Проблемы перевода, или И будет счастье украинским пенсионерам

Проблемы перевода, или И будет счастье украинским пенсионерам

535
Ukrinform
Только перевод одного слова в Меморандуме Украина – МВФ дает власти возможность не повышать пенсионный возраст для граждан

Об этом фактически заявил вице-премьер-министр Украины Павел Розенко в ответ на резонанс, который возник после опубликования очередного Меморандума Украины с МВФ. В нем говорится об экономических и финансовых обязательствах для получения третьего транша в рамках программы EFF, открытой Международным валютным фондом для Украины в 2015 году. В течение периода действия программы в 2015-2018 годах, напомним, МВФ обещает предоставить Украине финансовую поддержку в размере $17,5 млрд.

Первые два транша, которые суммарно составили $6,7 млрд, официальный Киев получил в прошлом году. Выделение третьего транша ($1 млрд), которое ожидалось летом этого года, постоянно задерживалось - украинское правительство и МВФ никак не могли согласовать позиции. После того, как представители украинского правительства во главе с премьер-министром Владимиром Гройсманом подписались под обещаниями выполнять очередные наставления главного кредитора, буквально через два дня - 16 сентября - долгожданный третий транш поступил в Украину.

Выполнение положений нового Меморандума позволит к концу 2016 года привлечь дополнительно $1,3 млрд финансовой поддержки от МВФ, которые пойдут в резервы Национального банка Украины.

Как только текст Меморандума в его англоязычной версии стал доступен на сайте МВФ (официального украинского перевода до сих пор нет), в нем обнаружили много интересного. В собственном переводе и трактовке их очень быстро разнесли политики - завсегдатаи телевизионных эфиров. Ведь в тексте, кроме всего, речь идет о болезненных социальных вопросах, в решении которых настоятельно нуждается больная экономика. Но на которые не могут решиться политики при власти.

В частности, Украине для получения четвертого транша в рамках программы расширенного финансирования EFF надо принять закон о постепенном повышении пенсионного возраста. Это требование является так называемым «структурным маяком», то есть, условие обязательное для выполнения. От этого будут зависеть сроки предоставления и размеры следующих траншей.

«Позицbя абсолютно четкая и принципиальная – сегодня мы не пойдем на повышение пенсионного возраста для наших сограждан. Этот вопрос можно будет рассматривать только в перспективе: после того, когда мы повысим уровень и качество жизни украинцев, а самое главное – резко увеличится продолжительность жизни в нашей стране», - заявил Павел Розенко сразу после публикации Меморандума.

И попутно не удержался от выпадов в сторону «папередникjd». Мол, хоть вопрос повышения пенсионного возраста в Украине и поднимался на переговорах с МВФ, начиная еще с 2005 года, но ни тогда, ни в 2008 году мы (то есть «правильные» политики - Авт.) не поднимали планку пенсионного возраста. Но на это решился – экс-президент Виктор Янукович с экс-премьером Николаем Азаровым в 2011 году.

Именно тогда под давлением МВФ Украина начала процедуру увеличения пенсионного возраста, как это было предусмотрено стратегией сотрудничества. Принятые в том же году поправки к Закону «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» предусматривали единый возраст – 60 лет, как для мужчин, так и для женщин, по достижении которого и наличии страхового стажа не менее 15 лет можно претендовать на получении пенсии по возрасту.

Однако, в отношении женщин решения по имплементации этих норм постоянно корректируется. На сегодня право на пенсию по возрасту имеют женщины 1961 года рождения и старше, которым еще не исполнилось 60.

То есть, власть продолжает манипуляции с пенсионным законодательством, всячески пытаясь избежать горькой участи непопулярных руководителей. Они бы и рады сбалансировать существующий бюджетный перекос за счет сокращения расходов Пенсионного фонда, но это будет означать верную политическую смерть. Скорее, украинцы останутся без штанов, чем политики без власти. И, судя по всему, МВФ на стороне последних.

«Требование МВФ о повышении пенсионного возраста действительно есть, но оно неоднозначное. Употребленное слово «adjust» - корректировать, упорядочивать и т.д. Официального украинского перевода текста пока нет, но всем очевидно, что МВФ не имеет в виду понижение. Поэтому и идут такие манипуляции со стороны правительства и политиков», - объясняет Марианна Онуфрик, эксперт Института общественно-экономических исследований. - Не думаю, что власть пойдет на повышение пенсионного возраста для всех категорий граждан. Во-первых, это действительно несправедливо по отношению к людям - постоянно за их счет решать проблемы, связанные с неграмотным управлением в сфере пенсионного обеспечения. А во-вторых, это политически опасно».

Скорее всего, правительство будет всячески избегать выполнения «пенсионных» требований МВФ. Благо, они выписаны так, что сделать это, похоже, вполне реально. До конца текущего года, по словам министра финансов Александра Данилюка, правительство должно вроде бы только определиться с моделью пенсионной реформы. И она может предусматривать, в частности, постепенное повышение пенсионного возраста. А может и не предусматривать. Ведь, структурный маяк по пенсионной реформе с предыдущего меморандума тоже не был выполнен. И ничего страшного в отношениях с внешними кредиторами не произошло. Что наводит на мысль: выдавая Украине транш в рамках вышеназванной программы, Международный валютный фонд тоже принимает политические, а не экономически обоснованные решения.

Итак, эксперименты продолжаются.

Прогнозируем, что Кабмин и в дальнейшем будет уменьшать возможности граждан для раннего выхода на пенсию. Вероятно, будет пересматриваться перечень должностей и профессий, предоставляющих право на это. Он очень большой, и по факту средний возраст выхода на пенсию в Украине составляет менее 50 лет. И на этом политики пока и держатся, формируя образ защитников народных интересов в глазах своего электората.

Оксана Полищук, Киев

«Пенсионные» требования МВФ:

– постепенное изменение пенсионного возраста;

– дальнейшее сокращение перечня требований для досрочного выхода на пенсию;

– ужесточение критериев квалификационных требований для получения минимальной пенсии;

– консолидация пенсионного законодательства, которое сейчас охватывает около двух десятков законов;

– обеспечение единого принципа выплаты пенсий без предоставления льгот для любой профессии (за исключением военных);

– расширение базы для взносов в систему социального обеспечения;

– установления справедливого налогового режима для пенсий;

– обеспечение более тесной связи между пенсионными взносами и размером пенсии, что должно стимулировать к декларированию реальных доходов.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-