Луганское направление: сорок процентов децентрализации

Луганское направление: сорок процентов децентрализации

1126
Ukrinform
Децентрализация – самый тяжелый фронт во всем комплексе нынешних реформ

Децентрализация – это, если прибегнуть к военной терминологии, – самый тяжелый фронт во всем комплексе нынешних реформ, во всяком случае, на Луганском их направлении. И не потому, что противник здесь какой-то особо многочисленный и упорный. Просто здесь некому этот «фронт» держать. По крайней мере, такой вывод напрашивался после очередного выезда на передовую.... А именно – в Белокуракинскую состоятельную громаду. Что она действительно состоятельная, свидетельствовали тщательно выбеленные бордюры, чистые улицы, нарядные дома и, как минимум, один тротуар, выложенный цветной плиткой...

КАК ОТБИТЬСЯ ОТ ДЕНЕГ?

Визуальные впечатления убедительно подтверждала статистика. Ею радушные хозяева поделились с гостями во время конференции, устроенной в рамках празднования первой годовщины создания Белокуракинской громады. Каковую (годовщину) совместили с традиционным Днем поселка с его танцами, песнями и массовыми гуляниями.

– Самая главная фишка, – поделился с присутствующими районными начальниками председатель ОТГ (объединенной территориальной громады) Сергей Сирык, – это серьезное вливание средств в территорию. 14,7 млн грн государственной субвенции! Для Белокуракино это, конечно, серьезные деньги. С чего мы начали? С доверия людей. Во всех селах провели сходы. Пропало у людей доверие, в том числе и к нашему проекту. Непростое это дело, но интересное и благодарное. Год уже громаде, и мы уже все деревни объехали. Людям надоело жить в бурьянах, на неосвещенных улицах. Надо сейчас использовать этот момент. Были сомнения, что там, наверху, потрещат – и забудут. Но деньги поступают четко, месяц в месяц.

Доходов стало столько, что громада создала коммунальное предприятие и приобрела для него семь единиц различной техники, включая вакуумную машину для очистки выгребных ям и транспортировки отходов к месту утилизации. Для сельской местности – весьма актуальная покупка. И не стоит думать, что только на благоустройство райцентра пошли бюджетные «сверхприбыли». Сирык отчитался о ремонтах систем водоснабжения в трех селах, ремонте сельского клуба, об освещении улиц в довольно крупном селе Нещеретовом. Даже провели несколько праздников и футбольных матчей на обновленных сельских стадионах.

– Но, должен вам сказать, не все у нас получается. Дали денег, 4 миллиона на ремонт дорог мы заложили – а Автодор у нас слабенький. Только два миллиона может освоить. Ищем другого подрядчика. Вот, из Славянска к нам уже приезжали... Что касается бюджета. В результате создания объединенных громад объем собственных доходов вырос в три раза по сравнению с 2015 годом. Объединение позволило увеличить собственные доходы на одного жителя от 1 тысячи до 1400 гривен.

«Дали нам свободу в создании штатных единиц, деньги есть», – с гордостью сообщил Сергей Иванович, но детализировать ситуацию с кадрами не стал. Тут же выяснилось, что в селах до сих пор не выбраны, как то положено по закону, старосты – это состоится только 2 октября. То есть, спустя более года после образования громады.

«...И У НАС ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО»

Подобную же радужную картину «Новая жизнь» широкими мазками нарисовал председатель Новопсковской ОТГ Вадим Гаев (юридическое название ОТГ, уточнил Вадим Викторович – «Новопсковский поселковый совет»).

– У вас были проблемы во время оформления объединенной громады с районной властью?

– Созданием ОТГ занимались предыдущий поселковый голова Александр Бондарь и предыдущий сельский голова села Осиновое Инна Птушко. Но Бондарь на выборы не пошел, я и победу получил уже в практически созданной громаде. В выборах принимали участие три кандидата.

В объединенную громаду входят сегодня шесть населенных пунктов. Это административный центр – Новопсков, и пять сел Осиновского сельского совета. Мы уже прошли этап избрания старост.

– Говорят, избрать старост – не проблема. Проблема – перебрать на себя функции, которые сегодня выполняют районные структуры. Вам хватает специалистов?

– Да, мы тоже столкнулись с такой проблемой. У нас сегодня вакантна должность начальника отдела коммунальной собственности и земельных отношений. Вакантна должность юриста; была вакантной должность землеустроителя... Но мы проблемы решаем, понемножку-понемножку собираем кадры. Потому что высвободятся кадры из райгосадминистрации, районного совета. Когда объединятся все громады, такие структуры потеряют свою необходимость.

Хвастаться пока особенно нечем. Только-только начали, например, капитальные ремонты тротуаров, учебных заведений, садиков, замену крыш, утепление чердаков. Только-только заключили договор на ремонт дорог – потому что очень взвешенно подошли к выбору подрядной организации.

– А что мешало так делать, когда просто существовал Новопсковский поселковый совет?

– Элементарно не было денег. Объединение не только дало нам право самостоятельно принимать решение – оно нам дало и ресурсы. Во-первых, мы вышли на межбюджетные отношения с государством. Мы перестали быть зависимыми от районного совета. Все поступления в местный бюджет, а именно: 60% от НДФЛ, акцизный сбор, единый налог – все остается у нас в местном бюджете, и мы сами принимаем решение, куда их тратить.

Например, на 1 августа 2015 года поступления в местные бюджеты Новопсковского поселкового и Осиновского сельского советов составляли около 7 миллионов гривен. На 1 августа 2016 года – 21 миллион.

– Это вместе с государственной субвенцией?

– Сейчас я не могу точно ответить – надо посмотреть в бумаги. Но даже без тех 4,5 миллионов субвенции все равно рост впечатляющий.

КИНО И ГРОМАДЫ

Благотворная картина вырисовывается, но определенный дискомфорт у человека наблюдательного возникает уже тогда, когда он узнает, что громады созданы вокруг районных центров. То есть вокруг уже давно существующей инфраструктуры. Строго говоря, Луганщина не отстает. Здесь созданы целых две объединенные громады (в прифронтовой зоне!), тогда как есть области, где смогли «родить» лишь по одной. Но как сравнить это достижение с Тернопольщиной, где уже действуют 27 громад? Или с Хмельнитчиной, где их уже 22?

Эти данные также прозвучали на конференции. Не имею права придираться к хозяевам, но это была, так сказать, конференция-лайт. Чиновный люд из окрестных районов собрался на празднование и не был особенно склонен к основательному разговору. Хотя председатель Кременской райгосадминистрации Наталья Чехута все же не выдержала и попыталась повернуть разговор в конструктивное русло.

«Если в райцентре особых проблем не возникало, – отметила она, – то населенные пункты, наиболее удаленные от города Кременная, совсем не понимали, как они будут выживать. Например, Новоастраханская объединенная громада, которая остается без инфраструктуры, без соответствующих доходов? Я понимаю, когда территориальная громада объединилась вокруг центра, где имеется вся инфраструктура. А как объединить громаду там, где ее нет? Где нет учителей, врачей. Мы же говорим с вами о том, как донести услуги до населения, а не забрать их оттуда».

По словам Натальи Васильевны, во всех потенциальных территориальных громадах района созданы рабочие группы; идет общение с населением – «чтобы принять одно, но ответственное решение для всего района».

Не так давно делегация Луганской области во главе с заместителем председателя ВГА Романом Косинским проехала по всей Украине вплоть до замка Шенборна под Мукачево – главы районов и райсоветов изучали, как движется децентрализация в других регионах Украины. Однако Роман Валерьевич ничего стоящего на вопрос Чехуты не ответил. Если не брать во внимание показанный здесь же трейлер к полнометражному фильму о данном «турне». Мое личное впечатление от киноролика: «Какая же красивая наша Украина!» Однако рекомендаций, как следует объединять громады конкретно на Луганщине, в фильме явно не было.

ГОЛОВА

Мероприятия устроила Белокуракинская громада (в «девичестве» – Белокуракинский поселковый совет), однако все равно чувствовалось, что главным на празднике является руководитель райгосадминистрации Сергей Иванюченко. С Сергеем Ивановичем мы познакомились десять лет назад. Он тогда возглавлял район (с 2005 по 2010 годы), а темой поездки было сотрудничество с Украинским фондом социальных инвестиций (УФСИ). Белокуракинщина была первой громадой, прибегнувшей на деньги Всемирного банка к реализации сразу нескольких социальных проектов. Основная их ценность была в том, что деньги давались только тем громадам, которые сумеют на своей территории собрать 10% от стоимости проекта.

Как ни странно, проекты на таких условиях были тогда реализованы в самых отдаленных деревнях, и я надеялся, что и теперь в районе хватит инициативных людей, которые сумеют внедрить административную реформу «на местах». Но...

– Здесь говорили, что не надо ни на кого давить – раз надумали, то пусть идут. Я с этим тезисом и согласен, и нет. Как не крути, а создание Белокуракинской ОТГ пошло из этого кабинета. И я прекрасно понимал, что если не будет администрации, не будет головы поселкового совета, вокруг которого создается громада, если не будет желания голов сельских советов, их заинтересованности – то и дела не будет. Люди что в Белокуракино, что в Марковке, что в Троицком одинаковые – пассивные.

– С чего бы это?

– Я принимал участие в сходе граждан в одном селе. Село – 170 человек. Пришло – пятьдесят. Уже видно, что людям это неинтересно. Какие вопросы задавали: «А кто справки будет выдавать?» – и больше, в принципе, вопросов не было. Им безразлично. Если подталкивает их власть – они идут. Так вот, не говорю, что должно быть давление, но если не будет инициативы тех людей, которых я вам назвал... А то, что необходимо делать децентрализацию – тут я уверен на тысячу процентов еще позавчера.

– Как вы поделили власть между громадой и райгосадминистрацией?

– Надо начать с того, как мы изъявили желание создать территориальную громаду. По плану на территории района должны быть созданы две ОТГ – Белокуракинская и Лозно-Александровская. Процесс в обоих начался одновременно, и когда Белокуракинская громада во главе с Сирыком – он тогда был поселковым головой Белокуракино – была создана, Лозно-Александровская не смогла этого сделать. Тут же не просто надо подать документы – это и работа с населением, проведение сходов, и т. д. Какова дальнейшая судьба этой громады? Ну, здесь возможны два варианта. Или те села по одному будут присоединяться к Белокуракинской ОТГ – или все-таки смогут создать свою громаду. Во что я не очень верю.

– Почему?

– Основная проблема – отсутствие кадров. Ну, голову избрали. Такой, не такой – избрали. А как восполнить прочие структуры? Там просто не из кого будет выбирать. Потому что кадровый голод, если взять вообще по району... Вот, проводили конференцию учителей перед первым сентября. В этом году ни один молодой учитель не пришел в белокуракинские школы. Или же взять здравоохранение. Процентов на шестьдесят заполнены кадрами наши учреждения. Это очень низкий показатель.

И еще один момент. У нас в районе было 14 сельских советов и два поселковых. Так вот, в половине сельских советов головы избирались на безальтернативной основе. То же самое касается депутатов сельских советов: голова не в состоянии собрать сессию. Не собрались, бюджет не утвердили – тормозится процесс развития, процесс жизнедеятельности этой территории. Если бы так было на одной территории – оно бы еще куда ни шло. А я вам говорю: это на половине территории района.

* * *

По оценке самого Иванюченко, Белокуракинская ОТГ создана на 40%, остальные функции выполняются районными структурами. После конференции в «кулуарах» (точнее, на праздничном майдане, где угощали в каждой палатке) опытные администраторы утверждали в частных беседах, – что это соотношение не соответствует действительности: на самом деле громада в состоянии сегодня реализовать разве что 15 процентов своих функций. Среди других причин называлась и та, что Верховная Рада существенно запаздывает с законодательным сопровождением этой реформы. В первую очередь это закон о земельных отношениях. В 2005–2010 годах договора на аренду земли подписывала администрация. Потом власть поменялась, парням захотелось, чтобы регулирование происходило не на местах, а в области. «Почему так сделали? – тут думать долго не надо».

Отсутствие кадров – одна из главных причин. Если Вадим Гаев надеется подобрать специалистов, которые будут увольняться из районной администрации, то кто поедет в Лозно-Александровку, которая затаилась практически на самой российской границе? Допустим, со здравоохранением можно уладить проблему, внедрив страховую медицину (чтобы медицинский полис работал на всей территории Украины). И тогда крестьяне, по старой привычке, будут ездить лечиться Белокуракино (или кому ближе – в Новопсков или Троицкое). Но вот с образованием так не получится – детей нужно учить ежедневно, и лучше всего – где-то рядом с домом.

И тем не менее – первые шаги сделаны, первые шишки набиты, первый опыт – приобретен. И даже имеется представление, в каком направлении двигаться дальше.

Михаил Бублик, Северодонецк
 


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-