Люди свободы. Душа Липковского, всеукраинство Михновского, сталь Коновальца

Люди свободы. Душа Липковского, всеукраинство Михновского, сталь Коновальца

Аналитика
1115
Ukrinform
Вспомним украинцев, чья длительная борьба помогла нам обрести Независимость

24 августа 1991 года Украина обрела независимость. С одной стороны, это стало результатом длительной борьбы многих поколений украинцев, многочисленных человеческих жертв, а с другой - творческих усилий многих выдающихся деятелей, которых мы называем Людьми свободы. Совместно с Украинским институтом национальной памяти Укринформ предлагает читателям вспомнить светлые образы этих людей, их положенную на алтарь свободы жизнь и бессмертною наследие, которое оставили после себя настоящие украинцы.

Евгений Чикаленко (1861-1929)

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Современники называли его украинским Дон Кихотом. Очень много труда, упорства, средств тратил на воспитание в современниках гражданского и национального сознания. Землевладелец Чикаленко вкладывал средства в издательство газет и журналов, в частности - “Общественное мнение”, “Крестьянин”, “Рада”, “Литературно-научный вестник”. Оказывал финансовую поддержку Научному обществу имени Тараса Шевченко. Спонсировал талантливых писателей - Бориса Гринченко, Владимира Винниченко, Михаила Коцюбинского. Ничего из этого не приносило ему финансовых дивидендов. Благодаря его сподвижницкому труду появилось поколение украинцев, которое начало борьбу за независимость в 1917 году.

ДАТЫ

1881 - Евгений Чикаленко поступает на естественный факультет Харьковского университета.

1897 - публикует брошюру из серии “Разговоры о сельском хозяйстве”, которая получила среди крестьян популярность на уровне с “Кобзарем”.

1905 - начинает выдавать первую ежедневную национальную газету “Общественное мнение”, а впоследствии - “Рада”.

1919 - Евгений Чикаленко эмигрирует за границу. До конца жизни живет в Польше, Австрии, Чехословакии.

ЦИТАТА

“Мало любить Украину до глубины души, надо любить ее и до глубины кармана”
(
Евгений Чикаленко)

Василий Липковский (1864-1937)

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

“Апостол религиозно-национального возрождения”, - так называл его Агатангел Крымский. Сам Липковский считал духовное возрождение основой возрождения национальной. Поэтому посвятил жизнь борьбе за автокефалию - самостоятельность православной церкви в Украине. Украинская Автокефальная Православная Церковь возникла благодаря его усилиям в 1921 году. Впрочем, ненадолго. Советская репрессивная машина поглотила ее через 6 лет, а митрополита Липковского - в 1937-ом.

ДАТЫ

1884 - Василий Липковский заканчивает Киевскую духовную семинарию, а затем Киевскую духовную академию. Август 1903 года - становится директором Киевской епархиальной церковно-учительской школы, но через два года его увольняют с должности за “украинофильство”.

1 июля 1919 года - впервые в Софийском Соборе Липковский правит литургию полностью на украинском языке.

21 октября 1921 - Первый Всеукраинский православный церковный собор утверждает автокефалию православной церкви в Украине и избирает Василия Липковского Митрополитом Киевским и всея Украины.

22 октября 1937 - Липковского арестовывает НКВД по обвинению в руководстве “националистической фашистской организацией украинских церковников, ставившей себе цель-  отторжение Украины от СССР и создание самостоятельного государства фашистского типа”.

ЦИТАТЫ

“Чтобы возродить нашу Церковь, чтобы вдохнуть в нее душу живую, мы должны выскочить из-под московской церковной власти”.
(Василий Липковский)

“Дорогие братья и сестры! Когда вы видите, что возрождается наша Украинская Церковь, слышна в храмах и в школах наша родная речь, начинается наше родное образование, то знайте, что это возрождается душа нашего народа, и душа народная, которую ничем нельзя остановить”.
(
Василий Липковский)

Агатангел Крымский (1871-1942)

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Крымский татарин с белорусским корнями родился в Владимире-Волынском. Ученый, осуществивший вклад в развитие почти всех отраслей украинской филологии, а также этнолог и фольклорист. Писатель и переводчик, владевший более 60 языками. Историк и востоковед, который “строил мосты” между украинской и культурами народов Востока. Один из создателей Академии наук. Имя Агатангела Крымского - в перечне выдающихся деятелей мира ЮНЕСКО. Ученого, который отрицал теорию о “колыбели трех братских народов”, советская власть преследовала с конца 1920-х, но окончательно уничтожила в 1942-ом. Место захоронения до сих пор неизвестно.

ДАТЫ

1889-1892 - Агатангел Крымский учится в Лазаревском институте восточных языков в Москве, где готовили переводчиков и чиновников для работы на Востоке. После окончания получает двухгодичную стипендию для поездки в Ливан и Сирию, а вернувшись, преподает, пишет серию учебников, переводит Коран на русский.

1918-1928 - во время гетманата Скоропадского возвращается в Киев, где становится секретарем Всеукраинской академии наук, а фактически руководит ею. Возглавляет историко-филологический отдел Академии и кабинет арабо-иранской филологии. Преподает в Киевском университете, создавая украинскую школу ориентализма.

1928 - большевистское правительство не утверждает Крымского на посту секретаря ВУАН, а вскоре ликвидирует все учреждения, которые возглавляет ученый.

1930-е - Агатангела Крымского практически отстранили от научно-преподавательской работы.

25 января 1942 года - официальная дата смерти ученого в заключении в Казахстане, в Кустанайской общей тюрьме №7. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что до Кустаная он не доехал, а погиб в дороге.

ЦИТАТА

“Я тогда был окончательно влюблен в Украину. Украина мне даже снилась. Я был тогда патриот до фанатизма... но нет. Эти слова очень слабы, чтобы выразить мои тогдашние чувства! Это была какая-то мистическая любовь”.
(
Агатангел Крымский)

НИколай Михновский (1873-1924)

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

В 27 лет написал “Самостоятельную Украину” - брошюру, с которой начался новейший украинский национализм. В ней впервые сформулировано политическое требование образования самостоятельного Украинского Государства. Всю жизнь Михновский оставался “белой вороной”, вынужден был идти против течения. В эпоху повсеместной популярности социализма начала прошлого века его взгляды были неудобными и неуместными. Михновский, как никто другой среди его современников, опередил время. Через 91 год после того, как “Самостоятельная Украина” увидела свет, его идея стала реальностью.

ДАТЫ

1900 - участвует в создании первой украинской политической партии - Революционной украинской партии (РУП) и выдает во Львове брошюру “Самостоятельная Украина”.

1904 - выходит из РУП и основывает Украинскую Народную Партию (УНП), которая провозгласила своей целью борьбу за независимость Украины.

16 марта 1917 - создает общество “Украинский военный клуб имени гетмана Павла Полуботка” с целью формирования украинских воинских частей.

С мая 1924 - погиб в Киеве при неизвестных обстоятельствах. По одной из версий - убит Государственным политическим управлением.

ЦИТАТА

“Украинская национальная мысль должна касаться всех украинцев, где бы они не проживали, по всей Украине, без оглядки на государственные границы. Когда в каждом из нас до последнего погибнет полтавский, галицкий и т.д. провинциал, а в целом возродится и вырастет Всеукраинец, думы которого обнимают всю Украину поровну и безраздельно, как неразлучное и единое целое”.
(
Николай Михновский)

Николай Леонтович (1877-1921)

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Всемирно известная мелодия “Щедрик”, которую он написал по мотивам украинской народной щедривки, стала символом Рождества во многих странах. Сын священника из Подолья, он получил духовное образование, но стал учителем пения и композитором. Сложилось так, что его любят и помнят не столько благодаря созданной им музыке, как за то, что зафиксировал и вдохнул новую жизнь в старинные народные песни. За поддержку украинской государственности и за то, что возрождал устное народное творчество Николая Леонтовича застрелил в родительском доме чекист.

ДАТЫ

1901 - составляет первый сборник обработок народных песен.

1905 - организовывает хор рабочих на Донбассе, куда переезжает работать учителем музыки в железнодорожной школе.

1916 - создает последнюю версию “Щедрика”, которую исполняет со сцены хор студентов Киевского университета под руководством Александра Кошица.

1918-1919 гг. - преподает в музыкально-драматическом институте им. Лысенко и создает первую Украинскую государственную капеллу.

5 октября 1921 года - уже после убийства Леонтовича его «Щедрик» впервые представят за рубежом, на концерте в Карнеги-холле в Нью-Йорке. Мелодию исполнила Украинская республиканская капелла под руководством Александра Кошица.

1936 - Питер Вильховский (родом с Украины), который работал для радио NBC, пишет английскую версию слов “Щедрика” - “Carol of the Bells”.

ЦИТАТА

“Если бы Леонтович не написал больше ничего, кроме «Щедрика», «Дударика», «Ой пряду», «Казака несут», «Игры в зайчика»..., его значение в истории украинской хоровой музыки было бы раз и навсегда определено”.
(
Станислав Людкевич)

Марк Безручко (1883-1944)

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

На кадрового военного выучился в вузах и армии Российской империи. Во время Украинской революции 1917-1921 годов присоединился к освободительному движению. Его талант полководца в полной мере проявился в 1920 году, когда украинцы вместе с поляками дали отпор большевикам. 6-я стрелковая дивизия под командованием Безручко получает ряд блестящих побед в боях с красными. Наибольшую славу им приносит героическая оборона Замостья. Защитникам города удалось на два дня остановить конницу Семена Буденного. Затем началось контрнаступление, которое вошло в историю как “чудо над Вислой”. “Украинец, который спас Варшаву от большевизма”, - так называют Марка Безручко историки. Поляки хотели наградить его высшим орденом Virtuti Militari. А генерал отказался от награды со словами: “Я воевал за Украину, а не Польшу”.

ДАТЫ

1914 - заканчивает Николаевскую военную академию.

Март 1918 года - Служащий Главного управления Генерального штаба армии УНР.

Февраль 1920 года - из интернированных в Польше украинских воинов формируется 6-я стрелковая дивизия.

21 апреля 1920 года - Марка Безручко повышают до ранга полковника, а 5 мая - генерал-хорунжего армии Украинской Народной Республики.

1921-1924 - военный министр в правительстве УНР, член Высшего военного совета УНР.

ЦИТАТА

“Это был скромный, уважительный «воин с крови и кости», хороший психолог, знаменитый тактик, приветливо вежливый к каждому, заботливый о воинстве. Искренний, “неподкрашенный обстоятельствами” поборник независимости Украины”.
(
Из воспоминаний сотника Дмитрия Герчановского)

Георгий Нарбут (1886-1920)

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

“Мазепинец полка Черниговского, Глуховской сотни, старшинский сын, гербов и эмблем живописец”. Так в 1912 году написал про себя Георгий Нарбут на собственноручно созданном семейном гербе. На 1917-й год он имел за плечами прекрасную карьеру графика в Петербурге. И все же с началом Украинской революции художник переезжает в Киев. Здесь он становится творцом государственной символики Украинской Народной Республики, ее стиля: герба, печати, а также денег, марок, ценных бумаг, шрифтов. Присоединяется к основанию, а впоследствии возглавляет Украинскую академию искусств. Его достижений в эстетике украинской государственной символики до сих пор никто не превзошел.

ДАТЫ

1914 - на всемирной книжной выставке в Лейпциге Георгия Нарбута награждают золотой медалью и дипломом.

1917-1918 - Георгий Нарбут разрабатывает проект Государственного Герба, грамоты, открытки, марки в 30, 40 и 50 шагов.

1918 - проектирует малую Государственную Печать УНР.

1917-1920 - 13 украинских банкнот из 24-х, которые выпустили за это время, сделаны по эскизам Нарбута.

1920-е - французский журнал “L'amour de l'art” рекомендует при разработке эскизов государственных знаков брать за образец марки, созданные Георгием Нарбутом.

1952 год - коммунистическая власть уничтожила эскизы различных видов украинских ценных бумаг времен Украинской революции, которые хранились во Львове. Среди них - около 50 эскизов денежных знаков и марок Георгия Нарбута.

ЦИТАТА

“Он был украинцем не только по крови, языку, убеждениям - украинской стихией насыщены и все его произведения, и формальный источник его гения бьет неизменно из родного чернозема Черниговщины”.
(
Федор Эрнст)

Лесь Курбас (1887-1937)

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Театральный режиссер-реформатор, он сумел выйти за рамки форматов, сложившихся в 1920-х годах в украинском театре и культуре в целом. Его целью было возвращение “в Европу и к самим себе”. Для этого призвал отбросить российские культурные стили, критически оценить привычные штампы, преодолеть ограничения свободы самовыражения и не бояться выходить в свет. Это движение к обновлению культуры насильственно прекратили 1937-го - с помощью револьверов Нагана в Сандармохе. Курбаса и созвучное ему поколение украинских художников назвали “Расстрелянным возрождением”. Задачи, так четко сформулированные Курбасом, все еще остаются невыполненными и на удивление актуальными.

ДАТЫ

1907-1912 - учится в Венском и Львовском университетах.

1916 - начинает играть в самом известном на Приднепровской Украине театре Николая Садовского.

Март 1917 года - основал Молодой театр в Киеве.

Март 1922 года - основывает театр “Березиль”.

1925 - Курбас знакомится с драматургом Николаем Кулишом, с которым они создали непревзойденный творческий тандем.

1934 - режиссера осуждают к 5 годам Гулага, а через три года, в 1937-м, расстреливают в урочище Сандармох на Соловках.

ЦИТАТА

“Мечта Курбаса лежала в создании украинского театра высшего качества, высокого мировозрения, европейского мировосприятия, и даже мирового. Он хотел полностью и без следа уничтожить инстинкт национального меньшинства”.
(
Валерий Инкижинов)

Евгений Коновалец (1891-1938)

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Благодаря ему украинское освободительное движение продолжило борьбу после поражения Украинской революции 1917-1921 годов, действовало в новом подпольном формате 1930-х и с новой силой разгорелось в 1940-х. Фигура полковника является “мостиком” между двумя поколениями участников борьбы за независимость: теми, кто боролся в 1917-1921, и теми, кто восстал в 1940. Евгений Коновалец создал и возглавил одно из самых боеспособных военных формирований времен Украинской Народной Республики - корпус Сечевых стрельцов, впоследствии Организацию украинских националистов - едва ли не самый успешный политический проект украинцев прошлого века.

ДАТЫ

1914 - с началом Первой мировой войны Евгения Коновальца мобилизуют в австрийскую армию. Как кадет-аспирант участвует в боях с русскими в Галиции.

Декабрь 1917 года - основывает Галицко-буковинский курень (впоследствии - курень и корпус Сечевых стрельцов), который играет важную роль в подавлении большевистского мятежа в Киеве в январе 1918-го и в отстаивании независимости УНР.

Ноябрь 1921 года - создает Украинскую военную организацию.

28 января - 3 февраля 1929 орку - в Вене на І Большом собрании Организации украинских националистов Евгения Коновальца избирают председателем Провода ОУН.

23 мая 1938 года в Роттердаме погибает от взрывного устройства, которое подложил агент НКВД.

ЦИТАТА

“В огне переплавляется железо в сталь, в борьбе превращается народ в нацию”.
(
Евгений Коновалец)

Елена Степанив (1892-1963)

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

В 22 года эта девушка уже стала живой легендой в Галичине. С началом Первой мировой войны она добровольно записалась в легион Украинских сечевых стрельцов. Как хорунжая и командир стрелковой четы УСС, участвует в ожесточенных боях с русскими. В бою под Лисовичами попадает в плен, и ее вывозят в Ташкент. Драматическая история женщины-военнопленной приобретает огласку. За перипетиями заключения следили не только украинцы-галичане, для которых она стала национальной героиней, но и западноевропейская пресса. Возвращение из ссылки через Финляндию, Швецию, Германию в Галичину приветствовали многочисленные делегации женских движений этих стран. Впоследствии Елена Степанив еще примет участие в организации Ноябрьского переворота 1918-го. Затем, вплоть до ареста и ссылки в лагеря Мордовии, посвятит себя преподаванию и научной работе. А еще она подарит Украине замечательного сына - известного историка Ярослава Дашкевича.

ДАТЫ

Ноябрь 1919 года - Елена Степанив уезжает в Вену, где заканчивает университет со степенью доктора философии.

1922-1936 - преподает географию и историю в гимназии сестер Василиянок во Львове, а также географию на философском факультете Украинского тайного университета.

1944-1946 - старший научный сотрудник и заведующая сектором экономики промышленности львовского отдела экономии Академии наук; доцентка Львовского университета.

29 декабря 1949 года арестована и приговорена к 10 годам заключения в лагерях Мордовии.

ЦИТАТА

“Величаете меня героиней, и поэтому мне не по себе. Не сделала я до сих пор ничего геройского. Я выполняю лишь свой долг... Я из любви к Украине взяла крис и пошла в поле физической силой бить врага. Вот и все”.
(
Елена Степанив)

Иосиф Слепой (1893-1984)

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Возглавил Украинскую греко-католическую церковь в то время, когда ее пыталась уничтожить советская тоталитарная машина. На долю митрополита выпало 18 лет концлагерей. Но и там он оставался с верующими и не перестал заботиться о доверенной ему церкви. За освобождение митрополита ходатайствовали американский президент Джон Кеннеди и Святейший Отец Иоанн XXIII. Когда в конце концов он оказался на Западе на свободе, продолжил борьбу за права преследуемой церкви и объединил украинские общины в разных странах мира.

ДАТЫ

1911 - поступает во Львовскую греко-католическую духовную семинарию.

1928 - становится ректором Львовской богословской академии.

22 декабря 1939 года - митрополит Андрей Шептицкий рукополагает Иосифа Слепого на епископа с правом наследования митрополичьего престола.

Ноябрь 1944 года - Иосиф Слепой возглавляет Украинскую греко-католическую церковь.

10 апреля 1945 года - Слепого арестовывает НКВД.

26 января 1963 года - выходит на свободу благодаря международному давлению на советскую власть.

ЦИТАТА

“Без всякой защиты от мороза, что доходил до 40 градусов ниже нуля, одетый в рубище, с ногами, обвитыми древесной корой, которая привязана была до колен и костей тряпьем. Однако всегда спокойный, полный понимания ко всем, благородный даже в отношениях с лагерными надзирателями и шпионами”.
(
Франц Гробауер)

Вильгельм фон Габсбург - Василий Вышиваный (1895-1948)

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

По происхождению Вильгельм Франц Габсбург-Лотринген принадлежал к одной из самых знаменитых и могущественных династий старой Европы. В то же время он был среди тех богатых, влиятельных и перспективных людей XX века, избравших политическую принадлежность к украинской нации. Пользуясь происхождением, авторитетом и знакомствами в имперских кругах, эрцгерцог лоббировал украинские интересы в Австро-Венгрии. С началом Украинской Революции принял участие в вооруженной борьбе за свободу украинцев. После поражения Украинской Народной Республики жил в Европе и почти отошел от политики. Однако не избежал преследования со стороны советской власти за связи с ОУН. Погиб в Лукьяновской тюрьме Киева.

ДАТЫ

1915 - служит в 13-в полку уланов, который формировался преимущественно из украинцев. Один из солдат подарил эрцгерцогу вышиванку, которую тот часто надевал. За это получил второе имя - Василь Вышиваный.

1916 - становится депутатом парламента Австро-Венгрии, где знакомится с депутатами - представителями украинцев и лоббирует автономию украинских земель в составе империи.

1918 - перенимает командование легионом Украинских сечевых стрельцов на Херсонщине.

1919 - возглавляет отдел зарубежных связей Генштаба армии УНР. Через год подает в отставку в знак протеста против военной помощи Польши Украине в обмен на Галицию.

1921 - выходит сборник украиноязычных стихотворений Василия Вышиваного “Проходят дни” с посвящением “Борцам, павшим за свободу Украины”.

1947 - в советской зоне оккупации Вены Вильгельма Габсбурга арестовывает контрразведка Союза по обвинению в сотрудничестве с ОУН и западными разведками.

ЦИТАТЫ

“Ради Украины он ушел из родительского дома, разорвал связи с семьей, аристократическими кругами Европы, отдал свои молодые годы, высокое положение, титулы, средства и, в конце концов, заплатил жизнью.
(
Юрий Терещенко, Татьяна Осташко)

“Я человек без родины, без дома, заброшенный и, как Габсбург, возможно возненавиденный. Я не маг, и не должен ждать для себя чего-то большего, если бы меня не сдерживало мое «последнее», мое «все» - вера в свободный Украинский Народ. Этой верой я живу, и это для меня мое «Все» и мое «Последнее».
(
Вильгельм Габсбург, 1921)

По материалам Украинского института национальной памяти

Далее следует.


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-