О возвращении Крыма Украине доложит президент США

О возвращении Крыма Украине доложит президент США

Аналитика
1210
Ukrinform
Поддержка Украины может стать лейтмотивом политики США по реализации ее собственных национальных интересов

Международная группа по расследованию катастрофы малайзийского Boeing-777 рейса MH-17 17 июля 2014 года над Донбассом на пресс-конференции в Амстердаме объявила результат своей деятельности. В итоге – Кремль практически открыто назван убийцей 298 мирных людей. Мир получил очередное мощное доказательство прямой русской агрессии против Украины и преступлений русского режима против человечности. Можно уже говорить о неизбежности наказания всех, кто был привлечен к организации и выполнению этих преступлений. Это может быть гарантировано и тем, что «украинский вопрос», очутившись в центре международного дискурса касательно будущего системы международных отношений, становится также ключевым для реализации национальных интересов США.

21 сентября 2016 г. Палата представителей Конгресса США единогласно одобрил законопроект H. R. 5094 «О поддержке стабильности и демократии в Украине» (далее – Законопроект). Сразу большое количество обозревателей и экспертов прокомментировали этот факт, сосредоточившись преимущественно именно на запрете признания Соединенными Штатами аннексии Российской Федерацией Крыма и на вопросе предоставления помощи Украине летальными оборонными системами вооружений. При этом можно было наблюдать большое количество диаметрально противоположных мнений относительно цели, содержания, и правовых механизмов, предусматриваемых Законопроектом, в зависимости от того, чьи интересы представляли комментаторы. Вполне естественно, что украинские комментаторы сосредоточились на тех аспектах, которые имеют важные последствия для нашей страны и которые должны способствовать возобновлению ее территориальной целостности, что была нарушена в связи с агрессией Российской Федерации. В свою очередь, русские комментаторы, а также представители уже не настолько многочисленной, как хотелось бы кремлевским стратегам, пророссийской пятой колонны в Украине и Европе сосредоточились именно на аспекте предоставления США Украине летального оружия, акцентируя такие комментарии красноречивыми заглавиями типа «Лицензия на убийство. Конгресс США дал добро на летальное оружие для Украины». А печально известный своими неадекватными «экспертными» оценками Сергей Марков, который позиционирует себя как директор целого российского «Института политических исследований», вообще заявил о том, что «это закон о поощрении массовых военных преступлений и геноцида русского народа», «забыв» о преступлениях против человечности, что каждый день творятся гражданами РФ в Украине, Сирии и других местах из-за прихоти путинского режима. А зря, потому что, если отстраниться от эмоций и тщательно проанализировать текст законопроекта H.R. 5094 «О поддержке стабильности и демократии в Украине» скврозь призму наследственности внешней политики США, можно найти немало значимого, что не нашло отражения в экспертных комментариях, но может быть знаковым – не только для Украины, но и для будущего РФ. И тогда уже даже «небольшие неприятности» из-за сбитого MH-17 в небе над Донбассом, на фоне массовых убийств русскими военными мирного населения в Украине, Сирии, Грузии, Абхазии, Ичкерии и других местах, которые по чьей-то прихоти были признаны как «зона влияния России», для кое-кого в РФ не покажутся такими уж невинными.

Украина – в центре политики США

Уже сами названия законопроекта H.R. 5094 (кроме «О поддержке стабильности и демократии в Украине», Stability and Democracy for Ukraine Act также озаглавливается, как «Поддержим Украину», а в более эмоциональном варианте перевода - «Восстанем за Украину» (STAND for Ukraine Act – где используется аббревиатура от общего названия STability ANd Democracy)), являются красноречивыми и отображают все нюансы политики США – как относительно оценки русской агрессии против Украины и ее последствий для интересов США и миропорядка в целом, так и роли и места нашей страны как ключевого субъекта международных отношений на данном этапе.

В статье 2 Закона определены основы «украинской» политики США. Все формулировки здесь являются недвусмысленными и красноречивым и определяют в качестве приоритета «предоставление дальнейшей поддержки украинской власти в возобновлении суверенитета и территориальной целостности государства для сдерживания, отвлечения и недопущения русской агрессии путем ввода комплексных и скоординованих с союзниками и партнерами усилий, которые включают санкции, дипломатию и помощь народу Украины, в том числе летальными оборонными системами вооружений, с целью укрепления демократии, развития свободной рыночной экономики и для реализации права на самозащиту».

В качестве дополнительных элементов политики США по поддержке Украины определяется два таких:

1) Использовать свой голос, голосование и влияние на международных форумах, чтобы побуждать других оказать помощь Украине, подобную той, которая определена в отмеченном законе для США.

2) Обеспечить условия, при которых любое соответствующее облегчение санкций для Российской Федерации зависело бы от своевременного, полного и такого, которое поддается проверке, выполнения Минских договоренностей, особенно в части возобновления Украиной полного контроля над своей восточной границей с Российской Федерацией.

Поэтому, когда этот Законопроект станет законом, Украина может надеяться не только на разрешение текущего конфликта из РФ, но и на делание невозможным подобных конфликтов в конкретно взятой части планеты в будущем. По каким причинам – это может каждый представить себе после окончательного ознакомления с Законопроектом. Этому может способствовать даже беглое ознакомление с историческими примерами применения подобных инструментов реализации национальных интересов США.

Украина возвращает США к Доктрине Стимсона

Если говорить о сущности смысловой части Законопроекта в целом, то основным его направлением является стремление американских законодателей утвердить на уровне федерального законодательстве разнообразные подзаконные акты – так называемые исполнительные приказы (Executive Orders), которые были отработаны в США в ответ на агрессивную политику РФ по отношению к Украине и определяли санкции против РФ и мероприятия по поддержке Украины. В Законопроекте предусмотрен механизм, который связывает возможность облегчения санкций, которые были введены против РФ в связи с ее агрессией против Украины, с действиями России по прекращению конфликта с Украиной, в том числе в контексте оккупации части Донбасса. Этот механизм предусматривает, что санкции, введенные против РФ за попытку аннексии Автономной Республики Крым, будут оставаться действующими «до тех пор, пока президент США не предоставит Конгрессу свидетельства о возобновлении суверенитета Украины над Крымом». При этом любое облегчение санкций против РФ будет зависеть от своевременного, полного и доказанного выполнения ею Минских договоренностей, в первую очередь в части, касающейся возобновления Украиной контроля над всей восточной государственной границей из РФ в зоне конфликта.

Кроме того, Законопроект утверждает в качестве политики США по отношению к Крыму «политику непризнания», которая была ими успешно использована в отношениях с милитаристскими режимами и вошла в историю международного права и дипломатии как Доктрина Стимсона (англ. Stimson Doctrine).

Последний раз действенность политики непризнания была продемонстрирована на примере оккупированных в 1940 году Советским Союзом прибалтийских стран – Эстонии, Латвии и Литвы. Хотя эта политика длилась почти 52 года, она неуклонно привела к развалу главного геополитического врага США – Советского Союза И процесс разрушения советской империи начался именно с выхода из СССР прибалтийских стран, а если быть точнее – именно из оккупации СССР Эстонии, Латвии и Литвы и благодаря неуклонному соблюдению США Доктрины Стимсона.

Следует отметить, что Доктрина Стимсона была избрана тогдашним руководством США в качестве одного из основных невоенных средств в противостоянии из СССР. В отличие от США, советское руководство в стратегии противостояния со своими заокеанскими визави сделало ставку на военные средства, что неминуемо привело к поражению – из-за истощения ресурсов в «гонке вооружений».

«Политика непризнания«, которая утверждается законопроектом H.R. 5094 по отношению к оккупированному Россией Крыму, направлена на дальнейшее расширение существующих санкций США против России путем создания более жестких условий относительно возможного уклонения от их действия и регулярной отчетности о деятельности зарубежных финансовых институтов, которые незаконно контролируют государственные активы Украины в Крыму.

Законопроект предусматривает, что «ни одно государственное ведомство США не должно употреблять никаких действий прямых или опосредствованных, которые предусматривали бы признание суверенитета России над Крымом, его воздушным пространством, или территориальными водами». Кроме того, закон прямо запрещает Управлению по изданию правительственных документов (Government Publishing Office) печатать любой официальный документ с указанием Крыма в составе Российской Федерации.

Контрольные точки – оружие, права человека и инвестиции в Украину

Особенное значение имеет прописанное в Законопроекте положение об обязательном применении положений закона о контроле над экспортом вооружений (Arms Export Control Act), который предусматривает механизмы влияния на все страны-члены НАТО с целью недопущения предоставления ими РФ (пока эта страна «силой осуществляет оккупацию территории Украины») оборонного оборудования и услуг, которые содержат технологии и / или компоненты из США. При этом соответствующие органы США обязываются осуществлять контроль и своевременно обнаруживать возможные факты предоставления странами-членами НАТО России оборудования и услуг военного назначения.

Здесь следует отметить, что вряд ли в какой-либо стране НАТО можно найти «оборонное оборудование или услуги», которые тем или иным образом не содержат «технологию США». А в случае, если такое «что-то» и найдется, то вряд ли кто-либо в странах НАТО сможет набраться решительности иметь по этому поводу иное виденье – без рисков экономических, политических – и прочих последствий для себя…

В Законопроекте также ощутимо стремление американских законодателей расширить сферу действия так называемого Закона Магнитского на любые территории, которые оккупированы, либо же контролируются РФ иным образом – в частности Абхазию, Крым, Южную Осетию и Приднестровье, где российские военные физически присутствуют, а также те территории, которые могут контролироваться невоенными средствами.

Следует отметить, что Законопроект направляет действия администрации США на совместную работу с руководством Украины по созданию международного консорциума для управления частными инвестициями в Украину за счет минимизации и объединения политического риска для потенциальных частных инвесторов. Это может иметь своеобразную особенную форму международного страхования рисков потенциальных инвесторов (под гарантии США) и обеспечить приход в Украину мощных международных корпораций с их капиталами. А это уже, в свою очередь, будет способствовать более скорому превращению нашей страны в одну из мощнейших экономик мира.

Преимущество – нелетальним средствам

Что касается более широкого влияния на пространство вокруг Украины, то законопроект H.R. 5094 обязывает внешнеполитическое ведомство США «разработать и внедрить Стратегию реагирования на дезинформацию и пропагандистские усилия Кремля, которые направлены на русскоязычные районы в странах, граничащих с Россией (дальше – Стратегия»).

Указанная Стратегия должна предусматривать:

1) Разработку мероприятий в ответ на пропаганду и кампании по дезинформации, как элементы продолжающегося Украине кризиса, в частности:

– содействие наращиванию возможностей украинских военных по документированию всего, что происходит в зоне конфликта и распространению информации в режиме реального времени;

– содействие повышению возможностей по ведению телетрансляции из наземных телевизионных передатчиков на территории Восточной Украины;

– проведение мероприятий по медиа-образованию должностных лиц правительства Украины.

2) Установление партнерских отношений с правительствами стран-партнеров и организациями частного сектора с целью обеспечения телерадиовещательных компаний, которые ведут трансляции в районах компактного проживания русскоязычного населения, граничащих с Российской Федерацией, развлекательными программами и новостийным контентом.

3) Осуществление оценки степени влияния РФ на политические партии, финансовые учреждения, средства массовой информации и другие организации, которые пытаются осуществлять политическое воздействие и влияние на общественное мнение в пользу политики Российской Федерации по всей Европе.

Также Законопроект устанавливает подотчетность государственного секретаря США по вопросам подготовки и реализации Стратегии Комитета в иностранных делах и Комитета по делам вооруженных сил Палаты представителей и Комитета по внешним связям и Комитету по вопросам вооруженных сил Сената США.

Эти положения будут иметь ключевое значение, как для Украины, так и для остальных стран, которые граничат из РФ, в частности – для Азербайджана, Армении, Казахстана и остальных постсоветских стран, страдающих от агрессивной российской пропаганды, не имея ничего адекватного, чтобы можно было противопоставить ей в защиту собственных интересов.

Кроме того, это должно способствовать созданию надежных механизмов противодействия русской пропаганде в странах Европы и в самих США, которые, как недавно оказалось, тоже чувствуют попытку РФ влиять даже на результаты выборов в этой стране.

Следует отметить, что тем, что законодатели в США отдают приоритет отработке Стратегии реагирования на дезинформацию и пропагандистские усилия Кремля – в противовес вопросу предоставления Украине летального оружия (что не исключается в качестве крайней меры) – подтверждается последовательность и преемственность политики США, которая велась по отношению к СССР. Здесь опять США отдают приоритет невоенным средствам – в отличие от РФ, которая сосредоточилась на создании на западном направлении мощных стратегических группировок и превратила оккупированные территории Донбасса и Крыма в наиболее милитаризированные территории не только Европы, но и всей планеты. Учитывая это, можно представить себе и конечный результат этих стратегий, и дальнейшие последствия для одного из «игроков», который упрямо двигается вслед за СССР.

США определяются, что дальше...

Важнейшим из всего, что предусматривает Законопроект, по-видимому, является то, что в нем закладывается механизм, который бы обеспечивал последовательность американской политики по поддержке Украины в ее противостоянии из РФ и делал невозможным изменение этой политики в зависимости от того, кто станет президентом США. Потому что отменить действие закона – это вовсе не то, что отменить действие исполнительного приказа (по существу – распоряжение бывшего президента).

Остается надеяться на быстрое прохождение Законопроекта через сенатские комиссии (где он уже находится с 22 сентября этого года), одобрение его Сенатом и подписание президентом США.

На фоне действий РФ, которые напоминают поведение слона в посудной лавке (как пример – хотя бы тот же случай с сбитым в небе над Донбассом малайзийским Boeing-777, что уже составляет основу для уголовного дела в Международном криминальном суде), все основания для этого есть. К тому же, законопроект H.R. 5094 «О поддержке стабильности и демократии в Украине» поддерживают в равной степени как представители Демократической, так и Республиканской партии, что является хорошим отражением двухпартийного консенсуса в США относительно поддержки Украины в противостоянии из РФ. Потому что «Поддержим Украину» – не просто слоган, избранный в качестве названия одного из дежурных законопроектов США, а – основной лейтмотив политики США по реализации собственных национальных интересов.

Поэтому – сохраняем оптимизм, имеем надежду на светлое будущее и делаем свою часть дела, строя сильную, безопасную и состоятельную Украину без порождений «совка» – коррупции, мздоимства чиновников и инфантилизма граждан.

Валерий Рябых, эксперт Defense Express

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-