Проклятие трассы Одесса – Рени, или Почему на дорогах Украины каскадеры не смеются

Проклятие трассы Одесса – Рени, или Почему на дорогах Украины каскадеры не смеются

Аналитика
1789
Ukrinform
На асфальтном буреломе трассы Одесса – Рени, ремонт которой превратился в шоу, продолжают разбиваться автомобили, человеческие жизни, экономические стратегии, политические амбиции и имидж Украины.

В конце прошлой недели Президент Порошенко инспектировал Одесчину – 50 км отремонтированной дороги Одесса – Рени, пункты пограничного пропуска с Молдовой и местные винодельческие предприятия.

Результат – красивые картинки об отремонтированном то ли пятидесятом километре, то ли пятьдесяти километрах пресловутой автодороги, подписан закон об отмене 500 тыс. грн за сертификацию для оптовой торговли вином и внедрение в Украине в эту честь Дня молодого вина.

Так случилось, что буквально накануне корреспонденты Укринформа провели собственную ревизию транспортной инфраструктуры Одесской области. И увиденное резко отличается от официальной картинки.

Учимся путешествовать в ритме дорожного вальса – «яма раз-два-три!»

Наверное, каждый нормальный автомобилист, прежде, чем отправляться в путешествие спросит у всезнающего Гугла, как проехать к выбранной точки на карте. И безотказный сервис, не задумываясь, нарисует кратчайший, по его мнению, путь к цели. Не скажет только одного: существует ли вообще этот путь в природе.

В нашем автопутешествия из Киева в село Новые Трояны, что в Одесской области, именно так и произошло. Компьютер изобразил на карте путь длиной в 677 км., заверил, что «без пробок» он займет каких-нибудь 8 часов 35 минут. И мы отправились в дорогу, будучи уверенными в том, что все так и будет, как сказал Великий Гугл.

  1. Из столицы выехали еще вечером в пятницу. Традиционный «день освобождения» Киева, то есть десятибальные пробки, начался сразу – движение от Голосеевской площади до Одесской (4 км) заняло 1,5 часа. Столица активно ремонтирует центральные магистрали.
  2. Следующие 600 км до Одессы, а это три четверти пути, с короткой передышкой в Умани, удалось преодолеть за более-менее расчетное время. Известная одесская трасса Е-95, являющаяся частью европейского транспортного коридора №9 между российским Санкт-Петербургом и Балканами, традиционно, порадовала за Уманью. Эта ее часть, в отличие от «доуманской», значительно новее и технически в лучшем состоянии.
  3. Солнце встретили уже за Одессой. Впереди оставалась четверть пути. И как показывала карта, мы должны были проехать ее по дорогам государственного значения. Вот это солидное «государственного значения» вселяло оптимизм и торопило в дорогу.
  4. Но как только машина съехала с оживленной автодороги Е-87, которая огибает Днестровский лиман по верховью, и «легла на курс» Т1627 сообщением Сарата – Новые Трояны – стало понятно, насколько опрометчиво полагаться только на Гугл-карты. К нашей конечной точке путешествия оставалось каких-то восемьдесят километров («тьфу!» по водительским меркам). И именно эти 80 «кэмэ» пути стали эпическим соревнованием на выживание.

  1. При отсутствии дорожного полотна как такового, продвигаться приходилось все равно что по минному полю. А иногда, и в буквальном смысле выезжать в поле на грунтовку, которая параллельно вела «в том направлении». И все это в условиях тумана... Представили степень экстрима? Расстояние, которое «при всем нормальном» преодолевается максимум за час, здесь превратилось в 4 часа автомобильной эквилибристики. И если бы не альтернативная грунтовка, где наш легковой автомобиль балансировал над грунтом на грани клиренса, мы бы вообще не доехали до пункта назначения.

  1. 11 час утра. Физически уставшие и морально убитые, мы таки добрались до затерянных в бессарабских степях Новых Троянов – немаленького живописного села почти на границе с Молдовой. Населенного преимущественно этническими болгарами.

Укринформ в прошлом году уже писал о ТОР-10 худших дорог Украины. Но увиденное собственными глазами здесь, в одесской глубинке, превзошло все рейтинги бездействия в дорожном хозяйстве. Украинская провинция постепенно впадает, по сути, в средневековье, оставаясь вне пределов досягаемости.

Когда ремонт становится чисто политическим проектом

Возвращаться по той же дороге домой мы не рискнули. И наша экспедиция вынуждена была дать солидный крюк – возвращаться из Новых Троянов в Одессу через районный центр Болград, с выездом на знаменитый паневропейский коридор «Черноморского экономического сообщества», пролегающий в Украине от Рени до Одессы (М-15).

С ростом грузопотока за время независимости покрытие этой стратегической автодороги, соединяющей 5 портов и 9 районов Одесщины, а также являющейся кратчайшим путем в соседнюю Румынию, превратилось в сплошной бурелом. За что магистраль получила название «дорога позора». Год назад жители Одесской области даже пикетировали Кабмин, чтобы привлечь внимание Киева к ужасному состоянию трассы.

Работы по ремонту трассы были громко анонсированные Президентом Порошенко весной прошлого года. А уже летом глава Одесской ОГА Михеил Саакашвили развил здесь бурную хозяйственную и политическую деятельность.

Для предотвращения коррупционных рисков, ремонт трассы был разбит на участки. Проводился тендер на ремонт каждого. Всего 17 участков, восемьдесят километров из более чем трехсот, требующих капитального ремонта. Общая стоимость работ составила около миллиарда гривен (с 19,4 миллиардов гривен, выделенных в 2016 году на ремонт дорог по всей Украине).

«До следующего лета (имелось в виду 2016-го), я вам твердо обещаю, дорога будет восстановлена!» – бил себя в грудь одесский губернатор.

А теперь – внимание! Что представляет собой восстановленная дорога Одесса – Рени.

  1. В ее средней, наиболее загруженной части, пролегающей от города Болград к поселку Монаши (длина пути примерно 150 км) это – десятки километров ям, бугров и воронок, перемежающихся короткими отрезками ровного асфальта, длиной не более трех-пяти км.: видимо, они хотят сказать, что там было ЕЩЕ ХУЖЕ?
  2. Кто и как составлял план ремонта участков, не понятно. Потому что общая длина отремонтированных участков не превышает 30 км (пятая часть). И если строители считали, что этот «пунктирный» ремонт облегчит жизнь водителей и увеличит пропускную способность международного транспортного коридора, то они глубоко ошибались. На наиболее опасных участках (например, в районе с. Холмское) можно ехать разве что 10 км/час. А общая средняя скорость на всем маршруте не превышает 50 км/час.

  1. При этом на отремонтированных участках не рекомендуется съезжать на обочину – она насыпана толстым слоем глины и поверху – гравием. Первый же дождь превращает ее в опасное болото. Тяжелые автопоезда, минуя друг друга, «цепляют» такую обочину и оставляют в ней колею высотой полметра. При этом глина выдавливается на асфальт. Об опасности такого «глиняного» покрытия и говорить нечего.
  2. Строительная техника, которая служила фотоиллюстрацией результатов поездки Президента Порошенко, вероятно, появилась там на время появления высокого лица словно «летучий голландец», ибо ни единой единицы такой техники вдоль дороги на протяжении этих 150 км, мы лично не увидели.

То есть, пока «руководящая и направляющая сила» в Киеве лениво чешет затылок, где бы взять деньги на дальнейшее финансирование строительства, состояние полотна на большинстве участков трассы Одесса – Рени остается таким, что можно поседеть.

Как не сесть на пороховую бочку регионального сепаратизма

Теперь – итоги. Сколько же было сказано об опасности оставлять население украинской Бессарабии вне социально-культурного и политического вниманиея! Удаленность от центра и исторические предпосылки формирования этнического состава Одесчины (как на Донбассе и Закарпатье) создают определенную почву для сепаратизма в регионе.

После провала в 2014 году в Одессе «русской весны» «ватные» настроения местного населения никуда не делись. На протяжение всего 2015-го в регионе муссировалась идея создания так называемой Бессарабской народной республики. И хотя СБУ дала понять поклонникам «русского мира», что им ничего не светит, юг Одесской области остается в этом отношении «взрывоопасным».

Вспомним, Болград, например, был основан почти двести лет назад болгарами, которые не желали жить под турецким игом и с разрешения тогдашних российских властей переселились сюда на российскую территорию. До сих пор потомки тех болгар общаются с гостями-украинцами исключительно на русском языке. Хотя хорошо понимают украинский. К тому же на местном религиозном поле доминирует Московский патриархат – количество его приходов в 4 раза выше, чем Киевского патриархата.

Предохранителем для прорастания зерен сепаратизма является определенная пассивность населения и национальное разнообразие. В Одесской области сегодня проживает более 130 национальностей и народностей. Среди них 25% – болгары, 4,5% – гагаузы. Этническая родина последних, кстати, имеет автономный статус в составе современной Молдовы. И в их новейшей истории, между прочим, тоже зафиксирована неудачная попытка отделиться от Молдовы в виде Республики Гагаузия.

Но разве можно на это полагаться? Постоянное невыполнение политических обещаний о наведении порядка в дорожном, портовом и таможенном хозяйстве региона не способствует распространению проукраинских настроений в Одесской области.

Депутаты решили: «Дорогам быть»

Радует то, что Верховная Рада все же поддержала приоритет решения проблем в дорожной отрасли. То ли так удачно сошлись звезды на небе, то ли так крепко держал кулаки министр инфраструктуры Владимир Омелян, но на прошлой неделе народные депутаты дружно поддержали законопроект о финансировании Государственного дорожного фонда. В проекте Госбюджета-2017 было предусмотрено финансирование этого фонда на уровне 27% от акцизного налога и пошлин на горючее, транспортные средства и от других источников. Транспортники же настаивали на повышении уровня отчислений до 75% и им удалось убедить в этом депутатов.

Когда народные избранники проголосовали «за» молодой министр на радостях не удержался от эмоциональной реплики: «Лупаймо сю скалу! Мы должны ее разбить, и на ее месте проложить автобан!»

Вот бы эти слова – да Богу в уши, как говорят в Украине...

Оксана Полищук, Киев


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-