедиции в нынешние украинские и польские села на пограничные с целью сбора историй в еще живых свидетелей этих событий, благоустройство заброшенных кладбищ или ведение экспедиций по поискам мест захоронений погибших. Наверное, это лучшее, что можно сделать сегодня для них и для памяти следующих поколений.

Справка. Волынская трагедия - это массовые убийства поляков, осуществленные в течение 1943-1944 годов, в частности, Украинской повстанческой армией на территории бывшего Волынского воеводства РП. К Волынской трагедии часто относят также убийства на этнической почве на территории Львовщины, Тернопольщины и Станиславщины (нынешняя Ивано-Франковская область) межвоенной Польши. По подсчетам польских исследователей, во время этой трагедии погибло более 100 тысяч поляков, еще около 15 тысяч украинцев погибли в так называемых "акциях в ответ" польской Армии Краевой. Украинские историки считают, что число польских жертв может быть завышенным, поскольку большинство польских подсчетов являются приблизительным, а не именными.

Эти события подавляющая часть польских историков называет геноцидом польского народа, а украинских - обоюдным конфликтом или братоубийственной войной.

Юрий Банахевич, Варшава.

Первое фото: http://www.radiosvoboda.org/


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-