Соединенные Штаты и выборы: пятна на Солнце

Соединенные Штаты и выборы: пятна на Солнце

Аналитика
2103
Ukrinform
«Большой» Запад и США не восприняли предложенного Россией возврата к «пост-Ялтинскому» мироустройству прошлого века со сферами влияния и «красными линиями»

Существует такая теория – все, что происходит с нами на планете, связано со Вселенной. Солнечная активность влияет на все живое на Земле и странным образом совпадает с периодами потрясений, мора и войн.

Имеется еще одна доказанная теория, согласно которой все, что происходит в США, чревато глобальными последствиями. То ли такой эффект имеет стратегическое мышление американцев, то ли мир переоценивает значение американских событий, однако каждая реплика на берегах Потомака или редакционная статья в «Вашингтон пост» отражается в целых регионах мира. В том числе, и на событиях в Украине.

С одной стороны, это может даже радовать. Мол, Украина прочно укоренилась на глобальной политической карте и мир о нас не забывает.

С другой – мир о нас не забывает, как не может обычное сообщество забыть о глобальном катаклизме со всеми войнами, анексиями, с неспровоцированной агрессией, с десятками тысяч погибших и раненых, миллионами беженцев.

Это радовать не может. Ведь ни Украина, ни украинцы не выбирали себе такой судьбы.

Есть такое понятие – субъект глобальной политики. Это тот политик, или страна, принимающие решения и, главное, обладающие ресурсами и / или политической волей, чтобы такое решение реализовывать.

Противоположное ему понятие – объект глобальной политики. Это, как правило, страна «третьего мира», у которой не хватает ресурсов для проявления собственной политической воли и которая является игрушкой для «субъектов», поступающих с ней по своему усмотрению.

Особенно интересно рассуждать об этом в Украине, которая де-факто превратилась в такую себе вторую Палестину, с тем лишь отличием, что оказалась в эпицентре не религиозного, но мировоззренческого конфликта: между большим Западом, с одной стороны, и российским Востоком – с другой, причем последний бьется в предсмертных судорогах развала «неоимперии». Не мечтала Украина превратиться в буфер между цивилизованным миром и агонизирующим имперским монстром, не надеялась никогда принять на себя агрессию и миазмы издыхающего чудовища.

Именно это столкновение миров, движение тектонических пластов, пятна на крупных «светилах» и разрывают нашу страну на кровоточащие куски, перемалывают судьбы людей и гонят прочь из родительских домов целые семьи.

ПРИЧЕМ ЗДЕСЬ ВАШИНГТОН?

Вы спросите – а причем здесь Вашингтон? Собственно, почти ни причем. За некоторым исключением. США является активным игроком на украинском поле.

Достаточно «вынужденные» встречи, какие Владимир Путин имел с мировыми лидерами в китайском Ханчжоу, еще раз подтвердили очевидную истину – мир воспринимает Россию, в основном, как «мирового хулигана», которому просто нечего продемонстрировать, кроме напряжения никому не нужных милитаристских мышц, а, значит, такому хулигану не может быть достойного места среди уважаемых партнеров.

С определенной натяжкой, но можно утверждать, что Владимир Путин получил «последнее китайское предупреждение» от президента США Барака Обамы в отношении мирного соглашения по Сирии, а также весьма прозрачные послания относительно ситуации в Украине.

Эти дискуссии подтвердили доказанный факт: предложенная было Россией парадигма «договариваться об Украине без Украины» потерпела фиаско. «Индивидуальные» встречи Путина с президентом Франции Ф. Оландом и отдельно с федеральным канцлером Германии А. Меркель лишь подтверждают, что Россия вряд ли сможет отменить или исказить модальности нормандского формата переговоров, несмотря на недавние громкие заявления самого Путина относительно этого на фоне российских же провокаций в Крыму.

Тезис президента США о том, что Штаты не будут снимать с России санкции до прекращения агрессии против Украины, заявление государственного департамента США, предшествовавшее встрече в Ханчжоу, о том, что США никогда не признают незаконную аннексию Крыма Россией, а также принятое на днях решение США продлить, да еще и ввести новые санкции против России – все это в комплексе можно расценить как признак очевидного: «большой» Запад не воспринял предложенного Россией возврата к «пост-Ялтинскому» мироустройству прошлого века со сферами влияния и «красными линиями». Даже текущие и будущие избирательные кампании и объективное ослабление правящих коалиций в странах, которые являются «локомотивами мировой политики», не смогли существенно повлиять на такую постоянную позицию.

В этом контексте позиция США является лишь подтверждением этого тезиса, ведь страна приближается к президентским выборам и весь мир, затаив дыхание, наблюдает за дебатами кандидатов и прогнозирует, каким образом на судьбы целых регионов планеты будут отражаться их иногда довольно экзотические предвыборные тезисы. Украина в этом контексте, по понятным причинам, не стоит в стороне. Более того, именно украинская тема, как и тема перспектив относительно отношений с Российской Федерацией, стали едва ли не самыми «горячими» точками в программах кандидатов.

Чем все это может обернуться для Украины?

Нетривиальный вопрос...

НАКАНУНЕ НОЯБРЯ. ВХОДЯЩИЕ ТЕЗИСЫ, ИСХОДЯЩИЕ ВЫВОДЫ

События, происходящие в рамках президентской кампании 2016 года в Соединенных Штатах Америки, свидетельствуют о том, что США находятся на пороге серьезных изменений как во внутренней, так и во внешней политике. Это обусловлено динамичным развитием геополитической обстановки вокруг самих Соединенных Штатов.

Понятно, что в центре предвыборных президентских программ - внутренние социальные проблемы. Но бурные мировые процессы не оставили американцев в стороне. Учитывая это, все участники кампании в своих программных документах и выступлениях были вынуждены представить избирателям подходы к решению наиболее важных проблем с целью сохранения за США роли мирового лидера. Внешнеполитическая составляющая превратилась в фактор предвыборной риторики, часть которой касается взглядов кандидатов по сдерживанию Российской Федерации. Такое сдерживание превратится в практическую политику новой администрации после президентских выборов 8 ноября текущего года.

Напомним, что республиканцы и демократы завершили процесс утверждения кандидатов для участия в выборах американского президента. В ходе национальных партийных конвентов, которые состоялись соответственно 18–21 июля с. г. в Кливленде и 25–28 июля с. г. в Филадельфии, право представлять республиканцев получил бизнесмен-миллиардер Дональд Трамп, а от демократов была выдвинута кандидатура бывшего госсекретаря США Хиллари Клинтон.

Выдвижение в качестве кандидатов в президенты США бизнесмена-республиканца и женщины-демократа являются отражением спроса американского общества на «принципиально» нового главу исполнительной власти, который должен быть человеком неординарным и способным найти эффективное и рациональное решение для достаточно сложных внутренних американских проблем.

ДОНАЛЬД ТРАМП: ПОПУЛИЗМ И ХАРИЗМА

Учитывая требование американского общества по улучшению ситуации в стране, Д.Трамп сориентировал свою предвыборную кампанию на получение поддержки со стороны белой части населения страны и людей преклонного возраста. В этом плане ключевым посылом Д. Трампа стало введение более жесткого регулирования в сфере миграции, в частности, путем усиления борьбы с незаконной миграцией и установление дополнительных барьеров для мигрантов, которые не имеют высшего образования и высокой квалификации.

Кроме того, Д. Трамп построил свою избирательную кампанию на обещаниях сосредоточить усилия на борьбе с терроризмом (которую, по его утверждению, администрация «провалила»), наркоторговлей и организованной преступностью, а также на улучшении экономической ситуации.

Для успешного проведения предвыборной кампании Д. Трамп активно пользуется своей харизмой и способностью убеждать слушателей во время выступлений. Основу его программных выступлений составляет критика внутренней и внешней политики действующей администрации США.

Вместе с тем, анализ выступлений Д. Трампа свидетельствует о его неготовности представить избирателям точное и глубокое понимание практической реализации предвыборных обещаний, в том числе относительно вероятных изменений в финансовой и экономической политике США.

Заявления Д. Трампа относительно основных подходов к обеспечению мирового могущества США также имеют достаточно противоречивый характер. В частности, он призывает сделать Америку «сильнее», провозглашает лозунг «Америка прежде всего», но одновременно выступает за ограничение роли США в мировых процессах.

Реакцию, близкую к шоку, вызвали среди союзников по Альянсу предположение кандидата в президенты относительно отказа США от выполнения собственных обязательств в соответствии со статьей 5 Устава НАТО, если вклад других стран в функционирование организации будет оценен как «недостаточный». Кроме этого, Д. Трамп предположил возможность выхода США из ВТО в случае намерений организации заблокировать его инициативу относительно увеличения до 15–35% налогообложения американских компаний, разместивших свое производство за рубежом.

Вполне понятно, что в центр внимания украинской экспертной среды объективно попали взгляды Д. Трампа относительно развития отношений США с Россией, в частности, относительно установления «союзнических» отношений между ними для борьбы с террористической организацией «Исламское государство». Соответственно, Д. Трамп «не видит препятствий» для развития отношений с президентом РФ В. Путиным и допускает возобновление полномасштабного американо-российского сотрудничества.

Эта же логика присутствует и в заявлениях кандидата о готовности признать аннексию украинского Крыма Россией, как и последствия российской агрессии против Украины на Донбассе, что должно означать немедленное прекращение политики США на сдерживание Российской Федерации.

Памятным является публичное заявление Д.Трампа, которое он сделал 31 июля текущего года в интервью для американского агентства новостей АВС, о том, что «...крымским жителям лучше с Россией, чем там, где они были до этого».

Вполне вероятно, что формированию пророссийской позиции Д. Трампа относительно российско-украинского конфликта способствовало присутствие в его окружении значительного количества сторонников нормализации американо-российских отношений, в частности советников по вопросам внешней политики Картера Пейжда и генерала Майкла Флинна.

История вокруг отставленного самым Д. Трампом бывшего главы избирательного штаба республиканцев Пола Манафорта, подпись которого нашли в «амбарных книгах» регионалов времен Януковича, представила самого Трампа и всю его пророссийскую риторику совсем в другом свете, что заметно ослабило его позиции среди американских избирателей. Это, к слову, иллюстрация некоторым украинским политологам, которые напрочь исключают влияние украинских событий на президентску гонку в США.

Интересно, что даже после этого скандала Д.Трамп не прекратил демонстрировать политическую безответственность. Свидетельством этого стала целая серия его провокационных заявлений в адрес Х. Клинтон, в частности, его призыв в адрес России осуществить хакерскую атаку против Демократической партии и обнародовать электронную переписку бывшего государственного секретаря США. По оценкам американских политиков, обращение к России с призывом осуществить специальную разведывательную операцию против политического оппонента по президентским выборам в условиях действия антироссийских международных санкций указывает на использование двойных стандартов и политический авантюризм и правовой нигилизм Д. Трампа.

Опасения относительно отсутствия в Д. Трампа опыта политической и государственной деятельности, четкой программы действий внутри страны и на международной арене, особенно в вопросах участия США в военных конфликтах и сдерживания России, вызвали противодействие со стороны лидеров Республиканской партии о его выдвижении кандидатом. В частности, Тед Круз отказался поддержать Д. Трампа в ходе проведения конвента и призвал избирателей голосовать «согласно своим убеждениям». Аналогичную позицию заняли также сенаторы-республиканцы Линдси Грэм, Джефф Флейк, Бен Сасси и другие.

Активная и небезосновательная критика в адрес Д. Трампа в то время привела к снижению уровня его поддержки со стороны американских граждан примерно на 9% в сравнении с Х. Клинтон, но сегодня он снова лидирует в предвыборной гонке с отрывом примерно в 2%. В условиях такого колебания уровня поддержки Д. Трампа, который все-таки допускает возможность своего поражения на голосовании 8 ноября с. г., ему остается лишь высказывать свои собственные убеждения, что результаты голосования «...скорее всего, будут сфальсифицированы».

ХИЛАРИ КЛИНТОН: ОПЫТ И СТАБИЛЬНОСТЬ

В свою очередь, у Х. Клинтон является целый ряд достаточно весомых преимуществ перед Д. Трампом. В этом контексте надо отметить ее значительный государственный и политический опыт, в котором большой удельный вес принадлежит осведомленности относительно мировых политико-экономических процессов, понимание Х. Клинтон особенностей развития обстановки в различных регионах, в том числе на постсоветском пространстве.

С учетом этого Х. Клинтон считается личностю, способной организовать достаточно прогнозируемую реализацию внутренней и внешней политики США. Как следствие, следует ожидать, что наиболее влиятельные страны мира будут отдавать предпочтение построению отношений с Соединенными Штатами Америки, президентом которых будет избрана Х. Клинтон.

Вместе с тем, считается, что наиболее значительная роль в выборе американского президента на голосовании 8 ноября с. г. будет принадлежать испаноязычным и афроамериканським гражданам США, численность которых неуклонно увеличивается. Демонстрируя преемственность политики Б. Обамы по отношению к этим группам населения, Х. Клинтон может рассчитывать на их поддержку. При этом в урегулировании расового неравенства Х. Клинтон доверяют 61% избирателей (Д. Трампу – 34%).

В то же время в процессе предвыборной кампании Х. Клинтон уверенно представляет пути решения внутренних проблем США, прежде всего экономических. Примерно 50% избирателей доверяют Х. Клинтон в решении экономических проблем в США (Д. Трампу – 48%). Кроме того, Х. Клинтон опережает Д. Трампа в вопросах реформирования систем здравоохранения, торговли, миграции, а также формирования Верховного суда США.

Наряду с этим, Х. Клинтон принимает меры по демонстрации своего конструктивизма и в отношениях с республиканцами – оппонентами Д. Трампа. Согласно ее заявлениям, в случае победы на выборах Х. Клинтон прибегнет к ликвидации узкопартийных противоречий и установлению плодотворного сотрудничества между Демократической и Республиканской партиями. Указанная позиция соответствует настроениям республиканцев.

Не исключено, что результатом именно такой тактики стала готовность ряда влиятельных членов Республиканской партии отдать свой голос в пользу Х. Клинтон. Один из главных советников Джеба Буша, Салли Брэдшоу, 2 августа с. г. зарегистрировалась независимым избирателем и заявила о поддержке Х. Клинтон на выборах. В тот же день о намерениях проголосовать за Х. Клинтон заявили сенатор-республиканец Ричард Ханна и президент компании Hewlett-Packard Мег Уитмен, которая выступала как влиятельный донор Республиканской партии.

В то же время, отдавая предпочтение прогнозируемому и стабильному развитию США, влиятельные представители бизнеса увеличили объем финансовой помощи Х. Клинтон; размер такой помощи превысил 4 млн долл. США.

Таким образом, учитывая развитие ситуации и настроения большинства американских граждан, значительный шанс получить победу на выборах президента США на сегодня остается у Х. Клинтон.

НЕВЗИРАЯ НА ПЕРСОНАЛИИ...

В то же время, несмотря на то, кто из двух кандидатов одержит победу, новая администрация США будет вынуждена уделить значительное внимание, прежде всего, решению проблем, которые назрели внутри американского общества. В связи с этим, логичным считается сокращение определенных внешнеполитических программ.

В частности, ограничения бюджетных расходов вкупе с необходимостью борьбы с нелегальной миграцией и террористической угрозой в стране будут определять уменьшение объемов участия США в решении конфликтов в других странах. При этом, главным критерием американского участия будет реальность достижения поставленных целей.

Однако, уже сегодня в США определяется неизменность сущности американской политики относительно российской агрессии против Украины. В случае принятия Закона №5094 «О поддержке стабильности и демократии в Украине» (законопроект был одобрен Комитетом палаты представителей Конгресса США по иностранным делам 14 июля с. г.), новая администрация США будет обязана предоставлять помощь Украине и лишится возможности восстановления сотрудничества с Россией до прекращения ею агрессии против Украины.

Но предыдущий тезис не снимает очевидного утверждения: перспективы украинско-американского сотрудничества будут формироваться новой администрацией США исключительно на основании ее оценок относительно практического наполнения реформ в самой Украине.

Несмотря на очевидную «строгость» такого вывода, именно такие, достаточно жесткие, реалии предоставляют Украине шанс окончательно превратиться в субъект международной политики. Ведь никто, кроме нас, украинцев, не сможет построить в Украине справедливое, богатое и терпимое к другим общество, которое будет уважаться соседями и всем миром. Несмотря на значительный объем помощи, которую Украина получает от США, других союзников по НАТО и от международного сообщества в борьбе с российской агрессией, является очевидным, что украинцам придется собственноручно и собственным оружием бороться за волю, судьбу и суверенность.

Нынешнее поколение ровесников Независимости имеет все шансы войти в историю как первое, которое громко заявит – Украина уже никогда не превратится в сателлита или игрушку в руках России.

С другой стороны, Украина не должна быть игрушкой ни в чьих руках. Но до полного осознания этой простой истины мы доберемся уже после судьбоносных, без преувеличения, американских выборов.

Юрий Радковец, вице-президент Независимого аналитического центра геополитических исследований «Борисфен Интел», кандидат военных наук, доцент, генерал-лейтенант запаса.


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-