Кредит МВФ: стабильность гривны и требование идти дальше

Кредит МВФ: стабильность гривны и требование идти дальше

Аналитика
1482
Ukrinform
Запад заключил с Киевом очередную политическую сделку. Украинское общество должно добиться ее безусловного выполнения

Ночью, когда в Украине уже наступило 15 сентября, наконец-то поступило сообщение, что Совет директоров Международного валютного фонда решил продолжить программу сотрудничества с Украиной и выделить дополнительную финансовую помощь. Речь идет о транше в 1 миллиард долларов. Кроме того, решение МВФ открыло дорогу к получению Украиной кредита от США тоже на миллиард и макрофинансовой помощи ЕС на 600 млн. евро.

Весь день 14 сентября Украина с нетерпением ждала решения МВФ. Вечером это нетерпение уже начало проявляться в саркастически-шутливых сообщениях в социальных сетях вроде «уж вечер близится, а миллиарда нет». Кто-то интересовался, - в случае положительного решения МВФ какие праздничные мероприятия предусмотрены, и какие именно киевские улицы будут перекрываться.

Если бы не было войны...

Однако, шутки – шутками, но в наших конкретных условиях событие и действительно сверхважное. Транш МВФ как минимум гарантирует нам стабильность гривни, которая в последние недели уверенно двигалась к отметке 30 за доллар. А главное – поддержка Запада (а выделения займа МВФ – это его коллективное решение) в целом укрепляет Украину в противостоянии с Россией. Совсем не случайно первым, не дождавшись утра, радостную новость украинцам озвучил сам Президент Украины. Те, кто еще не спал в этот поздний час, имели возможность не только узнать о ней, но и послушать специальное видеообращение Президента по этому случаю. Удовлетворение Петра Порошенко решением Совета директоров понятно, - это, безусловно, его личный политический успех.

Выделение денег Украине является прежде всего проявлением политической поддержки Запада Украине. Это проявление соответствует общей тенденции последних месяцев, а именно: Запад сегодня поддерживает Украину во всех направлениях: дипломатическом, военном, а вот теперь – и в финансовом.

Конечно, причины, по которым выделение транша так долго откладывалось – остались. Политическое и экономическое реформирование в Украине идет крайне медленно (и это еще мягко сказано). Наша элита отчаянно и изобретательно сопротивляется всем нововведениям, которые бы положили конец или хотя бы существенно сократили масштаб коррупции в стране и ускорили процесс обновления политической элиты страны. Со времени окончания Майдана, со времени прихода новой власти – а это уже более двух с половиной лет – создание новой патрульной полиции остается единственным примером заметной реформы в Украине. И это при том, что вряд ли можно назвать реформой простую смену персонального состава того или иного ведомства, если принципы и правила функционирования этого ведомства не изменены. Наша исполнительная и законодательная власти постоянно пытается выхолостить суть таких реформ, как Специализированная антикоррупционная прокуратура, Национальное антикоррупционное бюро, закон о люстрации, электронное декларирование доходов чиновников, и тому подобное. Судебная власть все еще не реформирована, несмотря на то, что независимый суд – обязательное условие прихода в Украину серьезных инвестиций из-за рубежа. Сегодня мы все имеем такие новости, как, к примеру, заявление вице-спикера Верховной Рады Оксаны Сыроид, что народные депутаты берут взятки за назначение новых судей Верховного Суда...

Западные правительства прекрасно видят эту имитацию, иначе очередной транш МВФ мы получили бы вовремя, еще в прошлом году. Однако соображения политической целесообразности, а именно – поддержка действующей украинской власти, дестабилизация которой в условиях вооруженного противостояния с Россией грозит возникновением неуправляемого хаоса, заставляет Запад не категорически настаивать на безусловном выполнении всех условий для получения займа МВФ.

Кстати, такая же ситуация складывается и вокруг введения безвизового режима Украины со странами ЕС. С одной стороны – такой режим означает серьезную поддержку действующей украинской власти, которая уже мозоли на языке набила обещаниями безвиза своим избирателям, с другой – условия для безвизового режима - формальные и, возможно, неформальные – украинская власть так до конца и не выполнила. Показательно, что, например, комиссар ЕС по вопросам расширения и политики соседства Йоханнес Хан на встрече с председателем Верховной Рады Андреем Парубием уверяет, что вопрос предоставления Украине безвизового режима находится на решающем этапе, и в то же время считает нужным напомнить, что нерешенными остается ряд вопросов, необходимых для дальнейшего сотрудничества, и отмечает, что наблюдает за ходом реформ в Украине, в частности, в сфере энергетики: «По его словам, внимание приковано к принятию во втором чтении закона о Национальной комиссии, которая осуществляет государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг» (из сообщения пресс-службы Аппарата Верховной Рады о встреча Хана с Парубием). Казалось бы, какое отношение имеет энергетика к безвизовому режиму, но имеет, раз комиссар об этом говорит.

Чего требует Кристин Лагард

С этой точки зрения, выделение транша МВФ можно и нужно расценивать как заключение такого себе политического соглашения Запада и Украины, точнее Запада и украинского правительства. Об основных положениях этого соглашения можно составить представление из заявления директора-распорядителя МВФ Кристин Лагард, которое она сделала сразу после принятия решение выделить Украине деньги.

Кроме общего комплимента украинскому руководству (положительная оценка «усилий украинского правительства по восстановлению экономики в нынешний кризисный период»), и нескольких конкретных - «разумная макроэкономическая политика, смелые шаги по приведению тарифов на энергию до уровня возмещения затрат, а также меры по восстановлению банковской системы», - госпожа Лагард озвучила и основные требования-претензии. Из ее слов следует, что они таковы: 1) украинской власти нужно избегать изменений в налоговой политике, которые приводят к росту дефицита. Акцент должен быть сделан на улучшении налогового и таможенного администрирования; 2) пенсионная реформа должна уменьшить большой дефицит Пенсионного фонда и довести пенсии до «устойчивого уровня»; 3) приоритетом в денежно-кредитной политике и реформе финансового сектора должно стать сокращение инфляции, восстановление международных резервов и постепенный отказ от административных мер, которые до сих пор имеют место; 4) перестроить и приватизировать госпредприятия; 5) ввести уголовное преследование случаев коррупции на высоком уровне.

Вот при таких обстоятельствах – в претензиях Запада к медлительности и половинчатости украинских реформ и заверениях Киева, что не сегодня, так завтра все будет сделано – и решаются вопросы помощи и поддержки Западом Украины. Пока что – на пользу украинской власти. На вопрос: приносит ли это пользу Украине, если Запад помогает, не дожимая до конца безусловное выполнение украинской властью шагов по реформированию страны? – следует отвечать утвердительно исключительно из-за войні с Россией. Если бы ее не было, ситуация была бы принципиально иной. Однако, самое главное – требовать настоящих и быстрых реформ от украинской власти должно прежде всего украинское общество, а не западные правительства. Хотя бы потому, что наша элита и наша власть все-таки больше опасается украинцев (только они могут изменить власть), а не иностранцев из Вашингтона или Брюсселя.

Юрий Сандул. Киев


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-