Молдова: Пенсионеры в ожидании лучшей жизни

Молдова: Пенсионеры в ожидании лучшей жизни

Аналитика
2152
Ukrinform
Удастся ли Молдове оперативно реализовать планы пенсионной реформы, внедрение которых в Украине затягивается на десятилетия?

Реформирование самой деликатной и «тонкой» социальной сферы - пенсионной системы - в Украине идет уже 13 лет. Еще в 2003-м были заложены виды пенсионного обеспечения, и все эти годы страна планомерно идет к реализации поставленной цели, но завершить процесс пока не удалось и... в ближайшее время вряд ли удастся. Хотя надежда есть - в пятницу министр соцполитики Павел Розенко сообщил, что накопительную пенсионную систему планируется ввести уже с 1 января 2017 года.

В 2008-м, когда в Украине уже делались практические шаги на пути к реформированию, в соседней Молдове пенсионные вопросы только вынесли на активное обсуждение. Процесс активизировался лишь в 2011-м, когда был сделан первый, незначительный шаг в этом направлении - отменена система льготных пенсий, а в 2013-м молдавские власти начали осуществлять конкретные реформы пенсионной системы в ускоренном режиме.

Удастся ли Молдове в короткие сроки реализовать планы, внедрение которых у нас затягивается на десятилетия, разбиралась наш корреспондент.

РИСК - НЕ ВСЕГДА БЛАГОРОДНОЕ ДЕЛО

По мнению бывшего министра труда и социальной защиты Молдовы, ныне депутата парламента Валентины Булиги, повышение пенсионного возраста - самый трудный шаг в практической реализации реформы пенсионной системы, несмотря на то, что продолжительность жизни за последние два десятилетия выросла в стране на 5 лет. Трудный, прежде всего, из-за сложной демографической ситуации в Молдове. По данным экспертов, коэффициент старения населения достиг критической 12-процентной отметки еще в 1988 году, а сегодня этот показатель составляет 15,3%.

Помимо этого, не менее тревожным остается постоянно снижающееся количество молодежи на селе и растущий дисбаланс между людьми старшего поколения и молодежью, а в сельской местности процент смертности выше процента рождаемости. Эта тенденция, по мнению молдавских аналитиков, и в последующие годы будет расти.

Тревогу вызывает и тот факт, что пенсионеров в Молдове около 700 тысяч, а это почти каждый четвертый житель страны. При населении чуть менее четырех миллионов человек (без учета Приднестровского региона) проводить, как говорится, «с топора» пенсионную реформу, да еще и при неблагоприятных социально-экономических и политических факторах, последнего времени, - дело весьма и весьма рискованное.

В 2013 году по настоянию Международного валютного фонда и Всемирного банка в стране впервые заговорили о реальном повышении пенсионного возраста: с 57 до 60 лет для женщин и с 62 до 65 для мужчин. После продолжительных публичных дебатов компромисс по повышению пенсионного возраста все же был найден: было принято решение осуществлять это поэтапно (до 2020 года).

Куда более сложным является вопрос финансового обеспечения проведения пенсионной реформы, ведь, согласно статистическим данным, около 85 процентов Фонда социального страхования направляется на покрытие пенсионных выплат. При этом Фонд пенсионного обеспечения постоянно испытывает острую нехватку средств, которые постоянно компенсируются из государственного бюджета. А альтернативных, в том числе и частных, источников пенсионного обеспечения в Молдове пока не создано.

Поэтому сегодня минимальный размер пенсий едва достигает 30 долларов (чуть более 600 молдавских леев), ее средний размер - около 60 долларов (1200 леев), при этом прожиточный минимум в стране находится на уровне 1700 леев (около 85 долларов). 

КАК УСТРАНИТЬ СОЦИАЛЬНУЮ НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ

Но жизнь, как говорится, внесла свои коррективы в планы властей. После 2013 года пенсионный вопрос был отложен сам по себе в «долгий ящик». Через год предстояло провести очередные парламентские выборы, а еще спустя год, в 2015-м, в стране вспыхнул очередной политический кризис (за год поменялось три премьера) в связи с обнародованием данных о хищении более миллиарда долларов из банковской системы страны. Кстати, деньги воровали и из обанкротившегося Сбербанка, через который большинство молдавских пенсионеров получали свои пенсии. 

В конце 2015-го-начале 2016-го ситуация резко поменялась. Молдову накрыла волна массовых антиправительственных протестов, – не до пенсионной реформы было. И лишь в январе нынешнего года, после назначения нового премьера (им стал представитель правящей Демократической партии Павел Филипп), ситуация, и политическая, и социально-экономическая, относительно стабилизировалась. 

Спустя несколько месяцев, летом 2016-го правительство вернулось к наболевшему вопросу реформирования пенсионной системы. По поручению правительства была создана рабочая группа, которая займется разработкой поправок в Закон о пенсионном обеспечении. Но суть предложенных правительством мер заключается на этот раз не столько в повышении пенсионного возраста, хотя, без сомнений, вопрос этот обойти просто невозможно, сколько в устранении существующего дисбаланса, точнее сказать, неравенства между различными социальными категориями пенсионеров. Сколько потребуется финансовых средств для создания прочного финансового фундамента под пенсионную реформу, пока не подсчитано, но рабочая группа намерена в ближайшее время дать конкретные ответы на эти вопросы. Отдельными политиками озвучена лишь цифра в 5% от ВВП, но сколько это будет на самом деле, смогут сказать лишь специалисты. 

АРГУМЕНТЫ В ЦИФРАХ

Весьма красноречиво о социальном неравенстве свидетельствуют, конечно, цифры. По признанию молдавского премьера, главное социальное неравенство сегодня заключается в том, что одним пенсионерам деньги начисляются из расчета 75% от уровня их зарплаты, а другим - почти втрое меньше, около 26%.

К примеру, уходящий на заслуженный отдых депутат парламента вполне может рассчитывать на пенсию размером около четырехсот с лишним долларов, в то время как сельскохозяйственные работники вынуждены довольствоваться пенсиями почти в 10 раз меньше (около 40 долларов). Это при том, что работа сельского труженика ничем не легче народных избранников, которых этот же труженик избрал и доверил принятие важных законов.

Есть и другие, не менее «впечатляющие» факты. К примеру, человек, трудовой стаж которого составляет 15 лет (это минимальный стаж для начисления минимальной базовой пенсии) будет получать около 30 долларов, а проработавший 30 лет и более пенсионер получит среднюю пенсию - около 60 долларов. Казалось бы, все справедливо, вдвое больше отработал - вдвое больше получил, но разница в отработанных годах весомая, а в полученных пенсионных - мизерная.

В правительственные поправки будут включены такие вопросы, как повышение с 1 января следующего года пенсий (на основе перерасчета отчислений в социальный бюджет и назначения базовой выплаты), постоянная их индексация с учетом инфляционных процессов. Основой предстоящей пенсионной реформы, призванной обеспечить пенсионерам достойную старость, по словам Филиппа, станет социальная справедливость путем создания устойчивой системы пенсионного обеспечения, сокращения разрыва между зарплатами и пенсиями.

ПЕРЕД ПРЕКЛОННЫМ ВОЗРАСТОМ ВСЕ РАВНЫ

С проведением пенсионной реформы согласились и профсоюзы, однако они настаивают на разработке упрощенной формулы расчета пенсий. С тем, чтобы после достижения пенсионного возраста человек самостоятельно смог посчитать, какую пенсию ему должно выплатить государство. А для этого, по мнению лидера молдавских профсоюзов Олега Будзы, необходимо ликвидировать «пережитки прошлого», точнее, избавиться от так называемых привилегированных слоев пенсионеров, а таковыми являются сегодня депутаты, государственные чиновники, таможенники, прокуроры, работники судебной системы и многие другие категории. 

Эксперты, со своей стороны, настоятельно рекомендуют соответствующим государственным органам решить еще одну проблему, которая отрицательно влияет и на рынок труда, и на последующее формирование пенсий. Речь идет об ужесточении борьбы с так называемым черным рынком труда и «зарплатой в конвертах» с последующим полным искоренением этого опасного явления. По подсчетам аналитиков, ежегодно из-за «конвертов» бюджет, следовательно, и социальный фонд, теряют сотни миллионов долларов. Однако, несмотря на введенные правительством жесткие санкции за нарушение трудового законодательства (штрафы за зарплату в конвертах могут составлять до 2,5 тысячи долларов), «черный рынок» продолжает «процветать». 

СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ

Есть еще один немаловажный вопрос, который молдавским властям рано или поздно придется решить. Речь идет о социальной безопасности трудовых мигрантов, которые, работая «гастарбайтерами» за пределами страны, денег в социальный фонд не отчисляют, следовательно, и на социальные выплаты они рассчитывать не смогут после возвращения на Родину. А возвращаться, как ни крути, придется. Не до гробовой же доски трудиться за рубежом. 

По неофициальным данным, в различных государствах Европы и СНГ трудятся около миллиона граждан Молдовы. Официальная статистика указывает на цифры порядком ниже, но суть от этого не меняется. И тут многое, по мнению большинства экономических экспертов, зависит именно от эффективной правительственной политики в этом направлении. Речь идет, прежде всего, о срочном инициировании переговоров с правительствами большинства государств, где работают сегодня молдаване. Переговоров о предоставлении социальных гарантий молдавским трудовым мигрантам. Вопрос весьма сложный и деликатный, так как для начала переговоров о социальных гарантиях, в том числе и об отчислениях в бюджет, необходимо решить вопрос полной легализации работающих за пределами Молдовы гастарбайтеров. Но при нынешней сложной ситуации с беженцами в Европе надеяться на скорое решение этого вопроса вряд ли приходится. Несколько лет назад переговорный процесс вроде бы и начался (с Португалией и Россией), однако о нем как-то в последние годы подзабыли. 

НЕ БЫТЬ ЛИШНИМИ НА «ПРАЗДНИКЕ ЖИЗНИ»

В девяностых годах прошлого столетия в Молдове бытовала горькая шутка. На вопрос одного из иностранных журналистов о том, как молдавским пенсионерам удается выживать на пенсию в 500 леев (сегодня это составляет около 25 долларов), один из высокопоставленных молдавских чиновников неудачно пошутил: «Как умудряются? Очень просто. Тысячу леев платят за коммунальные услуги, а на остальные живут...». Шутка прижилась и переложилась на реальность. Но в каждой шутке, как говорят, есть доля шутки. Остальное - истинная правда. Как в Украине, так и в Молдове, шутится на этот счет очень невесело. Потому как людям преклонного возраста в обоих государствах и сегодня приходится считать «крохи», чтобы сначала расплатиться «за коммуналку и постараться «дотянуть» до следующей пенсии.

В этом вопросе в Молдове, как и в Украине, власть пытается поддержать население субсидиями. Молдаване получают компенсацию, которая никоим образом не покрывает затраты на услуги (около 30%), а в зимнее время - и того меньше. И все же молдавские пенсионеры не теряют надежды на то, что начатая правительством пенсионная реформа, основанная на принципах социальной справедливости и равенства, учтет все нюансы реальной жизни в реальной стране. И они смогут, как их сверстники в странах Запада, тратить пенсию не на оплату коммунальных счетов, а на путешествия и общение друг с другом. А, главное, не будут лишними на этом «празднике жизни».

Зинаида Гурская. Кишинев


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-