Олег Левченко, координатор Винницкого офиса реформ и регионального развития
Проблема децентрализации в том, что остальные реформы ее только догоняют
03.10.2016 11:30 531

Когда они начали готовиться к формированию ОТГ, еще даже не было законодательства о регистрации таких громад. Но люди, лидеры громад, поверили, что это нужно сделать, сделали и получили результаты. Первое – это финансы. Если говорить о господдержке в национальном масштабе, то речь идет о 3 млрд грн с ГФРР, миллиарде субвенции на формирование инфраструктуры объединенных громад и о своей доле с 1,95 млрд грн субвенции местным бюджетам в результате финансовой децентрализации.

Например, Хмельницкая область, где громады получили 226 млн грн в виде целевой субвенции. Таких денег они не видели никогда. И за эти деньги они делают дороги, школы, садики. Причем, речь идет не просто о ремонтах. Мы видим совсем другие подходы к использованию новых возможностей. Появляются сельские (!) спортивные школы, комплексные учебные заведения, которые решают проблему как дошкольного воспитания, так и среднего образования. Самое интересное, что люди, ответственные за эти громады, – головы и депутаты, – сориентировались, что надо создать мощное коммунальное предприятие, которое могло бы самостоятельно решать проблемы громад. Но главное, что происходит изменение мышления этих громад.

– Сейчас уже не туго. Собственно, Винниччина не была лидером этого процесса, но и не была среди худших. Но для медленных темпов было много причин. Прежде всего, из-за низкого уровня доверия к власти как таковой, который  присущ всей Украине, а особенно - в предлагаемых ею реформ. Потому что единственная, которая сейчас сработала положительно – это внедрение ВНО. Ее единственную люди заметили и почувствовали изменения, когда их дети начали поступать в вузы согласно знаниям, без тысяч долларов взяток. Другие же реформы на самом деле и не стартовали.

Что же касается собственно Винницкой области, то действующий в тот момент облсовет состояла из значительного количества людей, которые хотели какие-то свои вопросы решить, кто не воспринимал реформу, потому что не понимал, как оно все будет. В результате, вместо 50–60 объединенных громад, которые должны быть созданы согласно методике Кабмина, областной совет «напланировал» аж 106.

Это неприятие, непонимание законодательства и вполне логичное нежелание председателя ОГА силой заставлять громады объединяться, и повлекло данную ситуацию. Его позиция очень важна, ведь закон предусматривает необходимость внутренней свободы и желание громад объединяться. Потому, согнав всех в ОТГ силой, весь негатив этого процесса можно было перетянуть на местную власть, сделав восприятие реформы в регионе еще более проблемным.

К счастью, этого не произошло, и уже сейчас мы видим, что область, особенно за последние полтора месяца, решительно пошла вперед. Мы имеем 20 громад, подали в ЦИК целостный пакет документов об объединении для объявления там первых выборов. Прогнозирую, что 5 из них не будут признаны Кабмином, как состоятельные. И здесь будет несоответствие реалий и ожиданий тамошних людей, которые хотят объединения и считают, что если они пойдут на выборы, то уже все решено. А остальные пятнадцать – потенциально состоятельные, они являются центрами объединения, определенного Минрегионом во время предварительных консультаций.

Кроме того, в области имеется перспективный план объединения громад, сейчас он находится на изучении Минрегионстроя. Хотим услышать позицию министерства по поводу этой конфигурации ОТГ. Как только мы получим ответ, что будет признаваться состоятельным, а что – нет, попробуем вынести на сессию облсовета и обсудить с депутатами.

В общем, процесс пошел, ведь речь идет о 24 ОТГ из 66 ожидаемых в ближайшей перспективе (с учетом 4 уже существующих – Калиновская (Калиновский район), Студенянская (Песчанский район), Вапнярская (Винницкий район) и Ильинецкая (Ильинецкий район).

– Об ожиданиях и реалиях. А объединенные громады смогут справиться с новыми возможностями? Например, председатель Винницкой ОГА на одном из совещаний говорил, что местные бюджеты в ходе финансовой децентрализации получили более миллиарда гривен дополнительных поступлений. Год проходит, а половина этих средств до сих пор не распределена.

– Это очень важный вопрос, чтобы они взяли на себя не только ресурсы, но и ответственность. Прежде всего, теперь придется думать, как сбалансировать ситуацию в объединенных громадах. Делать в первую очередь что-то в дальнем селе, или рядом с центом ОТГ? Это должна быть дорога, или садик? Но точно, что не все в одном селе, не только «на земле» одного депутата, иначе не изберут второй раз.

Сегодня имеется много рисков. И до сих пор люди живут вопросами и опасениями, – кто нас будет представлять? Не станем ли мы «бригадным селом»? Что будет со школой, с медициной, с услугами? Эти вопросы за нас самих никто не решит.

– Каких-то две недели назад стартовала программа «U-LEAD с Европой: Программа для Украины с расширения прав и возможностей на местном уровне, подотчетности и развития». Речь идет об около 3 млрд грн от европейских партнеров в поддержку децентрализации. Как люди смогут ощутить на местах, что эти деньги были использованы по назначению, а не «распилены»?

– На самом деле, сейчас стартует несколько проектов, а U-LEAD – только один из них. В Украине на реформу по децентрализации работают и средства американского правительства, и шведские, и евросоюзовские, и их будет много. На презентации программы в Виннице комиссар ЕС по вопросам расширения и политики добрососедства Иоганнес Хан сказал, что это будет ключевым приоритетом иностранных партнеров в сотрудничестве с Украиной, и что на это будет максимальная поддержка и помощь.

Относительно U-LEAD, то у меня имеется четкая уверенность в том, что средства пойдут по назначению, ведь им руководит Немецкое общество по вопросам международной помощи (GIZ). Это немецкая правительственная организация, которая очень ответственно относится к средствам своих налогоплательщиков. Это один из предохранителей, и это только часть общей помощи, которая ориентирована на то, что должны делать бывшие офисы реформ, а сейчас – центры поддержки местного самоуправления.

На первом этапе их усилия будут сконцентрированы на поддержке создания инфраструктуры развития объединенных громад.

Когда мы приезжали в Хмельницкую область, то выяснилось, что там предусмотренный штат позволяет нанять 36–40 человек, которые могли бы руководить процессом, а реально имеется всего 20–25 подготовленных людей. То есть, нет кадров, которые отвечали бы потребностям, которые сегодня возникают в обществе. А речь же идет о разработке стратегических планов их развития, работу со средствами ГФРР, целевыми субвенциями, иными источниками ресурсов и тому подобное. Как уже говорилось, громады просто не успевают «выбирать» эти средства! Поэтому надо сформировать штаты компетентных специалистов в каждой громаде, чтобы там были люди, разбирающиеся в инструментах работы с этими средствами, – как правильно подготовить документацию, строительную, сметную и тому подобное. На первом этапе будет подготовлена эта инфраструктура, и громады получат доступ к ресурсам на собственное развитие.

Еще, например, в программе U-LEAD одним из партнеров является шведская программа, предусматривающая создание 600 ЦПАУ во всех объединенных громадах за 4 года. В частности, и в таком виде пойдет на места помощь.

– По моим ощущениям, будем иметь дело с очень резким расслоением, потому что есть градация: сельская, поселковая и городская объединенная громада. Выборы в сельских громадах не политизированы, а вот городские проводятся по партийным спискам. Поэтому и эти факторы учитываются, когда принимаются решения, кому и с кем объединяться.

Относительно же политтехнологической составляющей, то опыт показывает, что даже те политические силы, которые очень против объединения громад (например, «Батькивщина»), активно принимают там участие в выборах. Мы на Виннитчине видели настоящее противостояние во время первых выборов в ОТГ. Но как только громада начнет функционировать как самостоятельная единица, когда не надо будет ездить в Киев за деньгами, вопрос партийности станет далеко не главным. Потому что люди будут спрашивать избранников – не из какой ты партии, а какого результата добился.

Сейчас мы еще не видим этой волны, но как только объединится значительное количество громад, они будут диктовать условия на местном уровне.

Пример Польши и Чехии это демонстрирует. Там имеется политика национального уровня, и кто угодно может управлять этим процессом – левые, правые. А на местах необходимо следить за безопасностью, инвестициями, образованием и медициной. И люди сами нормируют эту ситуацию. Если на уровне области политика еще будет иметь большое значение, хотя там будет уже меньше ресурсов, то на уровне громад мы увидим совсем другую канву уже буквально за три года.

Пускай даже на первом этапе выберут популистов, но уже на следующих выборах они будут искать хозяина, потому что будут иметь с чем сравнивать. Уже сейчас в соседней Хмельницкой области есть более 20 ОТГ, есть председатели, с которыми громады расцветают, а есть и такие, что пришли, потому что хотели подмять под себя какие-то территории. Люди это видят и сделают определенные выводы.

Антонина Мних, Винница.

Фото: Александр Лапин / Укринформ.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-